ПРОЕКТ Тема : «Конвенция о права ребёнка»
проект (подготовительная группа) на тему

Бунятова Юлия Владимировна

Главная задача нашего государства - как защитить ребёнка?  Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Конвенция прав ребёнка - документ международного масшатаба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pravo_konventsiya_deti_bunyatova_yu.v.docx69.14 КБ

Предварительный просмотр:

                              ПРОЕКТ

            Тема : «Конвенция о права  ребёнка»

   Воспитатель МДОУ  д/с № 28  « Родничок»  г.Воскресенск    

                            Бунятова Юлия Владимировна                                                                                                              

                            2015 г.

   Содержание:

Введение ( актуальность)

I .Основная часть (  теоретическая)

1.1. Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.

1 2. Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников .

1.3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания.

II.  Практическая часть

2.1 Диагностика

2.2. Практическая часть : Проект « Я имею право».

2.3. Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями на тему: «Права ребенка».

Список литературы

Приложения

Введение ( актуальность)

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых.. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые.

Актуальность темы   заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании.


I.  Основная часть ( теоретическая )

1.1  Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.

Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно -правовых документах (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, законодательные акты о правах ребенка). Научно- педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей. Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов.

 Одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.).

 Правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И.Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.).

Нравственность как внутренний регулятор, правомерного поведения (B.C. Олейников).

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности В В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию  в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.)  правовое воспитание, предлагается начинать на дошкольном уровне. Сегодня, дошкольной педагогике эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков (Доронова Т.Н., Козлова С.А.).

 Главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка? Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Конвенция прав ребёнка является документом международного масштаба, защищающим права детей.
В ней провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но этот документ  пока еще знаком  не всем родителям. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение?

 Для решения данной проблемы разработан практико – значимый проект  проект : «Конвенция о правах ребёнка»

Проблема – недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.


Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.


Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми. 3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе). 4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности. 6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Объект: правовое воспитание, система работы с родителями и детьми, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению основами правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.


Участники проекта – дети (старший дошкольный возраст – 5 – 6 лет ), педагоги, родители.

Методологическая и теоретическая основа :

положение о связи, единстве, взаимопроникновении обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса;

идея сензитивности различных возрастных периодов к определенным воспитательным воздействиям (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.);

психологические и педагогические теории, рассматривающие эффективное формирование нравственно-правовых представлений через разнообразную, специально организованную деятельность (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.А. Леонтьев, С.JI.Рубинштейн, И.Ф.Харламов и др.).

Исходя из анализа литературы по психологическому усвоению правовых знаний дошкольниками, можно сделать следующие выводы:

 -Интенсивное развитие когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер в старшем дошкольном возрасте обеспечивает возможность становления устойчивых познавательных и нравственных интересов.

-Нравственное развитие в этом возрасте определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.

- С целью развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, активизирующей духовную рефлексию, стимулирующей развитие духовных и творческих способностей.

-В результате организации творческой деятельности возможно развитие правового мышления и правового сознания в целом.

-Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования.

-Под правовой социализацией понимается процесс освоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.

Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и "овнутрение" таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение.



1.2 Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Содержание искомого уровня правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания и обучения должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность. Формирование правового сознания личности является результатом правового воспитания, которое предполагает усвоение ребенком старшего дошкольного возраста суммы элементарных правовых представлений; формирование нравственно-правовых чувств; привитие навыков поведения, которые соответствуют требованиям современной морали и права. Именно социализация оказывает влияние на уровень правового сознания личности, на ее включенность в процессы и явления общественной жизни. Правовая социализация ребенка дошкольного возраста, включает в себя правовую адаптацию и правовую интериоризацию. Правовая адаптация подразумевает организацию жизнедеятельности ребенка в соответствии с определенными социально-правовыми условиями. Правовая интериоризация представляет собой процесс включения правовых норм и ценностей во внутренний мир подрастающего человека.

 Формирование правового сознания у ребенка осуществляется и в ходе целенаправленного правового воспитания, и в результате естественным образом складывающегося у него понимания или осознания способа устройства мира, в котором он живет. Правовое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста включает как первоначальные представления о праве, правопорядке и его охране, так и его эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку, его непосредственное действие, его поведение в различных ситуациях, готовность жить среди других людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права.

 Содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста, включает два аспекта: овладение элементарными правовыми представлениями и их трансформация в отношение. Представления являются обязательным компонентом процесса формирования начал правовой культуры, а отношение -конечным его продуктом. Истинно правовые представления формируют осознанный характер отношения и дают начало правовому сознанию. Таким образом, правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к обществу, к его установкам и ценностям, к людям, создающим материальные и духовные ценности. На правовое воспитание старшего дошкольника оказывают влияние все социальные нормы, поэтому важно, чтобы нормы права в целом не противоречили требованиям других социальных норм, и, в первую очередь норм морали.


1.3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения. В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).

Дети 5 -7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.

Авторами психологических исследований в области развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе, своем «Я» и показана их роль в построении целостного «образа Я», в возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к самосозиданию, потребности в этом .
Интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности .Все сказанное  говорит о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.


 Разработка стратегии правового воспитания :

Формировать у детей представления о нравственных нормах и поведение, соответствующее им до высокого уровня, возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;

Опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом необходимо приучать детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав;

Несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме, его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы. Я считаю, что акцент должен быть сделан на обращении к сознанию, пониманию объективной необходимости соблюдения норм, а не на страх перед наказанием.

Правовое воспитание в собственном узком смысле этого слова представляет собой процесс организации деятельности ребенка и непосредственного влияния на него педагога и товарищей. В педагогике сложилась система методов воспитания, которые используются во всех воспитательной работы, в том числе и в правовом воспитании школьников.

В соответствии с этим можно выделить следующие
основные группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственно-правовых качеств они преимущественно обеспечивают:

-методы формирования правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.

-методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; организация правоохранительной деятельности учащихся; использование творческой игры; соревнование;

-методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения.

Названные методы формирования правосознания, правомерного поведения и стимулирования на практике выступают в тесном единстве. Кроме того, в различных воспитательных ситуациях отдельные методы могут выступать как средства воспитательного воздействия или как методические приемы. Это зависит от содержания и объема воспитательной задачи, конкретной тактики воспитателя, способа организации того или другого воспитательного мероприятия.

Особенность методики правового воспитания выражается также в специфическом (правовом) содержании воспитательных воздействий и соответствующем преломлении общепедагогических методов. Используя те или иные методы правового воспитания, необходимо ориентироваться на то, какие качества учитель хочет с помощью этих методов сформировать.

  • Россия встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

    «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

    Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

    Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Разработаны методические рекомендации по организации системы работы по правовому воспитанию в ДОУ, памятки для воспитателей детских садов, в которых представлены новые формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правами ребенка. Многие дошкольные образовательные учреждения считают правовое воспитание одним из приоритетных направлений своей деятельности. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду проходит в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям.

    Эффективность осуществления правового воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях: использовании в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения; создании в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений; обеспечении преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

    Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

    - права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

    - права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

    - права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

    Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

    Предлагаемые государством меры направлены на ознакомление детей с положениями основных российских законов, воспитание у детей уважения к закону.


Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним. Надлежащее развитие сознания и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту…). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы .

Организационное и методическое обеспечение предполагает разработку учебных и специальных программ, учебных пособий, методик по организации и проведению правового воспитания, сценариев викторин, конкурсов, программ научно-практических конференций, семинаров и т.п.; обобщение и распространение положительного опыта проведения массовых мероприятий и индивидуально-воспитательной работы; разработку на основе анализа новых методов правового воспитания.

Таким образом, в результате анализа литературы о правовой грамотности дошкольников можно сделать следующие
выводы:

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.


Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

Основное внимание при подборе примерных занятий было сосредоточено на тех правах, понимание которых доступно уже в старшем дошкольном возрасте ,и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на заботе о них взрослыми, на их защищенности, поскольку именно психологический комфорт в этом возрасте позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем. В основе содержания большинства занятий лежит ознакомление детей с понятиями «правило», «право» и с отдельными правами. Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность. В ходе занятий важно пробудить активность детей, привить навыки общения, заложить позитивные качества личности ребенка. Занятия составлены так, чтобы в них происходила смена разных видов деятельности (беседы, игры, просмотр мультфильмов, слушание сказок и историй, рисование и др.). Предложенные варианты вопросов для обсуждения сюжетов стихотворений, историй из художественных произведений, просмотренных мультфильмов, стимулируют детей к рассуждению и размышлению над существующими правилами и последствиями совершения персонажами тех или иных поступков, обучают их отражать и понимать происходящее в социально-правовой сфере.

