Картотека логических игр по развитию речи
картотека на тему

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме - словесно-логическому. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_logicheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: закончить предложение одним из слов, данных в скобках. Повторить получившуюся фразу целиком.

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).

Машина не могла двигаться дальше, так как у неё сломался (подфарник, багажник, руль).

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

 

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: к каждому слову подобрать подходящее по смыслу, с учётом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов. Пример: кисточка – краски (клей, рисунок, рама, батарея и пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы.

- щётка

- лейка

- иголка

- лопата

- очки

- лифт

- плита

- весы

- духовка

- ножницы

- молоток

- удочка

- тяпка

- карандаш

- грабли

- нож

- портфель

- пузырёк

 -вешалка

- градусник

- миксер

- ракетка

- крючок

- отвёртка

- ложка

- спицы

- половник

- клей

- весло

- полка

- тачка

- сковорода

- мясорубка

- банка

- гвоздь

- сантиметр

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: выбрать (с учётом выделенного признака) из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.

ЦВЕТ

Цыплёнок, лимон, василёк.

Огурец, морковь, трава.

Халат врача, помидор, снег.

ВКУС

Конфета, картошка, варенье.

Клубника, вишня, лук.

Торт, селёдка, мороженое.

Чеснок, огурец, морковь.

ВЕЛИЧИНА

Бегемот, муравей, слон.

Ванна, миска, тарелка.

Дом, карандаш, ложка.

Море, лужа, аквариум.

ВЕС

Вата, гиря, штанга.

Мясорубка, пёрышко, гантель.

Подушка, одеяло, кровать.

Шкаф, платье, куртка.

ФОРМА

Телевизор, книга, колесо.

Яблоко, апельсин, огурец.

Косынка, арбуз, палатка.

Дверь, мяч, одеяло.

МАТЕРИАЛ

Банка, кастрюля, стакан.

Альбом, тетрадь, ручка.

Ложка, вилка, чашка.

Юбка, платье, ремень.

Сумка, кошелёк, газета.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ (с 5лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор.

Кисель, кефир, сок, чай – напитки.

Клюв, перья, крылья, коготки…

Салат, каша, борщ, запеканка…

Серьги, браслет, цепочка, кулон…

Муравейник, нора, логово, берлога…

Двойка, тройка, пятёрка, единица…

Топор, лопата, пила, отвертка…

Глина, шерсть, дерево, пластмасса…

Самолёт, корабль, лодка, мотоцикл…

Дирижёр, шофёр, воспитатель, портной…

Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка…

Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло…

Есть, спать, учится, гулять…

Храбрость, доброта, трудолюбие, честность…

ПОДБЕРИ ПО АНАЛОГИИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти связь между парой слов. По аналогии найти недостающее слово. Подробно объяснить свой выбор.

Стрелка – часы, колесо - … Стрелка – часть часов, колесо – часть машины.

Стрелка – часы, колесо –

Коза – капуста, белка –

Лошадь – сено, кошка –

Палец – кольцо, ухо –

Кофта – шерсть, шуба –

Ваза – стекло, кастрюля –

Чай – печенье, суп –

День – обед, вечер –

Магазин – продавец, больница –

Рыба – река, птица –

Инструмент – работа, кукла –

Молоко – масло, мясо –

Машина – руль, корабль –

Самолёт – аэропорт, корабль –

 

ПРОДОЛЖИ РЯД (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: продолжить ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие. Взрослый предлагает, а в случае затруднения помогает ребёнку, подобрать дополнительно не менее трёх слов.

Стол, стул, диван…

Сосна, берёза, липа…

Жасмин, шиповник, сирень…

Земляника, клюква, малина…

Сыроежка, лисичка, подберёзовик..

Сок, кофе, компот…

Творог, сыр, масло…

Сосиски, колбаса, котлета…

Врач, повар, лётчик…

Автобус, электричка, трамвай…

Телевизор, утюг, настольная лампа…

Учебник, карандаш, тетрадь…

Шишка, жёлудь, орех…

Корабль, катер, яхта…

Дождь, ветер, иней…

АНАЛИЗ РАССКАЗА (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.

ЛЕКАРСТВО.

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, как мать пьёт лекарство с трудом и говорит: «Дай, я за тебя выпью!»

(К. Д. Ушинский)

Вопросы:

  • Для чего врач прописал маме лекарство?
  • Каким оно было по вкусу?
  • Легко маме пить невкусное, горькое лекарство?
  • Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?
  • Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?
  • Как можно назвать такую девочку?
  • Как может девочка помочь больной матери?

