Программа социального партнерства с семьей педагога - психолога с ДОО на 2015 -2016 уч.год
методическая разработка на тему

Шаланова Оксана Владимировна

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.portners.2015g.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4

607067,Нижегородская обл. г.Выкса, ул.Лазо зд.№79  контакты: тел:8(831)77-6-78-40,8(831)77-6-78-26 e –mail: mbdou2012@yandex.ru

                                                                                   

Утверждаю

                                                                                    «         »                         2015г.

                                                                     Заведующая                  Л.Е.Кочеткова 

Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ на 2015-2016 год

Выполнила:

Педагог – психолог МБДОУ №4

Шаланова О.В.

Г.о.г.Выкса - 2015

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………4  стр.

2.Содержание программы……………………………………………………5 стр.

3. Литература………………………………………………………………….10 стр.

Пояснительная записка

  Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

  Введение должности психолога в систему образования позволило раскрыть новые пути партнерства между образовательным учреждением и семьей в контексте гуманистической парадигмы. Появление психологов в детских садах способствовало ориентации коллектива на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества".    Сотрудничество воспринимается как системное явление, включающее в структуру взаимодействия и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы. Однако, учитывая трудности в организации взаимодействия с семьей всех специалистов ДОУ, педагог-психолог также испытывает сложности в осуществлении сотрудничества с родителями. Каждый педагог-психолог ищет свой путь, выбирает наиболее приемлемые для него и эффективные для родителей формы взаимодействия.

Программа социального партнерства направлена  на взаимодействия с семьями воспитанников с 2-х лет до семилетнего возраста.

С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ №4 на 2015 -2016 учебный год.

Содержание программы.

  Работа педагога-психолога дошкольного учреждения невозможна без социального партнерства с семьей, поскольку каждый детский психолог знает, что дети практически не имеют собственных психологических проблем, их проблемы — отражение проблем родителей. Поэтому работая с личностью родителей, меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка.

   Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно. Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители. Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой, он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель, а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.

   Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей, не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов, педагогов и, естественно, родителей.

    И отсюда вытекает актуальность работы педагога- психолога с семьей. Однако привлечь родителей к сотрудничеству, часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к социальному партнерству, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос: «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ? »

  Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.    

     Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, т.к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребёнка.  

    Основными формами взаимодействия с родителями в  саду являются:

  • консультации;
  • родительские гостиные;
  • беседы с родителями и детьми;
  • информационные уголки;
  • выступления на родительских собраниях
  • тренинги и т.д.

  Основной целью работы  педагога – психолога в детском саду является:

 Создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать социализацию и развитие ребенка в детском саду комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

  В процессе деятельности педагога –психолога с семьей  решаются следующие задачи: 

1. Обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;

2. Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.

Принципы взаимодействия:

  • Значимость социального партнерства для каждой стороны;
  • Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
  • Равноправие и равноответственность родителей и педагога –психолога;
  • Открытость и добровольность;
  • Индивидуальный подход к каждой семье.

    В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.

  Необходимость организовать социальное партнерство  педагога-психолога с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.

В должностной инструкции определено, что педагог-психолог ДОУ:

• Должен знать: методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими)… педагог-психолог оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), … в решении конкретных проблем.

• Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

• Участвует в формировании психологической культуры родителей (лиц, их заменяющих).

• Участвует … в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

  ЗиновьеваН.О разработала модель взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения с родителями (таблица №1), в которой представлены три основных направления деятельности специалиста: кризисное вмешательство, психопрофилактика, развитие и обучение.

Таблица №1

Модель взаимодействия педагога – психолога с родителями

Кризисное вмешательство

• Индивидуальное консультирование

• Семейное консультирование

Психопрофилактика

• Индивидуальное консультирование

• Семейное консультирование

• Психолого-педагогическое просвещение

Развитие и обучение

• Тренинги для родителей

  Планируя работу с семьей необходимо учитывать имеющийся у педагога-психолога опыт общения с родителями, возрастные особенности детей, особенности семей воспитанников.

  Перед педагогом-психологом в начале учебного года стоит проблема выбора приоритетных направлений деятельности на предстоящий период.  Как правило, четкая организация планирования прослеживается в диагностической и коррекционной работе с детьми, а планирование работы с родителями зачастую носит эпизодический, иногда бессистемный характер.    Необходимо соблюдать систему в работе педагога-психолога. Ю.В. Останкова предлагает выделять два этапа во взаимодействии с семьями воспитанников.

I этап работы – диагностический, позволяет определить содержание и формы предстоящей совместной работы педагога-психолога с родителями.

Цели диагностического этапа: изучение особенностей воспитания ребенка в семье и выявление проблем для учета в планировании психологической работы с детьми и их родителями; установление контакта педагога-психолога с родителями и формирование положительной установки на дальнейшее общение;создание возможности для осознания родителями причин дезадаптивного поведения детей.

Задачи:

1. Изучить общие сведения о ребенке и семье, особенностях воспитания и эмоционального развития ребенка.

2. Узнать, какие проблемы волнуют родителей в вопросах воспитания и обучения детей для последующего консультирования.

