Рабочая программа
рабочая программа на тему

Принято

на педагогическом совете  от 23.10.2014, протокол педсовета №2


Утверждаю

Заведующий МБДОУ детский сад №269 г.о. Самара

__________Никонова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная – дополнительно общеразвивающая программа физкультурно - спортивно направленности

«По здоровой дорожке»

для детей с 3 до 7 лет.

 

Разработчик:

инструктор по физической культуре

Антонова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2015

Методическая разработка по физической культуре для средних, старших и подготовительных групп ДОУ.

 «Профилактика плоскостопия».

Автор: Антонова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ №269, г.о. Самара

Описание материала: Предлагаю методическую разработку непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура» по теме «Плоскостопие» для детей средней, старшей и подготовительной групп (3-7 лет). Материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Данный материал поможет разнообразить занятия  по физкультуре и утреннюю гимнастику, способствует профилактике плоскостопия.

 

Пояснительная записка

 

            Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной.

Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или  продольно – поперечное.

В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.

С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.

Успешная  профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе  комплексного  использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Цель:

Формирование  правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.

Задачи:

Коррекционные:

1.                Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.

2.                Формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физ.  инвентаря.

3.                Обучение параллельной ходьбе с опорой на внешние края стоп.

4.                Формирование правильной осанки.

Образовательные:

1. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

2. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.

3. Обучение элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра.

4. Формирование представлений о правильной походке, осанке, умении её контролировать; о значимости(полезности) физ. упражнений, направленных на укрепление свода стопы.

5.Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп.

Воспитательные:

1.                Воспитывать у детей привычку сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку.

2.                Развивать устойчивый интерес ребёнка к двигательной активности на занятиях кружка.

3.                Формировать уверенность ребенка  в своих физических возможностях.

4.                Воспитывать самостоятельность, инициативность  в использовании.

5.                Воспитание потребности  у ребенка выполнять спортивные движения.

Методы и приёмы:

 В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.

Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.

Практический метод  играет  решающую  роль  в  формировании двигательных навыков, развития и совершенствования у детей.  Это,  как  правило,  повторение  упражнений  с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.

 

Принципы содержания программы

1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каж­дого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая  активность ребенка, атмосфера

3. Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.

5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений  дома; открытие новых знаний.

           6. Использование упражнений по плоскостопию от простого к сложному.

 

 Краткая характеристика структуры программы

Занятия по профилактике плоскостопия и коррекции осанки начинают проводиться с октября месяца, так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами.

Занятия рассчитаны на детей 6 ,7 лет, продолжительность занятий – 30-35 минут, проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня.   В группе 12 человек. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от  6-8  раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.  Один комплекс рассчитан на две недели. 

Курс рассчитан на 1 год.

Основные направления коррекционной  работы:

1. Первичная диагностика детей.

Медицинской сестрой детского сада в начале учебного года  проводится первичная диагностика детей старшей и подготовительной групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки).

2.Формирование группы детей для коррекционных занятий.

3. Подбор упражнений для работы с детьми.

4.Сравнительная диагностика.

 5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 1 года.

6. Организация работы с родителями:

а) консультации  и практикумы 1 раз в месяц или по запросу родителей; 

Ожидаемый результат:

-  укрепление мышц стопы и голени ног.

-  повышение уровня физической подготовленности.

-  сформированность осознанной потребности в выполнении

   упражнений  самостоятельно в домашних условиях.

Содержание занятий:

·                   Ходьба по плоским предметам

·                   Ходьба по массажным коврикам

·                   Ходьба змейкой

·                   Ходьба по ребристой поверхности

·                    ОД с мячом

·                   ОД с кеглями

·                   ОД с гимнастической палкой

·                   ОД на гимнастической скамейке

·                   ОД на гимнастической стенке

Особенности структуры занятий:

·        Различные виды ходьбы, перестроение.

·        Комплекс коррекционной гимнастики по плоскостопию

·        ОД «Дорожка здоровья» .

·         Подвижные игры.

·        Малоподвижные игры.

 

Учебный план

Группа

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Средняя

1

33

Старшая

1

33

Подготовительная

1

33

·         

 

Интеграции образовательных областей:

· «Художественно-эстетическое»,

· «Физическое развитие»,

· «Социально-коммуникативное».

Техническое оснащение:

Оборудование: шведская стенка – 2 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт., маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 2 шт., кубики -20 шт., доска ребристая – 1 шт., ребристая доска- 1шт.

Инвентарь: фитболы – 1 шт., канат – 2 шт., скакалки — 12шт., бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт., обручи – 12 шт., кегли 7 шт., гимнастические палки 12 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 12 шт., маленькие — 12 шт.

Нестандартное оборудование: кольцеброс, массажные мячики, массажные коврики, дорожка из следов, коврик из пробок.

