Мастер-класс для воспитателей: «Влияние игровых упражнений на формирование правильного дыхания детей дошкольного возраста»
материал на тему


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей:

«Влияние игровых упражнений на формирование правильного дыхания детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1- х классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.

Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь в организме путём газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:

• Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.

• Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать) .

• Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.

• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

• Заниматься до еды.

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

• Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Уважаемые коллеги, выходите на середину зала, на некоторое время вы станете  детьми и мы с вами поиграем.(После дыхательной гимнастики воспитатели возвращаются на свои места)

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз) .

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз) .

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.) .

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.

«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

1. «Погреться на морозе»

И.п. : стоя, руки находятся перед грудью, согнуты в локтях, ладони повернуты к себе.          Вдохнуть через нос и подуть на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы  согревая руки.

2. « Ветер»

И.п.: стоя, руки опущены

         -сильный ветер вдруг подул, тучки с неба он все сдул (полный вдох носом,  задержать       дыхание 3-4 сек. Сквозь сжатые зубы выпустить воздух несколькими   отрывистыми выдохами)

3. «Кораблик»

 Участникам предлагается широкая емкость с водой, а в ней- бумажные кораблики.    Участники медленно вдыхая через нос, а выдыхая через рот направляют воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

Предлагаются 2 варианта:1) Соревнование: каждый из 2-х участников дует на свой кораблик. Побеждает тот, чей кораблик быстрее окажется на противоположном берегу. 2) На воду помещается большой кораблик и участники вместе дуют на парус.

4. «Праздник в бутылке»

      Участникам предлагается взять бутылку с конфетти и трубочку. Вставить трубочку в   бутылку и сделав вдох носом и подуть в трубочку.

5.   «Бросим мяч»

       И.п.: стоя, руки с мячом подняты вверх

       Вдох носом, на выдох — бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х»

6. «Косим траву»

     И.п.: стоя, руки опущены вниз.

    « Покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Я читаю стишок, а вы машите   руками влево- выдох, вправо- вдох, имитируя косьбу.

       Косим мы траву

       И направо я взмахну

       И налево я взмахну

      Вместе быстро, очень быстро

      Мы покосим всю траву.

7. «Насос»

 И.п.: Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперед- вниз, при  каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при  накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох  произвольный (3-6 раз).

8. «Пилка дров»

      И.п.: (выполнять в паре) встать друг против друга, парами,беремся за руки и имитируя  пилку дров: руки на себя-вдох, руки от себя-выдох.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.

Суборова Т. А. Дыхательные упражнения в игровой форме. Журнал «Логопед» №2, 2010

Нурмухаметова Л. Р. Дыхательная гимнастика в детском саду. Журнал «Логопед» №3, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста....

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассу...

Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь....

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста"

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику....