«Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
статья

Мочалкина Наталья Николаевна

«Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, репертуар образов, внутренний мир ребёнка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами. В тоже время, переживая во время сказки, ребёнок даёт выход собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни, так как понимает, что это понарошку. Даже после прослушивания сказки ребёнок продолжает фантазировать на прогулке, в разных играх, перед сном и в любую свободную минуту.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального действия произведений искусства (каковыми по сути являются сказки) и творческой деятельности на личность ребёнка для усиления воспитательного эффекта. Огромное внимание изучению влияния различных видов искусства на психику человека в 30е гг XXв. Уделял отечественный учёный Л.С.Выгодский. Этой теме посвящён фундаментальный труд учёного «Анализ эстетической реакции», где он подчёркивает социальную роль искусства, считая его «орудием общества», воздействующим на самые интимные стороны личности. Пророческими стали слова учёного в отношении использования влияния искусства для развития высокосознательного, владеющего своими чувствами человека: «Нельзя и представить себе, какую роль в этой переплавке человека призвано будет сыграть искусство, какие уже существующие, но бездействующие в нашем организме силы оно призовёт к формированию нового человека. Несомненно только то, что то в этом процессе искусство скажет самое веское и решающее слово». Воздействие произведений искусства на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление – арт-терапия (исцеление искусством), одной из форм которого является сказкотерапия. Кьел Рудестам отмечает по этому поводу: «Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей». Данное направление сравнительно недавно стало развиваться в России.

На основе художественной коммуникации возникает воздействие произведения искусства на личность, на её подсознательные установки, вкусы и сознательные идеалы, а через них – на поведение и деятельность человека. Таким образом, произведение искусства – сказка – выступает как субъект, а личность реципиента- как объект её воздействия. Чувства, возбуждаемые сказкой, включаются в комплекс высших духовных потребностей человека. Эти чувства, связанные с волевым стремлением к совершенству, идеалу, воплощённым в сказках, доставляют наслаждение.

Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др. Именно такой комплексный подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно – прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокого эмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребёнком, задавая следующие вопросы.

·        О чём эта сказка?

·        Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

·        Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

·        Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью – либо помощь?

·        Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

·        Какие чувства вызывает сказка, её отдельные эпизоды?

Художественное творчество ребёнка (собственные сказки, поделки по сказочным сюжетам и др.) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества - как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах: деятельность ребёнка, направленная вовне (выражение собственных эмоций, чувств, представлений), и деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самосовершенствование). Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

·        Созидательная – состоит в том, что ребёнок для выражения авторского замысла создаёт что – то новое;

·        Оценочная – проявляется в том, что ребёнок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;

·        Коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

Кроме того, совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими, начинают помогать друг другу. Перечисленные социально – педагогические функции сказкотерапии являются общими для всех сказок.

 

 

Литература:

Н.М.Сертакова «Методика сказкотерапии в социально – педагогической работе с детьми дошкольного возраста» Детство – пресс 2012г

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, репертуар образов, внутренний мир ребёнка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами. В тоже время, переживая во время сказки, ребёнок даёт выход собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни, так как понимает, что это понарошку. Даже после прослушивания сказки ребёнок продолжает фантазировать на прогулке, в разных играх, перед сном и в любую свободную минуту.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального действия произведений искусства (каковыми по сути являются сказки) и творческой деятельности на личность ребёнка для усиления воспитательного эффекта. Огромное внимание изучению влияния различных видов искусства на психику человека в 30е гг XXв. Уделял отечественный учёный Л.С.Выгодский. Этой теме посвящён фундаментальный труд учёного «Анализ эстетической реакции», где он подчёркивает социальную роль искусства, считая его «орудием общества», воздействующим на самые интимные стороны личности. Пророческими стали слова учёного в отношении использования влияния искусства для развития высокосознательного, владеющего своими чувствами человека: «Нельзя и представить себе, какую роль в этой переплавке человека призвано будет сыграть искусство, какие уже существующие, но бездействующие в нашем организме силы оно призовёт к формированию нового человека. Несомненно только то, что то в этом процессе искусство скажет самое веское и решающее слово». Воздействие произведений искусства на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление – арт-терапия (исцеление искусством), одной из форм которого является сказкотерапия. Кьел Рудестам отмечает по этому поводу: «Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей». Данное направление сравнительно недавно стало развиваться в России.

На основе художественной коммуникации возникает воздействие произведения искусства на личность, на её подсознательные установки, вкусы и сознательные идеалы, а через них – на поведение и деятельность человека. Таким образом, произведение искусства – сказка – выступает как субъект, а личность реципиента- как объект её воздействия. Чувства, возбуждаемые сказкой, включаются в комплекс высших духовных потребностей человека. Эти чувства, связанные с волевым стремлением к совершенству, идеалу, воплощённым в сказках, доставляют наслаждение.

Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др. Именно такой комплексный подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно – прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокого эмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребёнком, задавая следующие вопросы.

  • О чём эта сказка?
  • Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?
  • Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?
  • Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью – либо помощь?
  • Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?
  • Какие чувства вызывает сказка, её отдельные эпизоды?

Художественное творчество ребёнка (собственные сказки, поделки по сказочным сюжетам и др.) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества - как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах: деятельность ребёнка, направленная вовне (выражение собственных эмоций, чувств, представлений), и деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самосовершенствование). Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

  • Созидательная – состоит в том, что ребёнок для выражения авторского замысла создаёт что – то новое;
  • Оценочная – проявляется в том, что ребёнок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;
  • Коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

Кроме того, совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими, начинают помогать друг другу. Перечисленные социально – педагогические функции сказкотерапии являются общими для всех сказок.

Литература:

Н.М.Сертакова «Методика сказкотерапии в социально – педагогической работе с детьми дошкольного возраста» Детство – пресс 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».

Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод....

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...