Защита прав ребенка
консультация на тему

Томилова Галина Николаевна

Материал может быть полезен для проведения консультаций с педагогами, может быть использован при подготовке мероприятия с родителями (законными представителями). Материал можно разместить на информационном стенде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Защита прав ребенка43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

        

  1. «Декларация прав ребенка» - принята ООН в 1959 г.
  2. «Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989
  3. «Всемирная декларация об   обеспечении выживания, защиты и развития детей»

        - принята ООН в 1990 году.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

• на имя;

• гражданство;

• любовь;

• понимание;

• материальное обеспечение;

• социальную защиту;

• возможность получить образование;

• развиваться физически;

• нравственно;

• духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего документа – «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

• воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;

• воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе контроля над соблюдением прав детей, но в полной мере повлиять на соблюдение прав не в состоянии.

Права, соблюдение и защиту которых могут обеспечить педагоги ДОУ:

право на охрану здоровья;

• право на образование;

• право участвовать в играх;

• право на сохранение своей индивидуальности;

• право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня:

Конституция РФ.

Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

• Семейный кодекс РФ.

• Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».

• Закон «Об образовании».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных организациях.

ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЖЕСТКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого – педагогической культуры их родителей.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми);

• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная  физическая или социальная  изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие:

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• стремление скрыть причину травм;

• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

• ночные кошмары, страхи;

• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

• стремление полностью закрыть свое тело;

• депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушения сна;

• агрессивность;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка психического, умственного развития;

• плохая успеваемость;

• нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

задержка речевого и моторного развития;

• постоянный голод, кража пищи;

• требование ласки и внимания;

• низкая самооценка, низкая успеваемость;

• агрессивность, импульсивность;

• сонный вид и утомленность;

• санитарно – гигиеническая запущенность;

• отставание в физическом развитии;

часто вялотекущая заболеваемость.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

создание доверительно-делового контакта  с родителями;

• участие родителей в работе дошкольного учреждения;

• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

  Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

• психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

• ребенок неухожен, неопрятен, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе ведет себя;

• часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

•у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

• ребенок проявляет отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

• ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

• чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми;

• демонстрирует взрослое поведение, интересуется вопросами секса;

• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

• у ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестком обращении над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей, в беседах с ним выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся  к его проблеме;

проявить внимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

- показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

- обвинять человека, совершившего поступок, потому что ребенок часто эмоционально привязан к нему и продолжает его любить;

- просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав ребенка в ДОУ

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ­ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре­гиональном уровнях...

Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал» Тема: защита прав ребенка

Конспект занятия в средней группе   «Как мамонтенок маму искал»Тема: защита прав ребенкаРазработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка» Ц...

Презентация "Защита прав ребенка"

В презентации представлены дидиактические игры на тему "Защита прав ребенка"...

родительское собрание "Защита прав ребенка"

Предлагаю презентацию к родительскому собрани по такой проблеме, как "Защита прав ребенка. Профилактика семейного неблагополучия"...

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Защита прав ребенка в Российской Федерации...

Как защитить права ребенка

Как защитить права ребенка...

Защита прав ребенка

Защита прав ребенка...