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложносочиненного предложения с союзом потому что.

Мама улыбнулась, потому что…

Дети прибежали домой,

Собака грозно зарычала,

Мама открыла окно,

Петя громко вскрикнул,

Мама отругала сына,

Учительница весело рассмеялась,

Бабушка выключила телевизор,

У Саши заболело горло,

Мальчик решил переодеться,

Собака весело завиляла хвостом,

Кот выгнул спину и зашипел,

Машины резко затормозили,

Полицейский громко засвистел,

Мальчик быстро бежал к школе,

Стая ворон поднялась над полем,

Девочка поднялась с сиденья автобуса,

РАССУЖДАЛКИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

Корова, лошадь, лев.

Петух, гусь, воробей.

Ёлка, берёза, сосна.

Море, река, озеро.

Коза, свинья, корова.

Брюки, шорты, юбка.

Свёкла, морковь, огурец.

Слива, яблоко, персик.

Стол, полка, стул.

Трамвай, электричка, троллейбус.

Сковородка, чашка, кастрюля.

Глаза, нос, брови.

Ночник, торшер, свеча.

Простыня, пододеяльник, наволочка.

АНАЛИЗ СКАЗКИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.

ВОЛК И КОЗА.

Видит волк, что коза пасётся на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моём, а о своём корме печёшься!»                                                                                  

(Л. Н. Толстой)

Вопросы:

  • Где паслась коза?
  • Мог ли волк к ней подобраться?
  • Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?
  • Как ты думаешь – внизу трава действительно была слаще?
  • О каком корме для волка говорит коза?
  • Кто из зверей (волк или коза) хищник?
  • Что могло случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?
  • Могла бы коза стать кормом для волка?
  • О чьём корме заботился волк?

ПРЕВРАЩЕНИЯ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: рассказать, во что превратятся следующие предметы?

Стул без спинки…

Стол без ножек…

Чашка без ручки…

Окно без стёкол…

Кепка без козырька…

Кофта без рукавов…

Снеговик без холода…

Мороженое без холодильника…

Дерево без веток…

Спички без серы…

Диван без спинки…

Книга без страниц…

Карандаш без грифеля…

Телевизор без электричества…

Всадник без лошади…

Подушка без перьев…

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 3 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

Папа купил цветы, чтобы…

Марина открыла окно,

Дети сели в лодку,

Лена налила в миску суп,

Мама подошла к телефону,

Рабочие привезли кирпичи,

Серёжа подошёл к ручью,

Дима нагнулся над кустом,

Петя закрыл лицо руками,

Вова взял собаку за поводок,

Мама надела нарядное платье,

Катя подняла с земли птенчика,

Лена достала лёд из холодильника,

Водитель открыл багажник автомобиля,

Дедушка поставил в огороде пугало,

АНАЛИЗ СКАЗКИ – 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.

ЛЕВ И ЛИСИЦА.

Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал лев жить хитростью. Лёг в пещере и притворился больным. Стали звери приходить, навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдешь ко мне в пещеру?» А Лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу – входило к тебе много зверей. А не выходил никто!»

(Л. Н. Толстой)

Вопросы:

  • Для чего Лев притворился больным?
  • Почему он не ходил на охоту?
  • Для чего Лев звал Лису в пещеру?
  • Как Лиса догадалась, что её поджидает опасность?
  • Что особенного было в звериных следах?
  • Как узнать направление следа?
  • Удалось Льву обмануть Лису?
  • Кто из зверей: Лев или Лиса оказался хитрее?

НАОБОРОТ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор.  Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Храбрость.

Добрый.

Тупой (нож).        

Весёлый.

Длинный.

Старый (диван).

Грязно.

Темно.

Легко.

Быстро.

Покупать.

Открывать.

Молодой.

Толстый.

Полый (стакан).

Высокий.

Широкий.

Гладкий.

Мягкий.

Мелкий.

Молчать.

Помнить.

Встречать.

Шершавый.

Ругаться.

Подниматься.

Грубый (разговор).

Брать.

Искать.

Знаменитый.

НЕЛЕПИЦЫ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: полно и связно объяснить - в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть её хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа – огромный рост,

У слона кривые рожки,

И большой пушистый хвост.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

И грызёт орешки там.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под берёзою с котом

Пляшут польку мыши.

РАССУЖДАЛКИ – 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти связь между данным явлением (предметом) и временем года, к которому оно (он) относится. Составить предложение, включив в него оба слова – название времени года и предложенного понятия.

Ливень.

Мороз.

Листопад.

Снеговик.

Жара.

Ледоход.

