Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Морозова Елена Алексеевна

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-ya_mladshaya_gruppa._konkurs_2.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мир познаём вместе» 

для организации познавательно-исследовательских действий

детей раннего возраста

Идея реализации программы дошкольного образования в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в формах игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие ребенка является одним из основных принципов, заложенных в основе ФГОС ДО.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

В контексте ФГОС ДО предметно - пространственная среда для организации познавательно-исследовательских действий детей 1-й младшей группы должна решать задачи:

  •  сенсорного развития;
  •  развития предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками;
  •  экспериментирования с материалами и веществами;
  •  формирование элементарных математических представлений;
  •  расширения кругозора детей;
  •  формирование целостной картины мира.

          Также при проектировании предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательских действий  важно учитывать характерные особенности детей 2-3 лет:

  •  В этом возрасте преобладает практический тактильно-двигательный способ познания предметов: дошкольники нуждаются в ощупывании предмета, прикасании к нему, часто осуществляют действия «манипулятивного» характера.
  • Доминирование наглядно-действенного мышления у детей определяет применение материалов, стимулирующих практические действия с предметами в любых видах детской активности.
  • Дети этого возраста накапливают разнообразные представления об окружающем мире природы. Учатся обследовать объекты с помощью зрительно – осязательно - двигательных действий, у них совершенствуется способность наблюдать.
  • В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов;  развиваются мыслительные операции:  анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  • У детей этого возраста совершенствуется познавательная активность: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы активной ориентировочной деятельности, которая достигает своего наивысшего подъема к трем годам.

 Л.С. Выготский неоднократно говорил о том, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.  Поэтому я, учитывая все вышеперечисленное, постаралась создать в своей группе такую среду, которая способствует познанию ребенком окружающего мира.

Игровой материал всех уголков, расположенных в соответствии с видами детской деятельности, стимулирует детей к познавательно-исследовательским действиям с ним.  

Уголок природы и экспериментирования (+ воды и песка):

-  стол-поддон для воды и песка (проведение экспериментов);

- комнатные растения фикус, аспарагус, фиалка (наблюдение и сравнение объектов  природы);

- другие объекты природы: аквариум с рыбками, кошка, черепаха,… (вносятся в группу на короткий срок для наблюдения, сравнения живого и неживого объекта);

- шишки, желуди, грецкие орехи, камешки, ракушки, фасоль... (обследование, сравнение, экспериментирование с природными материалами);

- муляжи овощей и фруктов (сравнение цвета, размера, материала);  

- дидактические игры: «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Что выше куст или дерево?» (сравнение предметов по величине);

- наборы объемных и плоских игрушек: «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты» (обследование формы, определение  материала);

 - материалы для игр – экспериментов с водой: таз, лейка детская,  воронки, мельница, фартуки, черпачки-сачки, мелкие игрушки, лодка, кораблик, губки, пробки, поролон, пёрышки, шарики, плавающие игрушки (выявление свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, некоторые вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Знакомство с процессом превращения снега в воду); 

- материалы для игр – экспериментов с песком, землёй и глиной: таз, формочки разной формы и размера, совочки, лопатки, ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки … (выявление свойств и качеств материалов: твердости, сыпучести, способности сохранять форму, способности взаимодействия с водой);

Уголок сенсорики:

- матрешки (3-5 элементов), кубы, полоски, стержни и т.п. разных размеров (пирамидка из стаканов; пирамидка «геометрик»; пирамидка (3-5 элементов), окрашенные в основные цвета напольная пирамида (из 6-7 элементов); стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, разборные игрушки, мозаика, лото  «Формы», «Цилиндрики» (освоение умений  упорядочивать и группировать по свойствам); 

- геометрический сортировщик в виде куба, шара  и самолета (сравнение цвета, формы);

- рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, четырех цветов (пространственно - геометрические представления); 

- ящик - сортировщик с прорезями основных геометрических форм (сортировка объемных тел);

- дидактическая кукла (выявление качеств ткани: толщина, структура поверхности, мягкость и т.п.);

- дидактическая игра «Пришей пуговку» (сравнение размера, цвета);

- разноцветные пластмассовые крышки (сравнение цвета);

- блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, развивающие кубики (выявление характеристик предметов: цвет, форма, размер; создание узора из развивающих кубиков);

- тактильные дощечки (выделение свойств материалов: мягкий, твердый, гладкий, шершавый и т.п.);

- деревянная игрушка с втулками и молоточком для забивания (исследование способа действия);

- деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами (лабиринт) на тему «Домашние животные» и «Геометрические фигуры»  (исследование движения);

- набор «Болты и гайки»: завинчивание гаек на  болты (сравнение цвета, формы, размера);

- шнуровки  «Веселый шнурочки (картонные)», «Овощи и фрукты (деревянные)»  (сравнение цвета, формы, материала);

- горка (расположенная на дидактическом столе) для прокатывания деревянных шариков (сравнение цвета, шары катятся);

- напольный, мягкий пазл - коврик с различными фигурками животных, овощей и фруктов и т.п. (сравнение цвета, умение подбирать фигуру по контуру);

- умный конструктор для малышей «Мультяшный» (сравнение цвета, закрепление умения соединять детали конструктора);

- заводные игрушки (исследование способа движения);

- дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди пару», «Одень красиво кукол», «Цветные полянки», «Разложи по коробкам»», «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету» и другие (представления о цвете).

Бытовой уголок:

- игровые атрибуты профессиональной  принадлежности: приборы и инструменты – наборы врача, парикмахера (определение материала, из которого изготовлен предмет, исследование способа действия);

- игрушечная бытовая техника с ярко выраженными деталями: утюг, телефон, часы и др. (исследование способа действия);

- игрушки-орудия, соразмерные руке ребёнка: лопатки, совочки, молотки, грабли, отвертки (закрепление цвета, сравнение размера, исследование способа действия);

- набор крупной чайной и кухонной посуды (сравнение по размеру, цвету);

- набор муляжей овощей, фруктов (исследование свойств и качеств предметов);

- набор продуктов питания: пластмассовые, резиновые (определение материала);

-ящик с предметами-заместителями: палочками, шарами, лоскутом среднего размера (изменение пространственной среды, обустраивание своего мира игры с позиции своих детских интересов).

Театральный уголок:

- ручные куклы: бибабо, различные пальчиковые, перчаточные и др. куклы; театр на кружке, театр резиновой игрушки, театр на ложке, конусный бумажный театр, театр масок и полумасок, театр на фланелеграфе (определение материала: бумага, дерево, резина и т.п.);

- деревянные игрушки-забавы (исследование движения).

Уголок книги и речи:

- парные картинки разной тематики: животные, птицы, овощи, фрукты, животные с детенышами  (сравнение, установление соответствия); 

- дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?» (сравнение, установление соответствия);

- разрезные картинки и складные кубики, состоящие не более чем из 4-6 частей (представление об ориентировке, часть-целое).

Занятия с этими пособиями также знакомят детей с размером, формой, развивают у детей умение комбинировать, узнавать новое и способствовать спокойной, сосредоточенной деятельности.

Уголок конструирования:

- объемные модули набивные: (обследование формы, сравнение формы, цвета, устойчивости, варианты расположения строительных форм на плоскости);

- деревянный и пластмассовый конструкторы (группировка, сортировка, обследование, сравнение деталей, варианты расположения строительных форм на плоскости);

- конструктор Лего (обследование формы, сравнение);

- разнообразные коробки, окрашенные в разные цвета (обследование формы, сравнение); 

Рядом с конструкторами расположены:

- машины, тележки, каталки, на которых малыши могут кататься сами (исследование действия, движения);  

- грузовые, легковые автомобили разного размера и цвета (сравнение по цвету, размеру).

Уголок  изобразительной деятельности:

- произведения декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка) (обследование формы предмета);

- глина влажная, готовая к использованию, пластилин (тесто) (исследование качеств: мягкость, пластичность и свойств материалов: мнется, бьется, размокает);

- фломастеры разной толщины 6 цветов,  цветные карандаши 6 цветов, гуашь 6 цветов  (сравнение цвета);

- печати, штампики, формочки для декорирования лепных работ (исследование свойств)

- рулонные обои, размещаемые на вращающейся трубке прямо на стенде.

Музыкальный уголок:

- детские музыкальные инструменты: погремушки (пластмассовые, деревянные, самодельные - из скорлупы грецких орехов), бубны, ложки, барабан, колокольчики, свистульки, дудочки, музыкальные молоточки, бубенчики, браслет на руку с бубенчиками  и др. (вносятся в среду с целью побуждения ребёнка к поиску источника звука); 

- музыкальные игрушки с фиксированной мелодией: детское мини-пианино и гитара,  музыкальный телефон, микрофон, музыкальные шкатулки и шарманки, музыкальные волчки, музыкальные каталки, в виде животных,  поющий кот, неваляшки (формирование представления о том, что у каждого предмета свой звук).