На основе анализа литературы было установлено, что нравственное развитие в этом возрасте определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

Уровень правовой грамотности детей напрямую зависит от проводимых с ними занятий, в результате которых возрастает уровень правовой культуры детей. Диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права.



II . Практическая часть

2.1 Диагностика

Разработка диагностической карты по правовому воспитанию старших дошкольников.

 Основа -  программа  Автор : Н.Г.Зеленова, Л.Е Осипова «Я ребенок ,я имею право.- м.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.- 96с.

 На основе этой программы составляем  диагностические карты и разрабатываем критерии оценок уровня знаний детей.

 Цель диагностики: Выявить уровень ЗУН детей об основных правах Конвенции ООН


Своей задачей в развитии ребенка я ставлю воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Для образования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, для развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. В результате совместного проживания на занятиях и в свободной деятельности я способствую формированию у ребенка собственного опыта, позволяющего ему пробовать, делать то, что считает нужным, оценивать результат своих действий и брать за них ответственность, испытывать себя как человека, достойно и культурно разрешающего свои проблемы, умеющего жить рядом с другими людьми.
Содержанием работы с детьми является  знакомство их с правами и обязанностями. При знакомстве детей с правами используем разнообразные формы работы:

-
беседы: «Конвенция о правах ребёнка», «Имею право жить», «Без семьи нет счастья». В процессе бесед до сознания детей доводилась значение прав, знакомили с обязанностями.

-
чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Колобок», «Три поросёнка». Цель прочитанных произведений – через сказку показать, как могут нарушаться права и как их можно защитить.

-
рассматривание иллюстраций: иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал «права детей»;

-
театрализованная деятельность; инсценирование сказок «Колобок», «Три поросёнка».

-
занятия на тему «Моя семья» (познавательная деятельность).

-
просмотр мультфильма «Маугли» (для моделирования проблемной ситуации);

-
дидактические игры, сюжетно ролевые игры, праздники и развлечения, досуги.

Результаты  работы - позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки.

В ходе обучения дети приобретают  устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научатся  относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоят  оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начинают  правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.



2.2 Практическая часть : Проект «Конвенция о правах ребёнка ».

Актуальность проекта:
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

В своей работе я придерживаюсь принципа, согласно которому ребенок рассматривается не как объект воспитательного воздействия, а как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрасту. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. И только от нас, взрослых, зависит, станет ли ребенок источником оптимизма, душевного тепла, понимания и терпимости.

Права едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам правового поведения.

Проблема

Проблема состоит в том, что как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Решение данной проблемы в систематизации работы по правовому воспитанию в системе: детский сад – дошкольник – семья. А именно в реализации долгосрочного проекта: «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников ».

Вид проекта: долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Цель проекта: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно — образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «Оправах ребёнка».

 Задачи:

1.Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.

2. Перспективно – тематическое планирование.

3. Беседы с детьми по выявлению представлений о собственных правах.

4. Планирование работы по правовому воспитанию.

5 Побор детской литературы

6. Задания родителям.

7. Подбор мультфильмов по теме: "Права ребенка".

ЗАДАЧИ для родителей

— Закрепить знания родителей воспринимать ребёнка как личность.

— Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.

— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат по проекту: Дети и родители познакомятся с конвенцией «Права ребёнка», научатся применять их в жизни.

Тип проекта –практико - значимый.

Продолжительность проекта
  - долгосрочный ( 1 год )



Виды деятельности:

1. Консультирование родителей по интересующих их вопросам

2. Обновление развивающей среды

3. Выступления на родительских собраниях

4. Создание информационного уголка для родителей

5. Оформление буклетов, брошюр

6. Открытые мероприятия

Формы проведения :


1. Занятия по познавательной деятельности.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Продуктивная деятельность.
5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений.
6. Организация экскурсий, целевых прогулок.
7. Чтение специально подобранной литературы.



Основные средства:


· Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
· Оформление наглядного материала для родителей.
· Обогащение предметно-развивающей среды.
· Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.

