Консультация для воспитателей "Прогулка"
консультация на тему

Бусло Лариса Алексеевна

Консультация для воспитателей и родителей о важности прогулки для развития дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультациядля воспитателей

"Прогулка"

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания н*а воздухе создает дефицит движений.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 3—4 ч. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2, а круглосуточного —3 прогулки общей продолжительностью около 4 ч. Однако наблюдения показали, что фактически дети бывают на воздухе значительно меньше, чем это предусмотрено режимом. Вместо 2 ч утренняя прогулка в дни с физкультурными и музыкальными занятиями сокращается до 1 ч. Вторая прогулка нередко и вовсе отменяется изза неуспевшей просохнуть одежды и обуви. Сложности проведения третьей прогулки в круглосуточных группах связаны с невозможностью обеспечить выход на участок детей 2 групп при наличии одной дежурной ночной няни. А в группах дневного пребывания дети, уходя из дошкольного учреждения, к сожалению, не всегда гуляют с родителями.

Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации. В этом плане заслуживает пристального внимания подготовка к прогулке в холодное время года. Одевание и раздевание нередко очень затягиваются, за счет чего сокращается время непосредственного пребывания на воздухе. Своевременно и полностью сформированные у детей навыки самообслуживания, привычка рационально складывать одежду, удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам и, наконец, ожидание интересной прогулки — вот те условия, которые определяют четкую и быструю подготовку к ней.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит с детьми наблюдения за природой, индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей.

Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение. В старших группах рекомендуется больше времени уделять подвижным играм.

Когда следует включать в прогулку подвижную игру? Если Перед прогулкой были учебные занятия со статическим напряжением, ее лучше начать подвижной игрой, если предшествовали динамические занятия, игру целесообразнее организовать в 14'редине прогулки. Не рекомендуется завершать ее подвижной игрой.

Эти рекомендации в равной степени относятся и к спортивным развлечениям с достаточно высокими физическими нагрузками (катание на велосипеде, коньках, лыжах, санках и др.).

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°, со старшими — не ниже —22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать, учитывая рекомендации по рациональной одежде. Следует иметь в виду, что такие комплекты одежды предполагают активные движения, чередующиеся с отдыхом и спокойными играми.

В районах Сибири и Заполярья прогулки проводят при более низких температурах. Детей 3—4 лет выводят на участок в безветренную погоду при температуре воздуха —35°, при небольшом ветре (до 5 м/с) — не ниже —30°, при сильном ветре (до 10 м/с) — не ниже —25°. Воспитанники старшей и подготовительной к школе группы гуляют при температурах воздуха до —40°, если нет ветра, а в ветреные дни до —30°. При сочетании низких температур воздуха с сильным ветром рекомендуется поверх обычной зимней одежды надевать легкий комбинезон из водоотталкивающей ткани (она оказывает и ветрозащитное действие), сокращать продолжительность прогулки, более интенсивно двигаться, а озябших детей отогревать в помещении (5—10 мин). Для предотвращения обморожения лицо смазывают жирным кремом.

При более низких температурах прогулки на участках невозможны, так как у детей быстро наступает дискомфортное тепловое состояние. В таких случаях целесообразно организовать «прогулку» в групповой комнате или зале при сниженной температуре воздуха (412—13°) за счет открытых фрамуг. Одетые в теплые шерстяные костюмы, вязаные шапки, теплые ботинки, дети играют в течение 30—50 мин. Для этой же цели служат прогулочные веранды. Практика таких прогулок распространена достаточно широко и оправдывает себя.

Во время прогулок воспитатель должен внимательно контролировать содержание самостоятельной деятельности, следить за реакциями и состоянием детей. Учащенное дыхание и пульс, покраснение лица, усиленное потоотделение, особенно во время подвижных игр, свидетельствуют об избыточной нагрузке и нарушении теплового состояния ребенка. В этом случае следует уменьшить интенсивность игры, постепенно ее снижая, переключить воспитанников на спокойные занятия — малоподвижные игры; наблюдения и др.

При жалобах детей на холод («замерзли ноги») нужно их вовлечь в подвижную игру. Побуждать активно двигаться следует и малоподвижных ребят, которые, как правило, во время прогулки предпочитают спокойные игры.

Важно приучить дошкольников одеваться зимой в правильной последовательности: теплые рейтузы, носки, обувь, кофта, шапка и, наконец, пальто. Одеваться, выходить на воздух и возвращаться с прогулки дети должны подгруппами. Это предотвратит толчею в раздевальной комнате и избавит детей от перегрева. Для того чтобы прогулка была содержательной и интересной, необходима большая подготовительная работа по организации участка. Ее лучше реализовать совместными усилиями воспитателей, детей и родителей. Различные сооружения из снега — горки, снежные валы, крепости, устройства для метания в цель, лазанья, спрыгивания, для ролевых игр, свободные, пространства — дают возможность детям проводить веселые игры, забавы, сделать пребывание на воздухе в холодную погоду интересным и веселым. Содержание зимних прогулок очень обогащают коньки, санки, лыжи. Такие разнообразные занятия на воздухе развивают двигательные возможности, способствуют повышению уровня физической подготовленности дошкольников, оказывают закаливающее воздействие на организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....