Экологические экскурсии как средство формирования интереса старших дошкольников к миру природы
статья на тему

Алексеева Юлия Сергеевна

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologichekie_ekskursii_kak_sredstvo.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Ю. С.

Воспитатель ДОУ № 2

К вопросу о формировании коммуникативных умений

воспитателя в детском саду.

    Любая человеческая деятельность невозможна вне коммуникации, особенно деятельность педагогическая.

   В педагогической деятельности коммуникация занимает особо значимое место, так как процесс обучения, воспитания и социализации ребенка предполагают взаимодействие субъектов общения с целью обмена информацией, установления взаимоотношений, умений предвидеть результат общения.

   В связи с этим, особые требования предъявляются к личности воспитателя, к сформированности его коммуникативных умений, позволяющим эффективно решать задачи воспитания и развития ребенка.

   В современной психолого-педагогической литературе под коммуникативными умениями понимается: освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, умение входить в контакт с незнакомыми людьми, понимать их личностные качества и намерения , предвидеть результат их поведения и в соответствии с этим строить свое.

   Многих исследователей привлекала проблема изучения коммуникативных умений, наиболее существенный вклад в нее внес А. А. Леонтьев, одним из первых предложивший классификацию коммуникативных умений. Он выделяет следующие коммуникативные умения:

         - умение «подавать себя» в общении с учащимися;

         - умение речевого и неречевого контакта с учащимися;

   Другим исследователем А. А. Журавлевым в содержание коммуникативных умений включаются:

         - сдержанность;

         - доброжелательность;

         - приветливость;

         - уважительность.

   Однако мы считаем, что в данной классификации представлены не коммуникативные умения, а личностные качества, необходимые педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

   Воспитатель является примером для молодой души, в его руках жизнь человека.

   В рамках еще одной классификации, предложенной Р. И. Михалевской, выделены следующие коммуникативные умения:

  1. Умение держаться (осанка, мимика, пантомимика) .
  2. Умение подать себя, подчеркнуть свое достоинство.
  3. Умение сдержаться при необходимости, не проявив раздражения.
  4. Умение корректировать и контролировать свое эмоциональное состояние.
  5. Умение устанавливать эмоциональный контакт.
  6. Умение снять излишнее психологическое напряжение.
  7. Умение создать атмосферу творчества.
  8. Умение речевого обращения ( владение словом, техникой речи, дыханием, дикцией, темпом речи).
  9.   Умение вызвать к себе симпатию и интерес.
  10.   Умение найти оптимальный тон в общении с учащимися.
  11.    Владение оптимальной жестикуляцией.

   Все выше представленные классификации ориентированы на учителя. Предметом нашего исследования являются коммуникативные умения воспитателя.

   В 80-х годах 20 века Л. И. Семушиной была предложена профессиограмма воспитателя детского сада, в которой отдельной группой выделены коммуникативные умения воспитателя:

  1. установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми, а также с родителями;
  2. находить контакт и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах;
  3. располагать к себе детей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям.

   На кафедре дошкольной педагогики РГПУ  им. Герцена Л. М. Маневцевой была разработана классификация коммуникативных умений старшего воспитателя. В силу своих должностных функций он общается с членами коллектива. Умения, расписанные в классификации, рассчитаны на установление взаимоотношений с коллегами. Так как  мы изучаем коммуникативные умения воспитателя, целесообразно использование данной классификации.

   В данной классификации представлены следующие коммуникативные умения:

  1. устанавливать контакт с родителями, воспитателя с детьми;
  2. понять, сопереживать, проявлять внимание;
  3. предвидеть результаты общения, возможные трудности;
  4. управлять своим поведением;
  5. быстро ориентироваться в реальных обстоятельствах деятельности и общения детей, снижать напряженность в их поведении, педагогически грамотно решать конфликты;
  6. проявлять гибкость в общении;
  7. использовать юмор и шутки;
  8. создать атмосферу совместного творчества;
  9. владеть речью;
  10.  организовать содержательное общение с родителями, воспитателями, детьми на гуманной демократической основе;
  11. осуществлять индивидуальной подход на основе знания конкретных особенностей детей, взрослых (родителей, воспитателей).

   Данная классификация, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявленным к педагогам, работающим в условиях детского сада.

   Сегодня существуют разные подходы к оценке уровней сформированности умений.