Проталины.

Иней.

Слякоть.

Вьюга.

Капель.

Сосульки.

Купание.

Пасмурно.

Цветение.

Снежки.

Куличики.

Почки.

Пляж.

Ручейки.

Одуванчики.

Каток.

Урожай.

Прополка.

СРАВНЕНИЯ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных суждения.

Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части – про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки. Правильное сравнение: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый.

Вата легкая, а гиря черная.

Зебра полосатая, а леопард злой.

Холодильник белый, а ковёр мягкий.

Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий.

У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький.

У зайца длинные уши, а медведь коричневый.

Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти и подробно описать различные черты двух сходных предметов.

Самолёт и птица.

Кукла и девочка.

Ваза и банка.

Коляска и санки.

Книга и альбом.

Нож и ножницы.

Столб и дерево.

Платье и сарафан.

Кастрюля и сковородка.

Шкаф и тумбочка.

Наволочка и пододеяльник.

Велосипед и автобус.

Трамвай и метро.

Зонт и крыша.

Солнце и луна.

Река и озеро.

Рекомендации: в случае затруднений взрослый использует слова- подсказки, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана. Пример: самолёт и птица. Подсказки взрослого: главное отличие (живой-неживой), голова, движение крыльев, перья и т. п.

ОБЪЯСНЯЛКИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом.

Праздник.

Приз.

Открытка.

Песочница.

Почтовый ящик.

Дворец.

Шалаш.

Обои.

Клетка.

Скворечник.

Гроза.

Стужа.

Телевизор.

Веранда.

Почка.

Бассейн.

Душ.

Балкон.

Подъезд.

Тюль.

Кафель.

Эскалатор.

Рельсы.

Теплица.

Ложь.

Ссора.

Наказание.

Соревнование.

Дружба.

Рекомендации: взрослый может использовать наводящие вопросы, чтобы научить ребёнка наиболее полно формулировать понятия.

ХОРОШО И ПЛОХО (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.

Снегопад.

Листопад.

Охота.

Гимнастика.

Путешествие.

Долгий сон.

Рубка леса.

Солнечные ванны.

Купание в реке.

Поездка на дачу.

Прогулка по лесу.

Ремонт в квартире.

Пребывание на пляже.

Празднование дня рождения.

Просмотр телевизионных передач.

НАЙДИ ОШИБКУ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти и подробно объяснить, в чём ошибочность предложенного высказывания.

Ручеёк шире реки.

Муравейник выше дома.

Тигр слабее кошки.

Черепаха ползёт быстрее змеи.

Самолёт движется медленнее машины.

Луна ярче солнца.

Трёхэтажный дом ниже одноэтажного.

У зайца ушей больше, чем у медведя.

Туча ниже деревьев.

Стол квадратнее окна.

Стул деревяннее тумбочки.

У Кати кукол больше, чем игрушек.

Петя собрал поганок больше, чем грибов.

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира.

Папа моложе сына, но старше дедушки.

РАССУЖДАЛКИ – 3 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение.

Все дети растут. Катя пока маленькая.

Значит… она растёт (вырастет и т. п.)

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит…

Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку. Значит…

Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин. Значит…

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит…

Всю одежду надо содержать в чистоте. Серёжа испачкал рубашку. Значит…

ОБЪЯСНИ СМЫСЛ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: объяснить смысл пословицы, выбрав правильный вариант толкования. Пояснить выбор на примере жизненной ситуации (так говорят, когда…)

Хочешь есть калачи – не седи на печи.

После работы нужен отдых.

Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.

Лёжа вредно есть.

Не зная броду, не суйся в воду.

Хочешь искупаться – ищи мелкое место.

Сначала подумай, потом делай дело.

Не берись за тяжёлую работу без помощников.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю.

Перед прыжком следует хорошо разбежаться.

Не хвастай о деле наперёд.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

За зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки.

Два дела сделать – лучше, чем одно.

Хорошо сделать два дела вместе - очень тяжело.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Сними мерку, потом разрезай ткань.

Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьёзное.

Сложенную ткань легче разрезать.

РАССУЖДАЛКИ - 4 (с 5 лет)

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров.

Хорош садовник – хорош и крыжовник.

Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.

У способного учителя дети могут многому научиться.

У талантливого портного вся одежда красивая.

Как постелешь, так и поспишь.

Мальчик постелил чистое бельё, а собака его испачкала.

Мальчик синил стул, а когда сел на него, тот сломался.

Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.

Чужими руками жар не загребай!

Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор.

Мальчик заставлял младших детей носить свой портфель.

Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.

В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не замечает.

Девочка сама полная. А над другими толстушками смеётся.

Девочка сама ест, а подруг не угощает.

Девочка сама умеет шить и подруг учит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.

Девочка катается на санках с высокой горы и боится.

Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.

ЧЕМ ПОХОЖИ? (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: найти и описать сходные черту двух различных предметов (объектов).

Половник и отвёртка.

Шкаф и холодильник.

Вата и облако.

Мука и песок.

Кран и жираф.

Снеговик и пирамидка.

Грабли и расчёска.

Волосы и трава.

Дверь и окно.

Часы и градусник.

Мыло и лёд.

Кофеварка и самовар.

Зонтик и гриб.

Муравейник и детский сад.

Рак и помидор.

Дрель и велосипед.

Аквариум и теплица.

Пилотка и лодка.

Панцирь (черепахи) и платье.

Батарея и гармонь.

АНАЛИЗ РАССКАЗА - 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА.

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что же я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

(Л. Н. Толстой)

Вопросы:

  • Прав мужик или нет?
  • В чём его ошибка?
  • Мог ли он наесться одной баранкой?
  • Почему он стал сыт после того, как съел баранку?
  • Зря мужик ел калачи?

СОСТАВЬ РАССКАЗ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: объединить далёкие по смыслу понятия в небольшом рассказе. Чем меньшее количество предложение войдёт в рассказ, тем лучше. На втором этапе игры можно самостоятельно подобрать три далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказе.

Каша – листья – рыба.

Весы – дом – берег.

Часы – плита – море.

Попугай – ветер – пила.

Кран – торшер – облако.

Дерево – гвоздь – озеро.

Лес – парта – бегемот.

Шишка – помидор – дождь.

Портфель – скакалка – ёлка.

Собака – грузовик – тетрадь.

Обезьяна – самолёт – сахарный песок.

Лодка – карандаш – муравейник.

ДЛЯ ЧЕГО? (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.0

Ход: назвать как можно больше функций одного предмета.

Пример: карандаш. Он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жердочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы и т. п.

Газета.

Книга.

Кубик.

Ящик.

Бинт.

Бревно.

Кирпич.

Зеркало.

Лампочка.

 Катушка.

Длинная доска.

Лист фанеры.

Кусок материи.

Кусок стекла.

Стеклянная банка.

Пластмассовая бутылка.

Автомобильная шина.

Бочка с водой.

Ведро с песком.

Банка с масляной краской.

СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: к данному слову подобрать название предмета, объекта или явления с противоположными свойствами. Подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное понятие.

 

Пример: зоопарк. Здесь звери живут в неволе, значит, понятие с противоположным значением – лес, в котором звери живут на воле.

Гора.

Лес.

Река.

Нора.

Дупло.

Ствол.

Капля.

Огород.

Самолёт.

Аптека.

Больница.

Колодец.

Ураган.

Шторм.

Муравейник.

Холодильник.

НАЗОВИ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (с 5 лет)

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: назвать как можно больше признаков каждого предмета с учётом характерных для него величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала, принадлежности и т. д.

Пример: яблоко: большое, тяжёлое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное.

Платье.

Стол.

Лента.

Куртка.

Арбуз.

Лимон.

Собака.

Заяц.

ПОХОЖИЕ ПРИЗНАКИ (с 5 лет)

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: назвать похожие признаки предметов.

 

Пример: хороший: добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, и т. п.

Теплый.

Медленный.

Высокий.

Весёлый.

Плохой.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? (с 5 лет)

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: назвать, что может делать данное животное. Обратить внимание на привычные и специфические действия: крадётся, скрывается, спасается, прячется, выслеживает, догоняет, убегает, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, взобрался, вскарабкался, нырнул, взлетел, скребётся, шуршит, выглядывает, наблюдает и т. п.

Собака.

Кошка.

Волк.

Медведь.

Арбуз.

Лимон.

Собака.

Заяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...

Картотека логических игр для развития речи

Логические игры помогут разнообразить занятия по развитию речи, пополнить словарный запас дошкольников. Данные игры можно использовать на заключительном этапе автоматизации звуков....

Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи

В пособии собраны игровые упражнения, которые эффективно совершенствуют логическое мышление и речь старших дошкольников. Адресовано психологам, логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям. Может бы...

Игры на логическое мышление и развитие речи с элементами ТРИЗ

Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Т.А. Ткаченко Логические упражнения для развития речи

Разнообразные логические задания и упражнения для детей 5-7 лет, способствующих развитию мышления и связной речи дошкольников....

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...