3. Определить психологический климат семьи, родительские установки и позиции по отношению к детям.

4. Определить причины нарушения взаимоотношений в системе родитель-ребенок, приводящие к отклонениям в поведении и развитии ребенка.

Формы работы: индивидуальное и групповое анкетирование родителей.

II этап – консультативный представляет собой важную, сложную и необходимую часть деятельности педагога-психолога в ДОУ. Реализуется в форме индивидуального, группового и стендового консультирования. Иногда информация по различным вопросам воспитания и обучения детей передается родителям для ознакомления в печатном виде. Такая форма работы с родителями носит профилактический характер.

Цель стендового консультирования: психологическое просвещение родителей и предотвращение или уменьшение вероятности возникновения условий, которые неблагоприятно воздействуют на развитие детей. Информация предлагается родителям в рекомендательной, а не в обязательной форме. Родители могут сами выбирать, что им приемлемо. Темы таких консультаций определены самими родителями.

Цель индивидуального консультирования: оказание психологической помощи и поддержки консультируемому родителю.

Задачи:

1. Помочь родителю довести проблему до уровня решаемой.

2. Подвести консультируемого к способам решения данной проблемы.

3. Способствовать личностному развитию консультируемого.

 В данном случае индивидуальное консультирование носит терапевтический характер.

Групповые консультации планируются сразу на весь учебный год для родителей детей различной возрастной категории.

Цели группового консультирования: коррекция детско-родительских отношений; формирование положительных установок в сознании родителей и делового сотрудничества в деле воспитания и развития детей.

Задачи:

1. Способствовать созданию (сохранению) благоприятного психологического климата в семье.

2. Просвещать родителей в вопросах, влияющих на развитие личности ребенка.

3. Коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности поведения своих детей. Формирование навыков адекватного общения, обучение приемам бесконфликтного общения.

 Тематика психологического просвещения родителей.

  • Для родителей детей ясельной группы запланированы консультации на тему: «Адаптация» - сентябрь
  • Для родителей детей младшей группы в этом году запланирована консультация на темы: «Детские капризы и как помочь ребенку их преодолеть» - октябрь. 
  •  Для родителей детей средней группы консультация: «Неправильное воспитание в семье, как причина неврозов и нарушения взаимоотношений с социумом» -ноябрь. 
  • Для родителей детей старшей группы запланированы  консультации: «Влияние конфликтов в семье на формирование личности ребенка»-январь,

«Почему ребенок избалован и как стать для него авторитетом» -февраль.

  • Для родителей детей подготовительной группы темы консультации следующие: «Дисциплина и наказание» -март, 

«Почему дети ссорятся. Детские конфликты» - апрель,

«Готовность к школе» - май.

Форма взаимодействия с семьей

Таблица №2

Дата проведения

Форма проведения

Тема

С кем проводиться

Октябрь

Презентация на род. собрании

«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»

Родители групп №1 и2

В течение года

Индивидуальные консультации

Индивидуальные запросы по вопросам родителей

Родители всех групп

Декабрь

Мастер –класс с развивающими упражнениями

«Особенности взаимодействия с детьми раннего возраста»

Родители групп № 2и1

Сентябрь-октябрь

Анкетирование

«Первичное визитирование»

Родители детей вновь прибывших

Декабрь

Анкетирование

«Как прошла адаптация»

Родители групп №1и 2

Август -октябрь

Анкетирование

«Удовлетворенность деятельности ДОУ для родителей»

Все возрастные группы

В течение года

Знакомство с итогами диагностики

По теме обследования

Все возрастные группы

Январь

Семинар -практикум

«Играем, обучаем вместе»

Родители группы №5 и 7

Февраль

Дискуссия

«Детская агрессия»

Родители группы №4 и 3

Апрель

Анкетирование, консультации, род. собрание

«Готов ли ваш ребенок к школе»

Родители группы №8 и 6

Май

Тренинг

«В гармонии с ребенком»

Родители группы №4 и 3

Литература.

1.Белова, Л.В. В семье будущий первоклассник / Л.В. Белова. - М, 2004. – 178 с.

2. Гализузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: Советы психолога. М:. АРКТИ, 2004.

3.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с.

4. Осипова А.М. О социальном партнерстве  в сфере образования//Социологические исследования – 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ на 2014-2015год.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предпологают ег...

Программа социального партнерства с семьей на 2015-2016 г. г.

ЗадачиАктивизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанниковРеализовывать единый подход к воспитанию детей в семье и детском саду на основ...

Программа социального партнерства с семьей на 2015-2016 учебный год в средней группе МБДОУ «Детский сад № 270»

Программа социального партнерства с семьейна 2015-2016 учебный год в средней группеМБДОУ «Детский сад № 270»Цель: Сплочение родителей и педагогов МБДОУ, создание единых установок на формирование у дош...

Программа социального партнерства с семьей на 2014-2016 г.

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализо...

Программа социального партнерства с семьёй в подготовительной группе «Ягодка» на 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС ДО.

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области....

Программа социального партнерства с семьей на 2015-2016гг.

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение учебного года....

Программа социального партнерства с семьей на 2015 -2016 учебный год

Целью данной программы является формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя и...