2. Опыт работы с одарёнными детьми
презентация по теме

Степанова Светлана Михайловна

Автор:

Степанова Светлана Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №45 «Добрая  фея»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx74.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45 «Добрая фея»

ОПЫТ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В ДОУ

Автор:

Степанова Светлана Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №45 «Добрая  фея»

Междуреченск, 2015

Новый закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 г. и приказ Минобрнауки России «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» №1155 от 17 октября 2013 г. внесли значительные коррективы в сложившиеся представления об организации образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольной организации. Акцент сделан на качестве образования, его максимальной индивидуализации, активизации инновационной  деятельности педагога, направленной, прежде всего, на раскрытие различных форм активности самого ребенка. Особое внимание уделяется  выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, содействию их самореализации.

Исследованием этой проблемы я занимаюсь уже в течение трех лет и вот что я выявила.

Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Она выделяет три категории одаренных детей: 

1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в дошкольном и  младшем школьном возрасте);

2) дети с признаками специальной  одаренности в определенной области  деятельности (выявляются дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте);

3) дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Потенциальными признаками одаренности у детей многие авторы (Лисина М.И., Кравцова Е.Е., Михайлова-Свирская Л.В.) считают:

  • легкость усвоения программного материала;
  • длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
  • склонность к дискуссии со сверстниками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
  • любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
  • повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.

В процессе изучения научно-методической литературы я выяснила, что характерная особенность одаренного ребенка заключается в  двойственности и противоречивости его психологического облика: как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, но при этом, значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении, что зачастую приводит к развитию у одаренных детей многих серьезных социально-психологических проблем:

  • эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
  • опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в ДОУ;
  • трудности в общении со сверстниками и взрослыми, вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
  • нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
  • стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
  • иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;
  • повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.

Вооружившись приобретенными знаниями, я провела исследование в своем ДОУ с целью выявления одаренных детей.

Данное исследование включало несколько направлений:

  • работа непосредственно с детьми (наблюдение, отбор детей с высокими способностями; выявление их индивидуальных особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе)
  • работа с семьей (обсуждение, собеседование, анкетирование родителей и т.д.)
  • работа с воспитателями на группах и специалистами ДОУ (обсуждение, собеседование, разработка принципов взаимодействия и т.д.).

В результате проведенного исследования я пришла к выводу: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей – в среднем не более 1% от общей численности детей в группе, их я и отнесла к категории «одаренные». Среди моих воспитанников (139 детей) незаурядные результаты демонстрируют – 11 человек (7,9%)

Наличие одаренных воспитанников и личная заинтересованность в поиске оптимальных форм и методов работы с ними побудили меня к разработке стратегии поддержки и развития одаренных детей, содействия их самореализации.

Цель: выявление, поддержка и развитие талантливых детей, содействие их самореализации, сохранение психологического и физического здоровья.

Задачи:

  • выявление одаренных детей;
  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  • создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, в том числе посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Для реализации намеченной цели я использую следующие условия, обеспечивающие развитие ребенка:

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

4. Сбалансированность репродуктивной (работа по образцу) и продуктивной (создание нового продукта) деятельности, сочетание совместной и самостоятельной творческой деятельности детей с различным уровнем активности.

5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

  1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Я не подгоняю ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строю общение с ним, ориентируясь  на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Я сопереживаю ребенку в радости и огорчениях, поддерживаю при затруднениях, участвую в его играх и занятиях, избегая при этом излишних запретов и наказаний. Ограничения и порицания использую при крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка  различных позитивных качеств.

Ребенок учится уважать людей, так как отношение ребенка к себе и другим – это всегда отражение отношения взрослых к нему самому. Он постепенно приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку  самостоятельность, поддерживают его и вселяют веру в собственные силы, он не пасует перед трудностями и настойчиво добивается цели. А если  взрослые поддерживают и принимают ребенка таким, каков он есть, избегают лишних ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки, быть искренним. Такое взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослые, где  возможно, предоставляют ребенку  право выбора. Признание за ребенком права на собственное мнение,  выбор деятельности  душе, партнеров по игре способствует его личностному росту и, следовательно возникновению чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок учится думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Помогая ребенку осознавать свои переживания, выражать их словами, мы учим его социально приемлемым способам выражения чувств. Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, получая этот опыт из общения со взрослыми и перенося его на других людей.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.

Для оценки качества образовательной деятельности с одаренными детьми мною предусмотрена система мониторинга динамики развития и  достижений детей, которая включает:

– педагогические наблюдения и диагностику, связанную с оценкой педагогической деятельности с  целью её оптимизации;

– различные шкалы индивидуального развития.

В соответствии с ФГОС ДО и принципами образовательной программы дошкольного образования, данная система мониторинга:

– поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

– исключает унификацию и поддерживает вариативность форм и методов работы с детьми;

– способствует открытости в отношениях с семьями воспитанников.

Система оценки качества образовательной деятельности с одаренными детьми предоставляет мне материал для рефлексии своей деятельности и для ее дальнейшего совершенствования, ориентирует меня на вариативность используемых мною методов и форм с учетом разнообразия вариантов развития ребенка в дошкольном детстве.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие участники образовательного процесса, предоставляя обратную связь о качестве моей профессиональной деятельности в направлении работы с одаренными детьми.

3.  Организация развивающей предметно-пространственной среды.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды я учитываю особенности своей образовательной деятельности, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов).

