Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"
проект (старшая группа) на тему

Захватова Светлана Викторовна
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети решают сложные логические задачи, но они редко восхищаются, удивляются, возмущаются, сочувствуют и сопереживают. Чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Их игры однообразны: куклы Барби, планшеты и компьютеры не способны заменить живое общение со сверстниками. А без этого не возможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребёнка. Статистика показывает, что в настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в эмоционально - волевой сфере: тревожностью, агрессивностью, гипервозбудимостью, гиперактивностью и др. Все эти отклонения ведут к трудностям в школьном обучении и взаимоотношении ребёнка со сверстниками и взрослыми. Особая роль в решении этой проблемы отводится театрализованной деятельности. Это обусловлено тем, что в основе её лежит игра, которая является самым доступным видом деятельности детей. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемым самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности различных видов искусств - живописи, музыки, танца, литературы и актёрской игры, театрализованная деятельность обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, вводит в мир прекрасного, развивает сферу чувств, сострадание, вызывает чувства радости и тревожности за своих героев. Именно театрализованная деятельность помогает раскрепостить ребёнка, активизировать его возможности на самостоятельное творчество, самовыражение, создаёт условия для социализации ребёнка, помогает его адаптации, развитию коммуникативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 64» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Педагогический проект на тему:

"Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"

                   

                                                                                     

Автор проекта:

Захватова Светлана

Викторовна

Воспитатель

1 кваликафиционной категории

                                                               

Актуальность:

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях.

Современные дети решают сложные логические задачи, но они редко восхищаются, удивляются, возмущаются, сочувствуют и сопереживают. Чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Их игры однообразны: куклы Барби, планшеты и компьютеры не способны заменить живое общение со сверстниками. А без этого не возможно полноценное психологическое и социальное развитие  личности ребёнка.

Статистика показывает, что в настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в эмоционально - волевой сфере: тревожностью, агрессивностью, гипервозбудимостью, гиперактивностью и др. Все эти отклонения ведут к трудностям в школьном обучении и взаимоотношении ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Особая роль в решении этой проблемы отводится театрализованной деятельности. Это обусловлено тем, что в основе её лежит игра, которая является самым доступным видом деятельности детей.

Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемым самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности различных видов искусств - живописи, музыки, танца, литературы и актёрской игры, театрализованная деятельность обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, вводит в мир прекрасного, развивает сферу чувств, сострадание, вызывает чувства радости и тревожности за своих героев.   Именно театрализованная деятельность помогает раскрепостить ребёнка, активизировать его возможности на самостоятельное творчество, самовыражение, создаёт условия для социализации ребёнка, помогает его адаптации, развитию коммуникативности.

  Цель проекта:

 - Развитие эмоционально - волевой сферы и творческих способностей детей.

Задачи:

 - Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также для поэтапного освоения детьми различных  

видов творчества в данной возрастной группе.

- Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, педагогов).  

- Ознакомить детей с различными видами театров.

- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт знаниями о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, театральной терминологии.

- Обучить детей приёмам манипуляции в театрах различных видов (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, верховых кукол).

- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, их исполнительские умения.

- Развивать художественно-творческие навыки детей.

- Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.

 Участники проекта:

- Воспитатели и специалисты ДОУ

- Музыкальный руководитель

- Pодители

- Дети

Данный проект предназначен для детей 5-6 лет. Предполагает проведение одного занятия в неделю.

Продолжительность занятия - 25 минут.

Общее кол - во занятий в год - 32.

Основная форма занятий - групповая.

Возможны также - индивидуальные занятия; совместные занятия с педагогами и родителями.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый - в мае.

Количество детей - 15 человек.

Содержание программы:

- Музыкальная деятельность:

Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его в движении, в жестах, мимике; слушают музыку к спектаклю, отмечают её разнохарактерное содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

- Изобразительная деятельность

Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, отдельных его персонажей.

Изображают в своих рисунках наиболее понравившиеся сцены из спектаклей, любимых героев.

- Коммуникативная деятельность

Развивать у детей чёткую и ясную дикцию, эмоциональную и выразительную речь, артикуляционный аппарат с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек.

- Ознакомление с художественной литературой

Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках, развлечениях, в повседневной жизни и самостоятельной театрализованной деятельности детей.

- Познавательная деятельность

Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр, упражнений.

Ожидаемые результаты:

Что должен знать ребёнок к концу года

- Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальной комедии, детский, оперный и др.).

- Некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: настольном, теневом, пальчиковом, би-ба-бо, верховых кукол.

- Театр г. Сызрани, его устройство, основные и вспомогательные театральные профессии.

Что должен уметь ребёнок к концу года

- Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

- Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

- Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями и другой аудиторией.

