Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста
рабочая программа (средняя группа) по теме

Бородина Елена Александровна

В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_etiket.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

        

             Этикет

для малышей

(конспекты занятий по этикету

для детей 4 – 5 лет)

Пояснительная записка 

        Все ныне существующие комплексные программы  воспитания и обучения дошкольников ставят перед собой задачи воспитания дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирования культуры поведения.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком. Опыт работы с дошкольниками показывает: дети правила поведения обычно усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Вопросам этикетного поведения необходимо посвятить специально организованные занятия,  чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой.

        Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

        Ребенок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Наша задача – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную детскому пониманию.

        В программе по изучению этикета ставятся задачи:

- Формирование основы культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, сочувствие, разговор по телефону и др. формулы вежливого общения).

- Усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях, преподнесения подарка и др.

- Усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатр, магазин, библиотека и т.п.)

- Усвоение правил культуры еды.

- Развитие умения относиться к окружающим с заботой и терпением.

- Воспитание любви к природе, родному краю, стремления охранять и преумножать его богатства.

        Программа ориентирована не просто на повышение уровня культуры, но также на формирование морально-нравственной системы ценностей.

Нравственное воспитание, в основе которого лежит воспитание уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать окружающих хорошими поступками, желания быть полезным для людей, является фундаментом для обучения правилам этикета. Воспитатель вводит в сознание детей, что соблюдение человеком этих правил показывает другим людям его хорошее, доброжелательное и уважительное к ним отношение.

        Несколько слов об организации детей на занятии. Наиболее разумно предложить им места на стульях, поставленных кругом или полукругом. Воспитатель сидит среди детей на таком же невысоком стуле, чтобы его глаза были примерно на том же уровне, что и у воспитанников. Это дает возможность ребенку легко и свободно выйти в круг, чтобы выполнить то или иное упражнение, проиграть сценку.

Поскольку дошкольникам свойственно наглядно - образное мышление, обучение правилам этикета желательно проводить при использовании картин, книжных иллюстраций, дидактических пособий.

 Педагог, проводящий с детьми дошкольного возраста занятия по основам этикета, должен соблюдать во время занятий несколько правил:

  1. Не принуждать детей к выполнению упражнений.
  2. Активно вводить детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы.
  3. Использовать собственноручно сделанные поделки и игры (дидактические, настольно-печатные и др.), а также придуманные «этикетные» сказки и истории.
  4. Включать в занятие литературные, музыкальные и живописные произведения.
  5. Рассчитывать на каждого конкретного ребенка с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями.
  6. Подводить итог в конце занятия: что изучили и что поняли.
  7. Давать детям задания на дом, например: накрой с мамой праздничный стол; сделай и подари близким открытки (не забывая о добровольности выполнения домашнего задания).
  8. Избегать негативной оценки выполнения детьми тех или иных заданий.

Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Необходимый настрой создает и выработанный порядок поведения в группе и на занятии, в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявить дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других.

Обучение детей правилам этикета происходит по следующим темам:

  1. Введение: «Что такое этикет?»
  2. Речевой этикет
  3. Семейный этикет
  4. Этикет за столом
  5. Гостевой и подарочный этикет
  6. Культура внешнего вида
  7. Поведение в общественных местах
  8. Межличностные отношения
  9. Поведение в природе

На первых занятиях происходит знакомство с понятием этикет. Педагог разъясняет, в поведении важно все: наши действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.

Далее идет знакомство с речевым этикетом. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Дети узнают, в каких случаях уместен тот или иной вид приветствия, кто должен приветствовать первым. Также в тему речевого этикета включаются занятия на обучение правилам знакомства, вежливым словам просьбы, сочувствия, прощания; умение говорить комплименты.

        Сейчас велико значение телефона в жизни человека. Дети учатся основным правилам телефонного разговора: пользоваться телефонным аппаратом осторожно, говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, стараться разговаривать недолго. Освоение правил телефонного разговора начинается на занятиях и продолжается в реальной действительности. В любую детскую игру можно ввести ситуацию телефонного разговора: позвонить в поликлинику и вызвать на дом доктора; узнать в кинотеатре, когда будет детский киносеанс; маме позвонить домой и узнать у дочки, чем она занимается, и т.п.

Семейный этикет

        В жизни ребенка семья играет очень важную роль. А семейное счастье создается всеми членами семьи. Этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета: доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор; красивый внешний вид, приятный близким людям. Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей.

        Правила этикета, связанные с родным домом, очень важны. Овладение этими правилами способствует социализации детей. Педагог убеждает их в том, что обстановка в доме, поддерживаемый в нем порядок, характеризует его хозяина. Человек, ухаживающий за своим домом, как правило, внимателен к близким людям и друзьям. Хозяином детской комнаты является ребенок, он и должен отвечать за порядок в ней: в силу своих возможностей не сорить, поддерживать чистоту, после игры класть на место игрушки.

