Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.
статья на тему

Башкатова Ирина Андреевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.

       Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_duhovno.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Авсюкевич Н.И., Башкатова И.А.,

                                                                                                    воспитатель  МАДОУ  

                                                                                                        «Центр развития ребенка-

детский сад №33 «Радуга»

г. Губкин,

Белгородская область

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию  в современном образовательном пространстве ДОУ.

      Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.

       Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической личности.

         У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с дошкольного возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

          Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

          Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:

 - формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

 - воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

 - развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

           Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.

          Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

         Так, например МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад №33 «Радуга» г. Губкина Белгородской  области, реализуя свою программу, использует метод педагогического проекта.

         Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

- православные праздники в детском саду;

- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

- консультативный и информационный материал для родителей;

- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

        Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических  игр;

организация праздников; «Православные праздники»;

конструктивных игр: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»;

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

        В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

        В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.

Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы  Губкинского района»,  «Дорога к Храму», «Святые места России», «Православные святые»).

         Опираясь на положительный опыт вышеуказанного дошкольного учреждения, рекомендуются следующие формы работы:

- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;

 - беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;

 - слушанье классической, духовной музыки;

-чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;

 -посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно- нравственными ценностями;

 - выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;

 - проведение совместных праздников с родителями;

 - просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.

         Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития. В детстве,- писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств.

            В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности.  Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Список литературы

 11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект,  А. Я. Данилюк., А. М. Кондаков., В. А. Тишков., Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 с 4.

2. Гладких Л.П., Основы православной культуры, мир – прекрасное творение. Л.П. Гладких, В.М. Меньшиков., Курск.: 2008. 324с.

3.Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду Т.В. Антонова, под ред. Т. С. Комаровой, М.: 2008. 196с.

4. Колесникова И.А.Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен, Педагогика. 2008.№9. 21-33 с. :

5.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М:, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание в современном образовательном учреждении.

Данная статьяп адресована родителям и  раскрывает аспекты духовно- нравственного воспитания в ДОУОдним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является духовно- нравственное воспитание и ра...

«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ»

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения  России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовател...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ»

Аннотация. Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания, основные задачи, стоящие перед ДОУ. В данной статье рассматриваются главные показатели духовно-нравственного развития дошкол...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...