Работа ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
статья по теме

Цыганова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73» 
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" 

Слайд3
Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность 

Слайд4
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией

Слайд5 
При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

 Слайд6
Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 

Слайд7
Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

 Слайд8
Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования; повышение социального статуса ДО 

Слайд9
Стандарт решает задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 

Слайд10
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

Слайд11 
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений. 

Слайд12
Стандарт – основа для: 
разработки примерных образовательных программ дошкольного образования 
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций 
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы 
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций 
разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования 

Слайд13

Введение ФГОС ДО регламентируется следующими документами - это
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.01.2013 года № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в РФ».

3. План разработки государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации Д. Ливановым в феврале 2013 года).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Вступает в силу: 1 ноября 2013г.

6. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования».

7. Приказ Министерства Образования Республики Мордовия №1203 от 31.12.2013 «Об утверждении сетевого введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Республике Мордовия в 2014-2015». 

Слайд14
План внедрения ФГОС ДО утвержден на заседании педагогического совета МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73» Протокол №2 от 30 ноября 2013. План разработан до 2016

 Слайд15

Введение ФГОС ДО осуществляется в соответствии с дорожной картой и мероприятиями прописанными в ней в установленные сроки
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО
Создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы детского сада  
 
1. 
Организация изучения ФГОС дошкольного образования педагогическим коллективом. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих подготовку к введению ФГОС 

2. 
Создание рабочей группы из состава педагогов с целью разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы
3. 
Утверждение плана работы по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования 
 

Слайд16

Определение изменений и внесение дополнений в образовательную систему МАДОУ ЦРР  д/с №73
Организационное обеспечение подготовки к введению ФГОС 

1. 
Организация обсуждения примерной ООП ДО 
 
2. 
Определение УМК (учебных пособий), используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО 

4. 
Приведение нормативной базы в соответствие с требованиями ФГОС 

5. 
Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение подготовки к введению ФГОС ДО 
 
6. 
Определение оптимальной модели организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей реализацию различных видов детской деятельности 

7. 
Определение результатов освоения ООП дошкольниками в соответствие с ФГОС 
В течение уч.года 
8. 
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на основе результатов диагностического мониторинга 

 
9. 
Мониторинг сформированности интегративных качеств дошкольников в соответствие с ФГОС 
по отдельному графику

 Слайд17
Финансово-экономическое обеспечение подготовки к введению ФГОС 
1. 
Расчёт потребностей в расходах образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО
2. 
Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы. 

3. 
Приведение в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования и новыми квалификационными характеристиками должностных инструкций работников 


Информационное обеспечение введения ФГОС 
1. 
Размещение информации о ходе подготовки к введению ФГОС на сайте МАДОУ ЦРР д/с №73
Постоянно 
2. 
Внесение информации о ходе подготовки к введению в ФГОС в Публичный доклад заведующей МАДОУ ЦРР д/с №73 

Кадровое обеспечение подготовки к введению ФГОС 
1. 
Осуществление повышения квалификации всех воспитателей и специалистов 
Поэтапно 
2. 
Методичное обеспечение библиотечного фонда как информационного центра по подготовке к введению ФГОС 

Материально – техническое обеспечение подготовки к введению ФГОС 
1. 
Обогащение предметно-развивающей среды в соответствие с требованиями стандартизации дошкольного образования 

2. 
Укрепление материально-технической базы 

Слайд18
ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО 

1.Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО 2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО 3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО 4.Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО 
 

Слайд19 
 Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО 

Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС дошкольного образования 
 

Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО 


Мониторинг подготовки к введению ФГОС дошкольного образования 
 

Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС ДО 


Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки к введению ФГОС 


Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для педагогов 


Проведение инструктивно-методических совещаний, педчасов, обучающих семинаров, по вопросам введения ФГОС 


Организация участия различных категорий педагогических работников в педагогических мероприятиях разного уровня по вопросам введения ФГОС ДО 


10 
Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности МАДОУ ЦРР д/с №73

Слайд20
11 
Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования 

12 
 Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС 


13 
Разработка и утверждение рабочих программ педагогов и специалистов 
 
14 
Организация отчетности по подготовке к введению ФГОС 

 
2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО 

Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации для педагогов 
 

Анализ кадрового обеспечения введения ФГОС ДО 


Проведение педагогического совета
Октябрь 2013г. 

Организация участия педагогов в семинарах, конференциях по подготовке к введению ФГОС ДО 

Слайд21
5. 
Создание творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС. 


Отслеживание результатов внедрения ФГОС 


Формирование опыта педагогов 


3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО 

Обеспечение оснащённости детского сада в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений. 
В течение уч. года 

Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП ДО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. 
В течение года 

Обеспечение укомплектованности библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами 
В течение года 

Обеспечение доступа педагогам, переходящим на ФГОС ДО, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. 
В течение уч. года 

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. 

Слайд22
4. Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО 

Размещение на сайте учреждения информации о введении ФГОС дошкольного образования 
В течение года  

Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода МАДОУ ЦРР д/с №73 на новые ФГОС 
В течение года 

Проведение диагностики готовности ДОУ к введению ФГОС ДО 

Слайд23

Одной из составляющих плана введения ФГОС ДО является
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана. 

В нашем саду с 2013 г. По настоящее время проходят курсы повышения квалификации «Обновление содержания ДО в условиях реализации ФГОС ДО» на базе нашего Мордовского Республиканского Института Образования.

Слайд24
Цель методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Слайд25 
Модель введения ФГОС 
Организационно-методическое обеспечение 
Кадровое обеспечение (повышение квалификации) 
Материально-техническое обеспечение 
Информационно-методическое обеспечение 
Координационно-методическоеобеспечение 
Диагностико-аналитическоеобеспечение 

Слайд26
Прогнозируемые результаты 
Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО 
Создание в образовательном учреждении норм и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС ДО 
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников 
Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО 
Обогащение современными образовательными технологиями 
   

В заключении я хочу сказать о результатах работы нашего ДОУ. В рамках реализации ФГОС в период с 2014 г. по настоящее время наше ДОУ  участвует во всероссийском мониторинге, который проводит Федеральный институт развития образования.

Мониторинг проходил в несколько этапов

1 этап с 5 по 24 февраля 2014 г

2 этап в октябре 2014

3 этап с 16 по 27 марта 2015 г.

На сайте института можно посмотреть результаты проведения мониторинга в условиях реализации ФГОС на уровне образовательных организаций.

Слайд 27

Результатом работы в инновационном режиме стало включение нашего ДОУ в Национальный реестр ведущих образовательных учреждений России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Роль логопедического кабинета в организации коррекционной работы ДОУ в условия введения ФГОС ДО.

На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должн...

План работы по самообразованию «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»

Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС....

Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие.

Методические материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - ...

Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие".

Материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие&raq...