Методическое обеспечение:

Программа составлена  с учётом рекомендаций педиатра Любимой Л.В.,

Журнал «Начальная школа» № 11 2001 г

Крылов В.В. и Крылова З.Е. «Босиком для здоровья»

Пустынникова  Л..М. «Система»

Храмова Т.В. Программа кружка «Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия» г. Снежногорск2002 год

Шарманова С.Б. и Фёдоров А.И. «Профилактика  и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_rabochaya_programma.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на педагогическом совете  от 23.10.2014, протокол педсовета №2


Утверждаю

Заведующий МБДОУ детский сад №269 г.о. Самара

__________Никонова Е.А.

Дополнительная общеобразовательная – дополнительно общеразвивающая программа физкультурно - спортивно направленности

«По здоровой дорожке»

для детей с 3 до 7 лет.

Разработчик:

инструктор по физической культуре

Антонова Елена Владимировна

Самара 2015


Методическая разработка по физической культуре для средних, старших и подготовительных групп ДОУ.

 «Профилактика плоскостопия».

Автор: Антонова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ №269, г.о. Самара

Описание материала: Предлагаю методическую разработку непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура» по теме «Плоскостопие» для детей средней, старшей и подготовительной групп (3-7 лет). Материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Данный материал поможет разнообразить занятия  по физкультуре и утреннюю гимнастику, способствует профилактике плоскостопия.

Пояснительная записка

            Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной.

Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или  продольно – поперечное.

В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.

С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.

Успешная  профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе  комплексного  использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.


Цель:

Формирование  правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.

Задачи:

Коррекционные:

  1. Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.
  2. Формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физ.  инвентаря.
  3. Обучение параллельной ходьбе с опорой на внешние края стоп.
  4. Формирование правильной осанки.

Образовательные:

1. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

2. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.

3. Обучение элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра.

4. Формирование представлений о правильной походке, осанке, умении её контролировать; о значимости(полезности) физ. упражнений, направленных на укрепление свода стопы.

5.Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей привычку сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку.
  2. Развивать устойчивый интерес ребёнка к двигательной активности на занятиях кружка.
  3. Формировать уверенность ребенка  в своих физических возможностях.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативность  в использовании.
  5. Воспитание потребности  у ребенка выполнять спортивные движения.

Методы и приёмы:

 В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.

Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.

Практический метод  играет  решающую  роль  в  формировании двигательных навыков, развития и совершенствования у детей.  Это,  как  правило,  повторение  упражнений  с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.

Принципы содержания программы

1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая  активность ребенка, атмосфера

3. Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.

5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений  дома; открытие новых знаний.

           6. Использование упражнений по плоскостопию от простого к сложному.

 Краткая характеристика структуры программы

Занятия по профилактике плоскостопия и коррекции осанки начинают проводиться с октября месяца, так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами.

Занятия рассчитаны на детей 6 ,7 лет, продолжительность занятий – 30-35 минут, проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня.   В группе 12 человек. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от  6-8  раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.  Один комплекс рассчитан на две недели.  

Курс рассчитан на 1 год.

Основные направления коррекционной  работы:

1. Первичная диагностика детей.

Медицинской сестрой детского сада в начале учебного года  проводится первичная диагностика детей старшей и подготовительной групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки).

2.Формирование группы детей для коррекционных занятий.

3. Подбор упражнений для работы с детьми.

4.Сравнительная диагностика.

 5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 1 года.

6. Организация работы с родителями:

а) консультации  и практикумы 1 раз в месяц или по запросу родителей;  

Ожидаемый результат:

-  укрепление мышц стопы и голени ног.

-  повышение уровня физической подготовленности.

-  сформированность осознанной потребности в выполнении

   упражнений  самостоятельно в домашних условиях.

Содержание занятий:

  • Ходьба по плоским предметам
  • Ходьба по массажным коврикам
  • Ходьба змейкой
  • Ходьба по ребристой поверхности
  •  ОД с мячом
  • ОД с кеглями
  • ОД с гимнастической палкой
  • ОД на гимнастической скамейке
  • ОД на гимнастической стенке

Особенности структуры занятий:

  • Различные виды ходьбы, перестроение.
  • Комплекс коррекционной гимнастики по плоскостопию
  • ОД «Дорожка здоровья» .
  •  Подвижные игры.
  • Малоподвижные игры.

Учебный план

Группа

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Средняя

1

33

Старшая

1

33

Подготовительная

1

33

Интеграции образовательных областей:

  • «Художественно-эстетическое»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное».

Техническое оснащение:

Оборудование: шведская стенка – 2 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт., маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 2 шт., кубики -20 шт., доска ребристая – 1 шт., ребристая доска- 1шт.

Инвентарь: фитболы – 1 шт., канат – 2 шт., скакалки — 12шт., бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт., обручи – 12 шт., кегли 7 шт., гимнастические палки 12 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 12 шт., маленькие — 12 шт.

Нестандартное оборудование: кольцеброс, массажные мячики, массажные коврики, дорожка из следов, коврик из пробок.

Методическое обеспечение:

Программа составлена  с учётом рекомендаций педиатра Любимой Л.В.,

Журнал «Начальная школа» № 11 2001 г

Крылов В.В. и Крылова З.Е. «Босиком для здоровья»

Пустынникова  Л..М. «Система»

Храмова Т.В. Программа кружка «Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия» г. Снежногорск2002 год

Шарманова С.Б. и Фёдоров А.И. «Профилактика  и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...