   Принципиально отличным вопросом является вопрос о критериях сформированности умений, т.к. в основе оценивания умений разные авторы используют разные критерии.

   В частности, нами представлены критерии качественной оценки умений Спирина Л. Ф.:

  1. направленность и моральные качества личности;
  2. педагогическая эрудиция и степень развития профессионального мышления;
  3. сформированность и набор профессиональных умений, реализующихся в индивидуально творческой деятельности, в действиях;
  4. общественно-политическая и педагогическая активность;
  5. постоянная психологическая готовность к работе и совместимость в коллективе.

   На основе критериев качественной оценки умений Спирина Л. Ф. в своей диссертации Савенкова Л. А. разработала следующие уровни овладения коммуникативными умениями:

   Исходный: мотивация педагогических действий и сами действия профессионально не осознаны, отсутствует мотивация, готовность к их выполнению; педагогические действия выполняются непрофессионально, их цели определяются неправильно, они носят примитивный и шаблонный характер; в выборе целесообразных педагогических действий, имеющие существенные затруднения и грубые ошибки; педагогические действия используются несвоевременно и не дают должного результата.

   Низкий: в основе педагогических действий лежат противоречивые мотивы; коммуникативные действия до конца не осознанны, в основном, строятся на житейском опыте, без использования научных знаний и анализа ситуации, они характеризуются некой шаблонностью, лишены гибкости, применяются без учета конкретной ситуации, медленно, неточно; не всегда целесообразно использование в педагогических действиях некоторых сведений по педагогике и психологии.

   Средний: в основе педагогической деятельности преобладают осознанные мотивы, характеризующиеся частичной профессиональной направленностью, но в действиях нет использования должных научных знаний для анализа педагогической интуиции, проявляется недостаточная научная компетентность, в выборе целей имеют место ошибки, вытекающие из неглубокой диагностики объекта и условий действия, поэтому цели не всегда достигаются, хотя коммуникативные действия не лишены некоторого своеобразия, т.к. обнаруживается небольшой профессиональный опыт, но все же чаще преобладают их стереотипные формы, что проявляется в несоответствиях используемых коммуникативных умений оценкам педагогических ситуаций.

   Высокий: в основе педагогических действий лежат осознанные мотивы, свидетельствующие об устойчивой профессиональной направленности; коммуникативные действия педагогически целесообразны; выполняются с использованием педагогических и психологических знаний на основе анализа ситуации; имеет место научно-методическая компетентность, они соответствуют цели, определяются в основном, с учетом особенностей объекта воспитания и условий действия; в педагогической деятельности (по форме и содержанию) имеют место элементы своеобразия, новаторства, они выполняются достаточно четко, без затруднений; в них используются профессиональный опыт, они обладают переносом, и поэтому соответствуют изменяющимся ситуациям воспитательной практике.

   Возможно ли развитие коммуникативных умений?

   Несмотря на разные взгляды развития коммуникативных умений, все исследователи сходятся в том, что процесс развития возможен на разных этапах сформированности профессиональных умений.

   В плане нашего исследования рассмотрим схему этапов формирования умений (Платонов К. К.)

   

1.

Первичные умения

Психологическая сторона осознания цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные.

2.

Недостаточно умений для деятельности

Наличие знаний способов выполнения действий и исполнение ранее приобретенных, не специальных для данной деятельности навыков.

3.

Отдельное общее умение

Ряд отдельных высоко развитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности.

4.

Высоко развитое умение

Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способа ее достижения.

5.

Мастерство

Творческое использование различных умений.

   В настоящее время уделяется внимание изучению взаимосвязи коммуникативных умений и личности. Ряд ученых, в их числе Ломов Б.Ф. , рассматривал человека как активную личность, способную влиять на ситуацию.

   Следовательно, умения развиваются под воздействием личностных характеристик, а умения, в свою очередь, формируют личность, давая ей возможность совершенствоваться.

   Таким образом, развитие коммуникативных умений будет успешным, если личность активна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Физкультурно-досуговая деятельность как средство развития интереса старших дошкольников к физической культуре"

Данная статья кратко рассказывает о значении физкультурно-досуговой деятельности в детском саду...

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....

Статья "Проблема формирования интереса старших дошкольников к миру растений"

Актуальность темы. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к с...

Экологическая тропа как средство формирования представлений старших дошкольников о природе.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...

Презентация к докладу "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Презентация к докладу "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...