Доклад «Интерактивная игра - как метод обучения в работе педагога-психолога»
методическая разработка по теме

Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимается как непосредственный диалог пользователя с компьютером, а занятия по психологии строятся на взаимодействии человек-человек, психологи смело включают в свои занятия элементы работы с интерактивными средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_seminar_28.01.2015god.doc59 КБ
Office presentation icon prez-tsiya_k_dokladu.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Выступление на городском семинаре-практикуме

 по теме:

«Интерактивная игра - как метод обучения

в работе педагога-психолога»

Подготовила

педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

Использование интерактивных технологий на психологических занятиях

Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимается как непосредственный диалог пользователя с компьютером, а занятия по психологии строятся на взаимодействии человек-человек, психологи смело включают в свои занятия элементы работы с интерактивными средствами.

Интерактивная доска служит для психолога наглядно-демонстрационным и практическим материалом для работы с детьми. На доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется возможность выполнять психологические задания с помощью непосредственной работы на доске.

Так, развивающие игры, отображённые на экране интерактивной доски позволяют снять проблему перехода от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Смена видов деятельности позволяет детям переключить внимание с более сложного задания на более лёгкое, в результате чего на протяжении всего занятия эмоциональное состояние детей и их работоспособность остаются стабильными.

Из опыта психологов, одной из  распространённых и эффективных игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является компьютерная программа «АДАЛИН», которая включает в себя комплекс развивающих занятий, направленных на развитие познавательной сферы детей. Психологические занятия с детьми на основе данной программы могут проходить как в индивидуальной, так и в группой формах. Групповая работа для детей становится живым действием, ведь они не в устной и не в письменной форме выполняют предложенные задания, а непосредственно на доске, с помощью специальных средств самостоятельно нажимают на варианты ответов, что вызывает у детей бурные положительные эмоции, и им удаётся лучше усвоить материал.

Также, на основе богатой цветовой оснащённости доски, её разнообразных инструментов, функций психолог разрабатывает специальные задания для  развития памяти, внимания, мышления детей. Важно отметить, что наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

На своих психологических занятиях психолог чередует умственную деятельность с подвижной, и умственную деятельность минутками отдыха, которые сопровождаются релаксационной музыкой и демонстрацией успокаивающих пейзажей. Интерактивная доска в этом случае служит как релаксационное средство.

Педагог-психолог в образовательном учреждении, работая с детьми, сталкивается с различными психологическими проблемами: гиперактивность, низкий уровень мотивации, низкий уровень самоконтроля и организации и т.д. С помощью интерактивной доски, того материала, который на ней демонстрируется, тех заданий, которые ребята непосредственно выполняют на своём опыте, психолог создаёт условия для вовлечения детей в учебный процесс, испытывающих трудности психологического характера. В связи с этим, у детей повышается концентрация внимания, так как внимание лучше сосредотачивается на ярком наглядном материале, подкрепляющемся практическими действиями; существенно повышается мотивация к посещению занятий и активной на них работе, также более успешно усваивается практический материал и поддерживается интерес к учебе.

В целом, использование интерактивных технологий на психологических занятиях создаёт ситуацию успеха для детей, снижает утомляемость, держит в стабилизации их работоспособность, стабилизирует фон настроения, повышает интерес к учебе,  что является  ярким показателем значимости интерактивного оборудования в учебном процессе.

Преимущества  работы с интерактивной доской

  • Все воспитанники вне зависимости от их успеваемости с появлением интерактивной доски проявляют большее желание участвовать в непосредственной образовательной деятельности. То есть образовательные решения SMART позволяют мотивировать к занятиям даже самых пассивных ребят.
  • Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать у доски и повышает мотивацию.
  • По результатам мониторинга ЮНЕСКО, проведенного в различных странах мира, только 10% обучаются через слово. Как показывают другие данные – экранно-звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%. Это лишний раз доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения.
  • Электронная интерактивная доска выступает в роли партнера по игре, становится рассказчиком, педагогом и даже экзаменатором. НОД с использованием ИД очень увлекательна, она захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие дошколятам.
  • Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
               Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Большая площадь поверхности доски SMART Board превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Работа  с детьми

Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Задачи педагога-психолога, решаемые при работе с интерактивной доской:

  • развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
  • формирование готовности ребенка к школьному обучению;
  • знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
  • пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.

Создание игр с использованием интерактивной доски

Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения  не обязательно проходить специальные курсы. В сети Интернет  масса сайтов, которые научат  вас работать с доской.

На страницах этих же сайтов  много уже готовых интерактивных игр и упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми. Надо только заметить, что материала для дошкольников не так много и в основном располагают материал для начальной школы. Но так как воспитатели люди творческие, то тем, кто овладеет навыками работы с программой,  не составит большого труда переработать эти задания, сделать их более яркими и интересными, доступными для дошкольников.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Вывод

Итак, нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников, в том числе и  с ОВЗ. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Интерактивная игра как метод обучения в работе педагога-психолога Подготовила педагог-психолог Артамонова Р.Ф.

Слайд 2

Интерактивная доска служит для психолога наглядно-демонстрационным и практическим материалом для работы с детьми.

Слайд 3

Развивающие игры, отображённые на экране интерактивной доски позволяют снять проблему перехода от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

Слайд 4

Одной из распространённых и эффективных игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является компьютерная программа «АДАЛИН», которая включает в себя комплекс развивающих занятий, направленных на развитие познавательной сферы детей.

Слайд 5

На своих психологических занятиях психолог чередует умственную деятельность с подвижной, и умственную деятельность минутками отдыха, которые сопровождаются релаксационной музыкой и демонстрацией успокаивающих пейзажей.

Слайд 6

Образовательные решения SMART позволяют мотивировать к занятиям даже самых пассивных ребят. Применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать у доски и повышает мотивацию Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Экранно-звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%.

Слайд 7

развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления; формирование готовности ребенка к школьному обучению; знакомство детей с возможностями компьютерных технологий; пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.

Слайд 8

Начальные знания устройства компьютера Работа в программах: Word, PowerPoint Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Слайд 9

Использование информационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Применение интерактивной доски в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников, в том числе и с ОВЗ. Применение интерактивной доски позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.