Консультация для родителей на тему: " Сенсорное воспитание детей раннего возраста".
консультация (младшая группа) на тему

Вятчинина Александра Александровна

Сенсорное развитие формирует полноценное восприятие окружающей деятельности, служит основой познания мира. Благодаря сенсорному воспитанию, дети познают окружающий мир (т.е. форму, величину, размер, цвет и т.д).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

«Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, То есть  от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и тому подобное.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны

Что такое сенсорные эталоны?

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать  его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.  Ребенок  должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Сенсорные эталоны: 

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звук высотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-  является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-  развивает наблюдательность;

-  готовит к реальной жизни;

-  позитивно влияет на эстетическое чувство;

-  является основой для развития воображения;

-  развивает внимание;

-  дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-  обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других  видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные  задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

Почему еще важно сенсорное развитие?

Мария Монтссори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Воспитатель: Вятчинина Александра Александровна 2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость дл...

Консультация для родителей на тему сенсорное развитие детей раннего возраста.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирова...

Консультация для воспитателей на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для воспитателей на тему: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста" Для того, чтобы воспитать ребенка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитани...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей раннего возраста»....

Консультация для родителей по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация для родителей по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических и игр»

Дидактическая игра -один из основных средств сенсорного развития ребенка.Благодаря дидактической игре ребенок учится распознавать, классифицировать и сравнивать предметы окружающего мира. Поэтому она ...