Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ" 2015 год
статья ( группа) по теме

Кулышева Юлия Сергеевна

Статья "Формирование положительного отношения к труду взрослых у дошкольников как составляющая нравственно-трудового воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yulya_kulysheva.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Кулышева Юлия Сергеевна

МБДОУ № 79, воспитатель

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является содействие гармоничному развитию личности ребенка, которое невозможно  без формирования знаний о социальной действительности.  Эти знания составляют основу  человеческого сознания, выступают как важнейший компонент в структуре личности, влияют на ее отношение к миру.

Трудовая деятельность способствует  развитию умственных и физических возможностей детей, эстетическому и нравственному развитию. В труде воспитываются такие значимые качества как чувство взаимопомощи, ответственность, трудолюбие и т.д.

В п. 2.6. Федерального государственного стандарта дошкольного образования в числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается труд как свой собственный, так и труд других людей – детей и взрослых.

У современных дошкольников  отмечается несоответствие между желанием трудиться и способностью принимать участие в труде. Как отмечает Т.А. Маркова,  у некоторых детей желание трудиться развивается быстрее, чем формируются трудовые навыки, степень выраженности желания трудиться у многих детей достаточно низкая,  отсутствуют основы приучения к труду в семье. Недостаточное физическое развитие, неустойчивость внимания,  слабое развитие регуляторных функций, самоконтроля, силы воли приводят к трудностям освоения трудовых навыков [6].

Трудности формирования положительного отношения к труду взрослых обусловлены также тем, что  мир профессий взрослых усложняется, возрастает количество профессий, более сложными для понимания детей становятся сами виды деятельности, гораздо меньше у детей опыта соприкосновения с миром профессий, редко дети бывают на экскурсиях на разных предприятиях, не обогащается в должной мере трудовой опыт детей в детском саду, в семье уделяется недостаточное внимание трудовому воспитанию детей. Поэтому возникает необходимость в организации целенаправленной педагогической работы по формированию осознанного отношения к труду взрослых.

С.А. Козлова считает, что применительно к дошкольному возрасту отношение к труду взрослых можно рассматривать как устойчивое положительное отношение к труду взрослых, основанных на знании различных видов труда взрослых, понимание значения труда взрослых и готовности по мере взросления осваивать данные виды деятельности [3].

Структура отношения к труду включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент отношения к труду взрослых включает в себя знания и представления детей о профессиях, о видах деятельности, которые характерны для взрослых людей, о их значении в жизни человека и общества.

Аффективный компонент характеризуется тем, что включает в себя эмоциональное отношение, располагающееся между полюсами симпатии и антипатии к тому или иному виду труда взрослых.

Поведенческий компонент отражает стремление ребенка знакомиться с какой-то конкретной профессией и видом деятельности, наличие интереса к ней, желание знать как можно больше и стремление освоить эту профессию в будущем, т.е. элементарные формы профессиональной мотивации.

В работах Л.В. Загик, Г.С. Малуновой и других авторов подчеркивается, что формирование отношения к труду взрослых является важной составляющей общего процесса трудового воспитания детей, и оно основывается на нескольких аспектах. Прежде всего, необходимо отметить, что отношение к труду взрослого формируется на основе осознания сущности данного труда, его ценности, понимание взаимосвязи между действиями отдельных людей, результатами их труда и определенными событиями, явлениями, ситуациями в жизни конкретного ребенка. Поэтому очень важно формировать у детей представления о труде взрослых, о разных профессиях, об их отличительных признаках, об их значениях, о том, какую роль они играют в жизни каждого человека [2,5].

В.И. Логинова отмечает, что следующий важный аспект отношения к труду взрослых заключается в воспитании целого ряда положительных качеств личности. Положительное отношение к труду взрослых способствует воспитанию в детях таких качеств, как: трудолюбие, уважение к труду других людей, аккуратность, внимательность, отзывчивость, ответственность, дисциплинированность и т.д.[4].