К концу года дети должны иметь представление

- О театре, театральной культуре

- Истории театра

- Устройстве театра (гардероб, зрительный зал, балкон, фойе, оркестровая яма, сцена)

- Театральных профессиях (актёр, гримёр, режиссёр, костюмер, звукорежиссёр, декоратор, хореограф и др.)

Методическое обеспечение:

- Различные виды кукольных театров (би-ба-бо, верховых кукол)

- Теневой театр

- Настольный театр

- Пальчиковый театр

- Большая ширма для кукольного театра

- Настольная ширма для пальчикового театра

- Костюмы для детей и взрослых

- Фортепиано

- Синтезатор

- Музыкальный центр

- МP3 плеер

- DVD проигрыватель

- Tелевизор

- Кассеты и диски с записями классических музыкальных произведений: Чайковского, Мусоргского, Шопена, Вивальди и др.

- Диски с записями  звуков природы, явлений природы, голосами птиц и др.

- Карточки- пиктограммы с изображениями различной мимики лица (удивление, огорчение, радость, восторг, плач, смех и др.

- Декорации к спектаклям

 -Атрибуты к спектаклям

- Различные картины и иллюстрации к сказкам

- Альбом для рисования

- Краски акварельные и гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.

Тематическое планирование

Октябрь –   1 неделя «Какие бывают театры» (знакомство с различными видами    

                     театров)

                2 неделя «Этот удивительный кукольный мир» (рассказ о видах кукол, показ

                    способов действий с ними)

                  3 неделя «Психогимнастика» (этюды на различные виды эмоциональных    

                    состояний)

                 4 неделя «Карнавал кукол» (игровые импровизации)

Ноябрь –   1 неделя «Знакомимся с настольным театром» (особенности настольного

                  театра, показ способов действия)

                2 неделя «Сказка на столе» (обучение детей способам действия)

                3 неделя «Веселые зверята» (работа над эмоциональностью и

                выразительностью речи)

                 4 неделя «Спектакль «Лисичка - сестричка и серый волк» (настольный театр) Декабрь – 1 неделя «Знакомство с театральной ширмой» (беседа о назначении,

                 устройстве)

       2 неделя «Наши куклы тоже ходят» (показ верховых кукол и действий с ними)

       3 неделя «Учим куколку ходить» (упражнение с верховыми куклами)

      4 неделя «У кукол тоже Новый год» (игровые импровизации)

Январь – 1 неделя «Ритмопластика»

      2 неделя «У нас в гостях сказочные герои» (беседы об игровых образах,  

      игровые  

      диалоги)

      3 неделя «Заячья избушка» (чтение сказки, работа над образом персонажей)

      4 неделя «Спектакль «Заячья избушка» (показ спектакля)

Февраль –1 неделя «Будут пальчики играть» (чтение потешки, упражнение с  

                    пальчиками)

      2 неделя «Веселые пальчики» (рассказ о пальчиковом театре)

      3 неделя «Наши пальчики - артисты» (игровые упражнения)

      4 неделя «Актерское мастерство» (работа над выразительностью речи,  

         дикцией)

Март –   1 неделя «Театральная азбука» (рассказ об устройстве театра, театральных  

                 профессиях)

      2 неделя «Играем в сказку» (работа над созданием образов, упражнения с  

      пальчиками)

     3 неделя «Под грибком» (чтение сказки и работа над образами)

     4 неделя «Спектакль «Под грибком» (пальчиковый театр)

Апрель - 1 неделя «Психогимнастика» (этюды)

    2 неделя «Куклы – би-ба-бо» (беседа, показ способов управления)

    3 неделя «Петрушка в гостях у ребят» (Игровые импровизации с куклами би-ба-  

    бо)

     4 неделя «День Театра» (беседа о театре, посещение театрального спектакля)

Май  –   1 неделя «Вечер скороговорок»

            2 неделя «Ритмопластика» (этюды)

           3 неделя «Сказка «Пых» (чтение сказки, работа над образами)

           4 неделя «Спектакль «Пых» (куклы би-ба-бо)

Список используемой литературы:

 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г. Информац ионный ресурс - обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.); - изучение методической литературы; - участие в конкурсах и выставках различного уровня.

 4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб.: «Паритет» 2007г.

6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб.: «Детство-пресс», 2008

7.Чистякова М.И. «Психогимнастика.»

8. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Статья о работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы средствами театрализованной деятельности....

Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...

Педагогический опыт по теме: Формирование творческих способностей младших дошкольников (2 – 3 лет) через театрализованную деятельность

Ранний возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка.В развитии способностей детей помогает театр, ...

Педагогический опыт по теме: Формирование творческих способностей младших дошкольников (2 – 3 лет) через театрализованную деятельность

Ранний возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка.В развитии способностей детей помогает театр, ...

Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...