Педагогическое кафе "Цветочный рай" по формированию экологических представлений у дошкольников
презентация на тему

Котко Людмила  Николаевна

Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет  широкие  возможности для экологического воспитания. Элементарные экологические знания, полученные детьми в   детском саду, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель мастер – класса:

ü Совершенствовать педагогическое мастерство в вопросах экологического воспитания;

ü Способствовать творческому поиску воспитателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekologicheskogo_kafe_tsvetochnyy_ray.docx374.95 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

 

Разработчик:

Котко Людмила Николаевна

старший воспитатель

 МБДОУ ЦРР – детский сад №6

станица Старощербиновская 

ноябрь 2015г.

Слайд

Педагогическое  кафе  «Цветочный рай».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить  профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности.  

Ведущий:  Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам выбрать    цветок, с которым вы себя ассоциируете.

Слайд

 “Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой полна 
глубокого содержания”
                                              И. В. Гете

Слайд (Лист)

Сегодня мы поговорим с Вами  об экологическом воспитании дошкольников. Наша встреча  позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, поделиться опытом  использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.  

Слайд (Солнце)

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Слайд (Берёза)

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Элементарные экологические знания, полученные детьми в   детском саду, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Слайд

II. Девичьи посиделки:

Ведущий:  Сегодня наше общение   мы проведём   в педагогическом кафе  «Цветочный рай».   Я предлагаю Вам  угоститься  экологически чистым соком. /Купить сок/

Ни одни девичьи   посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем.   /Ромашка из лепестков/.

                         Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название.                          Мы будем их отрывать и находить ответы на  вопросы.

Слайд

1. Лепесток «Отвечай - ка».  Этот лепесток говорит нам о том, что в любом деле нужен настрой,   и я   предлагаю начать с разминки. Кто знает ответ быстро поднимает руку.

Слайд                                                                                       

РАЗМИНКА

1.О чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)

2.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

3.Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

4.Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

5.Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

6.Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

7.Сколько крыльев у жука? (2 пары)

8.У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

9.Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

10.Почему у берёзы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

11.Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полётом, как рулём.)

12.Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнёздах, высиживают птенцов.)

13.Что внутри птичьих костей? (воздух)

14.Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью во время листопада)

15.Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)

16.Самая высока трава? (бамбук)

17.Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)

18.Пингвин птица или животное? (птица)Какой зверёк  спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)

19.Какой месяц называют золотым? (октябрь)

20.Почему лиственницу называют  «добрым деревом» (потому что у неё мягкая хвоя,  она не колется)

21.Какая нить в природе самая тонкая? (паутинная)

22.Лесной петух? (глухарь)

23.Что означает плач берёзы весной? (сокодвижение)

24.Вороне через три года что бывает? (четвёртый год пойдёт)

СЛАЙД

2. Лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги,  попытаетесь ответить.

                                           

Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

  • Что же такое экологическое воспитание?  

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.


– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.


– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.

  • В  каких программах    представлено  экологическое   воспитание, используемые в нашем ДОУ ?

В авторских программах: “Наш дом – природа” Н. Рыжова, “Юный эколог” С. Н. Николаева.

  • Назовите  задачи экологического воспитания  дошкольников.

  •  Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

  • Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

  • Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

  • Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

СЛАЙД

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    Это:
  • Уголок природы в группе
  • Экологическая тропа
  • Участок детского сада
  • Огород, сад

Что должно быть в уголке природы?

  • Комнатные растения
  • Календарь погоды и природы
  • Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера
  • Художественная литература о природе
  • Дидактические игры природоведческого содержания
  • Различные природные материалы
  • Детские рисунки
  • Инвентарь по уходу за растениями
  • Оборудование для организации опытнической деятельности
  • Модели, отображающие предметы и явления природы

Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

СЛАЙД

3. Лепесток «Знай-ка».

  1. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.
  2.  Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    Игра; элементарные опыты; моделирование.
  3. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.

Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний:

1. НОД по экологии.

2. Беседы.

3. Чтение художественной литературы.

4. Экологические экскурсии.

