Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melk._motor._ruk.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 42»

Тема: «Развитие мелкой моторики у

детей раннего возраста»

Воспитатель: Орлова

Елена Анатольевна

Содержание

1. Обоснование.

2. Цель задачи, предлагаемый результат.

3. Содержание работы по обозначенной теме.

4. Практическая значимость работы.

5. Заключение.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у

человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так

как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью

тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о

форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей

интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой

области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго

до поступления в школу, а именно- с самого раннего возраста.

С 2004 года я работала над развитием мелкой моторики пальцев рук у

детей раннего возраста.

Работая в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 лет до

3 лет, я проанализировала условия, созданные для развития мелкой

моторики. Для этого имеется определенный набор пособий - шнуровки,

разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал,

материал для изобразительной деятельности. Но наблюдая за действиями

детей, отметила напряженность движений, неточность при выполнении

упражнений.

Проводимая ежегодная диагностика развития мелкой моторики

показывает, что в среднем около 60 % вновь пришедших детей имеют

низкий уровень развития мелкой моторики а, 40 % - средний уровень.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила

провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном

контакте со сменным воспитателем, родителями.

В ходе моей работы четко обозначилась проблема:

необходимости организации целенаправленной систематичной работы по

развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование

разнообразных форм, методов и приемов.

Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей

дальнейшей деятельности:

Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для

детей раннего возраста

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития

мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов.

Предполагаемый результат:

I усовершенствована предметно-развивающая среда;

II положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблеме,

я выбрала наиболее эффективные формы, методы, приемы для развития у

детей раннего возраста мелкой моторики пальцев рук.

На основе данной литературы разработала проект по развитию мелкой

моторики, подобрала диагностический инструментарий, систематизировала

игры, дополнила предметно-развивающую группу нестандартным

дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр со

стихами, скороговорками, картотеку пальчиковой гимнастики и другое.

Одной из форм работы с детьми являются занятия:

- сюжетные

— индивидуальные

- подгрупповые,

построенные в игровой форме.

Игре на занятии придаю большое значение, как средству создания

эмоционального подъема, положительных эмоций и радости . Игра в

сочетании с художественным словом, словом с движением, имитаций,

звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму.

Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр.

Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей

и индивидуально. Проведение игр-занятий способствует развитию мелкой

моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют

сенсомоторные способности детей.

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим

материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю

помощь, создаю ситуацию успеха.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев

руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыш различного типа,

разноцветные счёты, геометрические фигуры, матрёшки, крупная мозаика.

Игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными

наполнителями. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они

приобретают умения действовать на основе различения формы, величины,

цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно

интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на

части и собирать снова. Моя задача — поддержать это стремление,

организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе

предметной деятельности.

Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная

терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств

различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики,

обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-

негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности

детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как:

«Водичка», «Наливаем-выливаем», «Угощение для друзей» «Домик для

черепашки».

Хорошим средством для развития пальцевой умелости являются

пальчиковые игры. В комплексы пальчиковых игр включаются активные

упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость,

повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры проводим во

время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Малыши

овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация

движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ,

языка и т.д.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое

сопровождение семейного воспитания. Применение современных

педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет мне

активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и

взаимодоверии. На родительском собрании мы ознакомили родителей с

содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей

раннего возраста. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх

направлениях:

- специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых

ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

- формирование моторики в специально созданных ситуациях с

использованием настольных и пальчиковых игр.

Родители являются первыми помощниками. В центр «Песка и воды»

приобрели наборы для игр с песком и водой, участвовали в оформлении

предметно-развивающей среды группы, а именно в изготовлении

нестандартного дидактического материала и пособий.

Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная

совместная деятельность, где родители являются участниками

образовательного процесса. Участвуя в проекте «Умелые ручки», цель

которого направлена на создание условий для развития мелкой моторики

пальцев рук у детей, родители изготовили игры с использованием пуговиц,

стимулирующие ручную и пальцевую координацию.

Мною искались и внедрялись разнообразные нетрадиционные формы

работы с родителями , нацеленные на решение данной проблемы.

К нетрадиционным формам взаимодействия могу отнести такие:

- совместное проведение занятий (визиты в группу);

- практикум по организации игр с детьми в домашних условиях,

способствующих развитию мелкой моторики;

— тематические консультации, папки-передвижки;

- выпуск памяток, информационных листков.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов:

восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Одним из главных условий, влияющим на качество образования является и

профессионализм педагога, постоянная работа под повышением своей

профессиональной компетентности. В этом мне помогают:

- участие в методических мероприятиях детского сада;

- обобщение опыта работы на педагогических чтениях в детском саду;

- участие в группе профессионального общения воспитателей групп раннего

возраста;

- самообразование.

Я проектирую рост профессионализма через программу саморазвития,

ежегодно мною составляются планы по самообразованию. За эти годы

наблюдается рост моих теоретических знаний и практических умений в

области развития детей раннего возраста, и в частности развития мелкой

моторики.

Такой контакт со всеми субъектами образовательного сообщества

повлияли на рост моей коммуникабельности, рост творческого потенциала и

профессионализма.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность,

последовательность в работе, созданные мною педагогические условия,

использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же

рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала,

способствуют реализации права детей на доступное, качественное

образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...