Хозяевами помещения детсадовской группы являются дети – они тоже должны соблюдать эти правила, стремиться сделать место своего пребывания в детском саду как можно красивее. В детском саду детям даются ежедневные поручения по наведению чистоты и порядка.

Этикет за столом

        Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения.

Различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время сервировки стола и подготовки к еде, помогают запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов.

        Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Обращается внимание на культуру еды у детей, отрабатываются навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гостевой и подарочный этикет

        Чтобы дети чувствовали себя в чужом доме свободно, а в собственном – радушными и приветливыми хозяевами, им необходимо знание гостевого и подарочного этикета. У дошкольников в детском саду есть широкие возможности для изучения, закрепления и соблюдения гостевого и подарочного этикета. Помимо специальных занятий проводятся разнообразные праздники: поздравления с днем рождения ребят из своей группы, приглашение родителей на праздничные события, где дети выступают в роли хозяев, гостевые визиты в другие группы детского сада. Правила гостевого этикета закрепляются в различных организационных формах. В ходе игр отрабатываются навыки приема гостей. Чтение и обсуждение многих произведений детской литературы знакомит ребят с содержанием правил гостевого и подарочного этикета. Поскольку подарок является способом не только сказать о любви, но и показать ее, важно уметь правильно выбрать, поднести, а также принять подарок. На занятиях и в реальной ситуации мы учим делать это красиво, демонстрируя тем доброжелательное отношение.

Культура внешнего вида

        Ее воспитание начинается уже в младшей группе, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно-гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе  с ними за порядком в групповой и туалетной комнатах, на участке детского сада. На занятиях по этикету вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.

От внешнего вида ребенка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние. Если ребенок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.

Серия занятий, в которых детей знакомят с правилами искусства нравиться, культурой внешнего вида, культурно-гигиеническими навыками, преследуют цель – создать единство внешнего облика и внутреннего состояния личности ребенка. Правила, которым детей обучают на этих занятиях, требуют постоянного применения в реальной жизни. Педагог говорит детям комплименты по поводу их поведения и внешнего вида («Как ты красиво выглядишь»; «Какая у тебя добрая улыбка»; «Как приятно на вас поглядеть»; «Спасибо тебе за то, что ты так внимателен»). Отрабатывается умение детей красиво ходить, стоять, сидеть, постоянно напоминая о том, что корпус тела нужно держать прямым.

Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни человека, отмечается, что главное – это их чистота и опрятность. Быть аккуратно и чисто одетым – значит уважать окружающих тебя людей. С таким человеком приятно общаться, с ним хочется дружить, играть…

Культура поведения в общественных местах

Начинается обучение детей правилам поведения в общественных местах с определения этого понятия. Общественными мы называем такие места, в которых собирается много людей, различных по возрасту, положению, интересам. Это транспорт, театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, парки, кафе, рестораны, магазины, больницы. Детский сад тоже является общественным местом. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение. Педагог учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений, практических действий. Дети должны не только усвоить правила поведения в общественных местах, но и понять, что их соблюдение необходимо для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми и незнакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.

Помимо занятий проводятся специально организованные экскурсии: пройти по улице, проехать в автобусе, зайти в магазин, посетить выставку, музей, библиотеку.

Но самым доступным и действенным средством для достижения нужной цель является сюжетная игра. В процессе игры у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать и громко не разговаривать, не грубить, не сорить, не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и др., проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Межличностные отношения

        Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета  дружбе и товариществе.

        Уже в дошкольном возрасте дети знают, что мальчики будут мужчинами, папами, а девочки – женщинами, мамами. У детей формируются представления о понятиях «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, всегда готов оказать ей помощь и защитить ее от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела. В детском коллективе мы учим мальчиков «рыцарскому» поведению по отношению к девочкам: не обижать, быть великодушными и добрыми. Настоящая женщина всегда красива и обаятельна, добра и приветлива, она готова поддержать мужчину в трудную минуту. Мы учим девочек поведению «принцесс»: не кричать и не плакать по любому поводу, быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь.

Поведение в природе

        Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Педагог показывает детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны беречь ее и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

        Посредством бесед, игр, игровых упражнений воспитатель формирует основы экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать свои поступки по отношению к природе и людям.

Программа по этикету составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастные группы: средний возраст от 4 до 5 лет (средняя группа), старший возраст от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы). Регулярно проводимые диагностики помогают успешно вести коррекционно-развивающую индивидуальную работу.

        В данном пособии представлен материал по изучению этикета в средней группе детского сада.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ЭТИКЕТУ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

п/п

Темы занятий

Количество

часов

1.

Введение «Что такое этикет?»  

1

2.

Речевой этикет                          

10

3.

Семейный этикет

4

4.

Межличностные отношения

2

5.

Культура внешнего вида

4

6.

Гостевой этикет

6

7.

Поведение в общественных местах

5

8.

Поведение в природе

1

9.

Этикет за столом

3

10.

Диагностические занятия

2

ИТОГО:

38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...