Ожидаемый результат :


· Ознакомление и закрепление знаний детей и родителей о «Конвенции о правах ребенка».
· Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди.
· Укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством.

Функции участников проекта:
· Заведующая  детским садом – создание условий для организации и проведения мероприятий.
· Старший воспитатель – обеспечение необходимой документацией, литературой участников проекта, оказание помощи в проведении занятий и развлечений.
· Дети, воспитатели и родители – реализация проекта.


Принципы.


1. Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.
2. Принцип природосообразности ,является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
3. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.
4.Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности.

Программно - методические ресурсы:

-Наличие  необходимой методической литературы

- Разработка перспективного планирования  занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
- Разработка картотеки  игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

-Пополнение библиотеки для родителей консультациями : «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)»

-Разработка выступления на групповых родительских собраниях

Материально – технические ресурсы:

- Обновление развивающей среды

- Приобретение материалов, необходимых для занятий



Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

- Создание условий для проведения проекта

- Подбор методической литературы

- Составления плана – Проведение  мотивации родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

2 этап – основной. 

При реализации проекта использовать такие формы работы, как занятия, беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения.

Методы:

-этические беседы,

 -чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) -рассматривание иллюстраций,

-составление рассказов,

 -организация нравственно-правовых, педагогических, игровых ситуаций.

-организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, игр- драматизаций,

-проблемное обучение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, - индивидуальная работа.



Интеграция темы по образовательным областям:

Коммуникация, социлизация, познание, чтение художественной литературы: «Прав своих не забывай ,но обязанности знай», «Я человек»,Мальчики и девочки».

Познавательные беседы: «Я люблю свою мамочку», «Беседы об ответственности и правах ребенка», «Конвенция о правах ребёнка», «Имею право жить», «Без семьи нет счастья».

Игра – инсценировка :«Мамины помощники»

Дидактические игры
:

-«Загадывания желания»

- «Кто кому кем приходится»

- «Что такое хорошо, что такое плохо»

-«Назови ласково»

- «Назови имя, отчество»

- «Передай настроение»

Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Библиотека»,«Больница»,

«Парикмахерская».

Художественная литература

- Чтение: З.Воскресенская «Мама», «Мамины руки», С.Михалков «А что у вас?», Ш.Перро «Золушка», Е.Благинина «Посидим в тишине», Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок» , А. Барто «Одиночество», С. Маршак "Двенадцать месяцев" , А.Толстой "Золотой ключик, или приключение Буратино". Русская народная сказка «Колобок», «Три поросёнка». - Заучивание стихов, колыбельных, потешек. - Знакомство с пословицами, поговорками о маме.

Здоровье:

Знакомство с «правилами чистюли»; Полезная и вредная еда; Альбом « Любимое блюдо моей семьи»; Беседа «Чтобы не огорчать мамочку» ( как заботиться о своём здоровье)

Безопасность:

- Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (о бытовых приборах)

- Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.

Художественное творчество:

Рисование: «Цветочки для любимой мамочки», «Подснежники зимой ( по сказке « Двенадцать месяцев»)»

Лепка: «Красивый букет милой маме» «Герда» ( по сказке «Снежная Королева»)

Аппликация: «Гадкий утенок», «Азбука для Буратино»

Ручной труд:«Открытка к празднику»

Музыка:

- Разучивание песен, танцев

- Прослушивание аудиозаписей по теме



Содержанием работы с родителями являлось правовое просвещение, знакомство их с «Конвенция» и Реализацией прав детей в семье. Для этого использовать :

-
консультации. «Роль семьи в социально – нравственном воспитании», «Реализация прав ребёнка в дошкольном образовании учреждении и в семье»». Цель этих консультаций помочь родителям познакомиться и правильно реализовывать права детей;
- стендовая информация: «Правила поведения взрослого при воспитании детей», наказывая подумай : «Подумай зачем!». Повышение педагогической компетентности родителей.
Совместное с родителями  создание альбомом «Я и моя семья», «Я имею право на отдых», «Мой дом, моя крепость», «Я родился в селе»и т.д.





2.3 Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями на тему: «Права ребенка».

Цель:
 познакомить родителей с правами ребенка.