Физкультурный уголок:

- мячи разного размера, цвета, мягкости, материала (резиновые, пластмассовые, тряпичные)  массажные мячи…(для сравнения, исследования свойств);

- шарики пластмассовые (сравнение по цвету);  

- колечки с разноцветными лентами (сравнение по цвету);  

- кегли разного цвета (сравнение по цвету, определения устойчивости);

- флажки, платочки  разного цвета (сравнение по цвету);  

- погремушки (сравнение формы и цвета);

-мешочки с  песком и горохом (исследование свойств мешочков: тяжелее, легче);

- обручи (сравнение цвета и размера,  обследование формы предмета);

- сухой бассейн (сравнение по цвету, размеру, весу);

- массажный коврик со следочками (определение свойств поверхности: гладкая, неровная, мягкая, жесткая);

- кольца от кольцеброса (обследование формы предмета,  сравнение по цвету);

- куб деревянный, куб мягкий (сравнение поверхности);

- футбольные мини-ворота, корзины для организации игр типа «Попади в цель».

С целью расширения кругозора, а также для организации познавательно-исследовательских действия детей в группе был организован мини-музей мяча. Среди экспонатов мини-музея были представлены разнообразные мячи: разные по цвету и материалу изготовления.

Таким образом, развитие познавательно-исследовательской активности ребёнка 2-3 лет во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития его познавательной мотивации и логического мышления, а также последующих игровых действий с ним.


Конспект игровой ситуации в первой младшей группе

 «Где же вы живете?»

Цели игры: инициировать попытки детей систематизировать природные объекты, соотносить их с соответствующей природной средой; развивать словарь прилагательных. Вызвать интерес к предметам игры.

Организация игры.  На столе помещены  зеленый прямоугольник размером примерно 50+30 см из картона или ткани на твердой основе; на нем аппликация «Елочка»; и прямоугольник того же размера синего цвета с желтой полосой в нижней части. Перемешанный для игры природный материал рассыпан на столе. 

Содержание игры.  Игра построена на беседе педагога с малышами, которые отвечают на его вопросы.

Воспитатель: «Дети, а что у нас есть на столе – вот здесь?» (Шишки, камешки.) Откуда принесли шишки, ракушки и камешки?» (Из леса, с пляжа, с реки)   «Дети, а что это такое здесь?» (Показывает на прямоугольник с аппликацией.) (Елочка) «Правильно, елочка. Елочки растут в лесу. Это как будто лес. В лесу можно собирать шишки. (Обращаясь к личному опыту детей, активизируйте воспоминания о лесе, в котором находили шишки.) А здесь есть шишки? (Показывает синий прямоугольник) (Нет)».

Воспитатель, указывая на синий прямоугольник, продолжает беседу: «Вот у меня синяя река (берём образ реки, так как в нашем городе, дети знакомы с рекой Окой) и бережок. В реке и на бережке бывают камешки, красивые ракушки. А в моей реке они есть? (Нет). Давайте положим их в речку и на бережок». (Девочки могут раскладывать ракушки, а мальчики – камешки).

Взрослый в начале игры показывает образец, а затем комментирует действия детей, побуждая их к самостоятельности. «Вот камешек беленький положу… Куда? Да, на бережок! Шишка круглая сосновая куда ляжет? Правильно, в лес дремучий. Нет, Максим, шишек в реке не бывает. Они  с дерева падают. Где у нас деревья? В лесу, верно. Неси свою шишку сюда! – Все ребятки шишки на бережок принесли».

В конце игры дети поют «лесную» и «речную» песенки около «леса» и «реки», встав в кружок и хлопая в ладошки.

Покатилась шишка, шишка - торопыжка.

Будем мы в лесу играть, чудо шишки собирать!

Наши камешки – беда! Раскатились кто куда!

Где они – сказать могу» на речном бережку!

Список, использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.

  1. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: (пособие для пед. коллективов дет.садов и родителей: сборник); под ред. Т.Н. Дороновой  и Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.

  1. Актуальнее проблемы развития и воспитания детей от рождения       до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  1. Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждениях. – Журнал «Дошкольное воспитание», №4, 2012г.

  1. Гогоберидзе А.Г., Полякова М.Н. Оснащение помещений ДОУ для детей первой младшей группы. – Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», №7, 2010г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста

Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, т. к. она развивает у детей любознательность, пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследователь...

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

«Роль познавательно-исследовательской деятельности для детей раннего возраста»

Содержание образовательной области «Познание» направлено на интеллектуальное развитие и развитие познавательных интересов детей через решение задач: развитие познавательно-исследоват...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...