5. Целевые прогулки на природе, походы.
6. Сбор коллекций, семян, камней, листьев,
7. Акции.

8. Работа с календарями природы.
9. КВН, викторины, конкурсы.

10. Проблемные ситуации.

11. Труд в уголке природы
12. Экологические выставки, экспозиции.

13. Неделя экологического творчества.

14. Экологические праздники, выставки.

15. Дидактические игры экологического содержания

16. Экологические сказки.

17. Экологическая тропа.

18. Наблюдения.

19. Поисково-исследовательская работа.

 Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  8. - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).
  9. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  10. - Ворона кричит зимой – (к метели).
  11. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  12. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

СЛАЙД

4. Лепесток «Рассуждай-ка».

ЗАДАНИЕ «Прочитай схематическую модель»

Ведущий: - Уважаемые участники, вам необходимо  составить  мнемодорожку

  • Модель «Птицы»

(имеет: клюв, покрыты перьями, 2 крыла, 2 ноги, появляются из яйца)

 

  • Модель «Способы ухода за растениями»

(полив, рыхление, очистка от пыли тряпочкой, очистка от пыли кисточкой, опрыскивание)

  • Модель «Строение животных»

(имеет: голова, туловище, покров тела, конечности, хвост)

  • Модель «Размножение растений»

(семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста)  

СЛАЙД

  1. Лепесток. «Читай-ка». Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

 

Природа и художественное слово. Как бы хорошо не было организовано наблюдение или экскурсия, без художественного слова она будет невыразительна. Слово может привлечь внимание детей, помочь лучше воспринять наблюдаемый объект, пробудить в душе чувства.

 

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?

Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова,

К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин К.Чуковский, С.Маршак,  С.Михалков,  А. Барто, и др.

СЛАЙД

2.  Прочтите   стихотворение    или отрывок, в котором отражена  тема природы.

6. Лепесток «Обучай-ка».  Этот лепесток позволит определить профессиональную компетентность в области планирования образовательных событий.

 ЗАДАНИЕ: Составить краткий план образовательного события  по экологическому воспитанию,  используя «ключевой предмет» и   возрастную группу.

http://www.semaforul.ro/Handler.ashx?PhotoId=1&ProdusId=261799&file=pinguin-bl4007176638484.jpghttp://images.reklama.com.ua/2010-01-12/334962/photos0-800x600.jpegСкачать Картинки вода  в стакане 575x857 pxhttp://savinova.ucoz.ru/_nw/0/32461113.jpg

http://st.depositphotos.com/1594920/2141/i/950/depositphotos_21416601-House-Sparrow-against-white-background.jpg

СЛАЙД

Вот и заканчивается  наша встреча. То, о чем мы с вами сегодня говорили – это капля в море из того, что нас окружает.

Ввести ребенка в мир природы, воспитать бережное отношение к ней – важная задача взрослых. Воспитание бережного отношения к природе возможно лишь тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней., овладевают несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине. Природа – наше богатство и все, в том числе и дети, должны охранять ее, чтобы поистине цветущим садом стала наша Родина

 Обозначение выбранного цветка:

Астра - печаль;

Василек - простота, нежность, (базилик);

Ландыш - скрытая любовь, таинственность;

Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;

Нарцисс - гордость, самовлюбленность;

Пион - долголетие, здоровье;

Подснежник - чистота, верность;

Роза - чувственность, любовь, здоровье;

Ромашка - любовь, мир, нежность;

Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;

Лилия - чистота, невинность, справедливость;

Ирисы - чистота, невинность, справедливость;

Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;

Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;

Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;

Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.

Язык цвета выбранного цветка:

Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;

Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;

Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.

Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;

Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;

Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.

Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;

Розовый - нежность, мечтательность, покой;

Фиолетовый - мудрость уравновешенность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.

Дидактические игры помогут  сформировать у детей первые экологические представления....

Развивающая среда ДОУ как условие формирования экологических представлений у дошкольников старшего возраста.

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения: организации (предметно-пространственная, духовная);  осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая)...

Педагогический проект «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания дет...