В основе этой работы лежит идея конструирования мотивирующей образовательной среды, способствующей позитивной социализации ребенка, поддерживающей формирование индивидуальной траектории его развития с характерными именно  для  него спецификой и скоростью, учитывающими интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

При проектировании мотивирующей образовательной среды я стараюсь обеспечивать условия для эмоционального благополучия и комфортной  работы детей. Созданная и постоянно обновляемая мною мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включающую пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка) и другие условия образовательной деятельности.

4. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности.

Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, основанной на взаимодействии взрослых с детьми, является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления моей педагогической деятельности.

          В работе с детьми, имеющими ярко-выраженные особенности развития, я использую следующие вариативные методы, способы и средства, формы активности (подвижные и статичные):                    

  • образовательные предложения для целой группы (занятия);
  • различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевые, подвижные и традиционные народные игры и др.;
  • взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
  • проекты различной направленности;
  • праздники, социальные акции т.п.

Все эти формы могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности, с учетом задач развития для каждого возрастного периода. Но, этот процесс будет успешен только в том случае, если взрослый выступает в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка, участвуя в реализации поставленной цели наравне с детьми, а  не через поучение (делай так и не делай этого) или трансляцию своих целей на цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству. В этой связи мне приходится часто экспериментировать, отказываясь от несоответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения, вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций.

5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому я в своей работе учитываю такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции. Тесное сотрудничество с семьей делает мою работу успешной. Согласие родителей с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить  усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.

Особенно важен диалог с семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. Таким образом, я занимаюсь профилактикой и борюсь с возникновением нарушений в развитии одаренных детей на ранних стадиях развития. Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.

Я, в свою очередь, также делюсь информацией с родителями о своей работе, о динамике развития детей; привлекаю их к активному участию в образовательной работе: родители (законные представители) могут поставить для детей спектакль, организовать совместное посещение концерта, театра, могут принимать участие в разработке и реализации проектов, праздников, могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.

Теоретическая и практическая значимость и новизна представленного опыта.

Теоретическая значимость  исследования определяется тем, что использование результатов исследования позволяет повысить эффективность работы с одаренными воспитанниками на этапе дошкольного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданы условия для поддержки и развития талантливых детей; разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень одаренности  у детей.

Новизна исследования заключается в следующем:

  • определена сущность понятия одаренности, а также  признаки одаренности у детей;
  • выявлены особенности и необходимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие выявление, поддержку и развитие талантливых детей;
  • разработаны педагогические средства, направленные на содействие самореализации, сохранение психологического и физического здоровья одаренных детей.

Презентация опыта.

Основные теоретические положения моего опыта работы с одаренными детьми изложены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах работников дошкольных образовательных учреждений города и области:

- на городской школе руководителей  (Междуреченск, 2014);

- в рамках городского декадника «Реализация ФГОС: опыт и перспективы» (Междуреченск, 2014);

- на городской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение внедрения ФГОС в ДОУ. Преемственность дошкольного и начального общего образования» (Междуреченск, 2015);  

- на II Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация дошкольного образования в условиях введения ФГОС: проблемы и перспективы» (Кемерово, 2015);

- обсуждался в рамках городского методического объединения музыкальных руководителей (Междуреченск, 2015г.).

Материалы исследования по данному направлению положены в основу:

- областного семинара-практикума «Работа с одаренными детьми в условиях дошкольной образовательной организации» (Междуреченск, 2013);

- городского семинара-практикума «Работа с одаренными детьми в рамках введения ФГОС дошкольного образования» (Междуреченск, 2014);

- городского проблемного семинара «Создание организационно-педагогических условий для развития и воспитания детей в ДОУ с учетом требований ФГОС дошкольного образования» организованного для педагогов дошкольных учреждений (Междуреченск, 2015)

Информационные текстовые и видео-материалы из опыта работы в этом направлении размещены на страницах моего персонального мини-сайта, зарегистрированного на nsportal.ru по адресу http://nsportal.ru/svetlana-mihaylovna-stepanova

Перспективы на будущее

В перспективе по выбранному направлению запланирована следующая работа:

1. Разработка и публикация в электронном и печатном виде методических рекомендаций по созданию социальной ситуации развития ребенка на музыкальных занятиях, за счет конструирования мотивирующей образовательной среды.

2. Обсуждение разработанных практических материалов с участниками городского методического объединения музыкальных руководителей, учитывая результаты апробирования;

3. Регулярное консультационно-информационное сопровождение педагогов, заинтересованных в распространении накопленного опыта.

4. Создание методики работы как с ярко заявляющими о себе талантами, так и, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, обеспечение поля деятельности для творческого самопроявления и самовыражения для всех детей. 

Перечень нормативных и нормативно-методических документов,

использованных при обобщении опыта работы

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный  № 30384).

14. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

15. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

Перечень литературных источников,

использованных, при обобщении опыта работы

При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.

Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.

Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011.

Бостельман А., Финк М. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3–6 лет. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

Выготский Л.С.  Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.:  Педагогика, 1986.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.

Корчак Януш. Как любить ребенка / Януш Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. – Москва: АСТ, 2014.  (Библиотека Ю. Гиппенрейтер).

Корчак Януш. Уважение к ребенку. –СПб.: Питер, 2015.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2013.

Кривцова С.В. Патяева Е.Ю.Семья. Искусство общения с ребенком / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Учебная книга БИС, 2008.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.

Мид М. Культура и мир Детства. –  М., 1988.

Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0–7 лет). – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Педагогический опыт работы с одарёнными детьми

Большой труд вкладывает каждый педагог детского сада в своего воспитанника. Ведь именно в дошкольном детстве у ребёнка раскрывается потенциал в той или иной области, а может даже в нескольких. Чтобы п...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...