Повышение осведомленности детей дошкольного возраста в вопросах труда взрослых, знакомство детей с процессом трудовой деятельности, производственным процессом, элементарными трудовыми действиями – все это играет немаловажную роль в формировании у них стремления осваивать какие-либо трудовые действия, развивать собственные умения и навыки.

Р.С. Буре и другие авторы  выделяют три основных направления формирования положительного отношения к труду взрослых: наблюдение за трудом  взрослых, частичная помощь взрослым, организация совместной деятельности взрослых и детей [1].

   Как указывает Т.А. Маркова, формирование осознанного положительного отношения к труду взрослых взаимосвязано с расширением представлений старших дошкольников об окружающей действительности с развитием у них способности к обобщению, развитию их собственного опыта участия в посильном труде, которые помогают осознавать общественную значимость труда и взаимосвязь людей в различных видах деятельности [6].

        Как подчеркивает В.И. Тютюник, сюжетно-ролевая игра, являясь ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте, выступает одним из наиболее распространённых и эффективных наряду с непосредственной трудовой деятельностью детей, средств формирования положительного отношения к труду взрослых [7].

В работе Р.С. Буре  одним из средств формирования положительного и осознанного отношения к труду рассматривается коллективный труд детей. Организация различных дежурств, регулярные поручения, труд в природе, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей способствуют достижению высокого результата в плане воспитания отношения к труду [1]. Ещё одним немаловажным аспектом формирования осознанного отношения к труду взрослых является взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания.

В исследованиях Т.А. Марковой, отмечается,  что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является стремление помогать взрослым, поэтому совместная деятельность является оптимальной формой для формирования осознанного отношения к труду и развития собственной трудовой деятельности дошкольников. Осознание значимости труда способствует возникновению желание помогать взрослым, а опыт совместной деятельности формирует отношение к труду взрослых [6].

Таким образом, организация педагогической работы по трудовому воспитанию включает в себя формирование осознанного положительного отношения к труду у старших дошкольников осуществляется на основе расширения представлений о труде взрослых, его значимости, формировании у детей трудовых умений и навыков, взаимодействия со взрослыми. Для этого используются разные средства: наблюдения, экскурсии, игры,  трудовые поручения, изучение художественной литературы, проектная деятельность.

Литература :

  1. Буре, Р. С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания : учеб.-метод. пособие /  Р.С. Буре. - СПб. : «Детство-Пресс», 2006. - 139 с.
  2. Загик, Л. В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Л.В. Загик.- М., 2013. – 184 с.
  3. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников  /  С.А. Козлова. - М. : «Просвещение», 2012. - 271 с.
  4. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова,  Т.И.  Бабаева, Н.А. Ноткина. - М. : «Детство-Пресс», 2008. - 224 с.
  5. Малунова, Г. С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе /  Г. С. Малунова. – М.: АПК и ППРО, 2005. - 208 с.
  6. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников /  Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
  7. Тютюнник, В. И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте / В.И. Тютюник // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2009. - № 4. - C. 39-48.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями".

Данная консультация окажет помощь родителям старших дошкольников в игровой форме в сформировать положительное отношение к труду взрослых. Существует множество словесных игр для расширения словарного з...

Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников. (консультация для педагогов)

Трудовое воспитание всегда оставалось и остается одной из актуальных проблем педагогики. Необходимо выяснить истоки зарождения трудовой деятельности, чтобы не упустить оптимальные сроки формирования э...

Консультация для воспитателей "Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями"

Данная консультация поможет педагогам ознакомиться с методами ознакомления с профессиями, которые приемлемы для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Воспитание положительного отношения к труду взрослых через художественную литературу (консультация для воспитателей)

Воспитание положительного отношения к труду взрослых через художественную литературуТруд становится великим воспитателем,когда он входит в жизнь наших воспитанников,дает радость дружбы и товарищества,...

Консультация для педагогов «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Консул...