Материалы и оборудование: магнитная доска, символы, атрибуты к сказкам, скамейка-2 штуки, текст песни для родителей, выставка литературы по правам ребенка, ширма.

Ход: В зале полукругом в 2 ряда расставлены стулья. Во внутреннем ряду располагаются дети. Во внешнем – родители.

Воспитатель: 20 ноября 1989 года – историческая дата для детей всего мира. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она является международным документом и закрепляет равные права детей и подростков на образование, здоровье, игры. Утверждает право ребенка на родной язык и культуру, свободу мысли, совести и религии. Наш сегодняшний праздник мы посвящаем правам ребенка.

 Песня «Давайте верить в чудо» (слова В. Степанова, музыка Т. Левкодимова) .

Ребенок читает стихотворение:

Права ребенка надо знать,

Не только знать, но соблюдать.

И всем ребятам надо знать

Все то, чего им не хватает.

Воспитатель: В это стихотворение вложен глубокий смысл. Чего же не хватает нашим детям? Может быть, на этот вопрос ответит песня в исполнении детей «Вот была бы благодать» (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева). Все дети поют.



Ребенок:

 Ребенок без дома,

Ребенок без школы,

Ребенок без круга семьи.

Ребенок без прав,

А кто виноват – не ответите вы?

Воспитатель :
 Ответ есть в Конвенции о правах ребенка - в первую очередь отвечают за ребенка родители. Если детям плохо, они бегут к маме. А мама все поймет. (Исполняется песня «А мама все поймет», слова М. Пляцковского, музыка Е. Ботярова) .

Ребенок: Худенькое личико,

Усталые глаза.

Маленькие ручки

В мозолях всегда.

Плохие родители не знают о том,

Что все имеют право на отдых

И на дом.

Воспитатель: Воплощение этих слов мы увидим в инсценировке сказки «Золушка», которую покажут нам сейчас дети (инсценировка отрывка из сказки) .

Воспитатель : Каждый человек имеет право на защиту. (сказка «Три поросенка» просмотр мультфильма)

Ребенок:

 Если вы по улице идете,

А рядом плачет мальчик у столба.

То вы, конечно, мимо не пройдете,

Ему отыщете вы маму и отца.

А если же родителей не будет,

То вспомните все детские права,

Не допустите, чтобы малыш остался

Один возле холодного столба.

Проводение  игры  «Над пропастью». 

Ребенок проходит по гимнастической скамейке, родитель поддерживает его, если ребенок не удерживается на ней.

Воспитатель: Дорогие родители и дети! Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если вопрос относится к вам, поднимите руку.

Вопросы:

- Кто в последние 2 месяца отмечал день рождения?

- Кого хоть однажды посещало чувство одиночества?

- Кто любит современную музыку?

- Кто хотел бы изменить свое имя?

- Кому нравится, когда его хвалят?

- Кто хотя бы один раз помог нуждающимся?

- Кто посещал детский дом ребенка?

Воспитатель : Вы видите, мы все разные, но в тоже время одинаковые, мы – люди. И этим все сказано. Наши дети ближе к Земле. Они меньшего роста, им не всегда надо садиться на корточки, чтобы разглядеть муравья. Правда, с высоты детства мир не такой широкий, каким он виден с высоты взрослых. Но если бы взрослые приблизились к детям, их мир стал бы богаче.

Ребенок: 

А люди ходят и не верят нам.

Они большие и сухие.

Они гуляют, как по берегу

Вокруг бушующей стихии.

В нас все неведомо и утренне,

И все уносит и приносит…

Весной бывают реки мутными,

чтоб стать прозрачными под осень.

Воспитатель: Так поможем все вместе повзрослеть нашим детям, чтобы только чистота поселялась в их душах. А это зависит только от всех нас.

Исполняется песня вместе с родителями «Я имею право быть чёрным и белым  » .

Рефлексия : Анкета самоанализа

- Я узнал сегодня, что у каждого ребенка есть…….

- все права и обязанности прописаны в документах, которые называются…..

- мне было интересно на занятии….

- я запомнил….

- я никогда не знал , а сегодня узнал, что…

- хочу сказать спасибо…

Воспитатель: Только живя по правилам взрослые, дети и вся страна будет жить счастливо. Я вам желаю счастья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.

Проанализировав литературу по теме работы, оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны.
Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Данный проект позволяет решить  задачи  по правовому воспитанию дошкольников, позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.



Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Веракса Н.Е, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012 г.

2. ФГОС. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.: мозаика синтез, 2014.

3. Голицына, Н.С., Огнева, Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Н.С.Голицына, Л.Д.Огнева. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

4. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Декларация прав ребенка // Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.

6. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. Сада : пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

9. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет 2012 г

10. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11. "Конвенция ООН о правах ребенка" в стихах и картинках. - Санкт-Петербург: Б/и, 2000

 

Приложение 1

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Подготовка методических рекомендаций, материалов по правам ребенка.

Создание условий для проведения проекта.

Составления плана.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

«конвенция о правах ребенка»

«Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

- К. Чуковский «Доктор Айболит»

- К. Чуковский «Федорино горе»

- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

- А. Толстой «Золотой ключик»

 

Приложение 2

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

 

 

 

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

 

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) — игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

 

Второй этап. Организационно-практический

 

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

 

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

 

Приложение 3

Занятие по правовому воспитанию для детей старшей группы на тему:
«Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.

Задачи:

- дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;

- дать детям первоначальные понятия о возникновении семьи;

- обогатить словарь детей словами "конвенция", "право";

- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;

- научить понимать ценность своей личности.

Оборудование и материалы: слова "конвенция", "право", книга-макет Конвенции о правах ребёнка, портфель, конверты с заданиями, плакат «Мои родители», фотографии с отдыха, детский телефон, градусник и таблетка для Незнайки, мяч.

Раздаточный материал: домики, наборы персонажей для составления портретов семьи, воздушные шары на каждого ребенка.

Герои: Незнайка, врач

Предварительная работа: составление рассказов детей "Как я отдыхал", оформление плаката «Мои родители».

 

                                      Ход занятия:

Дети находят книгу в центре игровой комнаты (стоит на подставке).

Воспитатель:

Ребята! Что это за книга здесь стоит? Давайте прочитаем ее название.

Воспитатель берёт книгу в руки и читает название « Конвенция прав ребёнка»

Ребята! Обратите внимание. Какое сложное слово! (Воспитатель вывешивает на доску слово «конвенция»)

Давайте вместе прочитаем хором.

Кто знает, что такое Конвенция?

Дети : мы не знаем

Воспитатель: А хотите, я вам расскажу?

Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: Что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. А заботясь о детях, написали книгу «Конвенция о правах ребенка».

Конвенция, ребята, это документ, в котором написаны все ваши права. А что же такое право?

(Вывешивает на доску слово «право».)

Воспитатель:

Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.

Давайте с вами отправимся в необычное путешествие по страницам книги, которая называется "Конвенция".

Ребёнок открывает Конвенцию на первой странице ,а воспитатель читает:

Право на жизнь.

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Дети, а кто подарил вам жизнь?

Дети:

Родители (уточнить: мама и папа).

Воспитатель:

Да, родители подарили вам жизнь. Слова "мама" и "папа" – особые слова! Это первые слова, которые произносит ребёнок. Обратите внимание на картинку.

Воспитатель показывает детям картинку "Родители и ребёнок» из книги:

Сегодня в честь ваших родителей мы устроили фотовыставку. Перед вами плакат с фотографиями ваших мам и пап. Давайте вместе рассмотрим их. Чья это мама? Чей это папа? Как их зовут? За что ты любишь своих родителей?

Дети поочерёдно отвечают на вопросы воспитателя.

Ребёнок перелистывает страницу Конвенции ,воспитатель  читает:

Право на имя и фамилию.

Воспитатель:

Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас. Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш веселый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч называет свое имя и фамилию и передает мяч следующему. (Игра с мячом)

Воспитатель:

Ребята!  Я приготовила вам сюрприз. Смотрите, сколько у меня шариков. Это шарики не простые – на них написаны ваши имена и фамилии. Пусть каждый из вас найдёт шарик со своими именем и фамилией.

Дети находят шарики и произносят  свои имена и фамилии.

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции. На ней – картинка "Семья".

  Воспитатель читает:

Право на семью, на любовь и заботу родителей.

Воспитатель:

У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт ваша семья. Там вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра, огонь в котором поддерживался общими усилиями. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом картинок).

Если с вами случилась беда, вы должны рассказать об этом своим родителям, и они обязательно вам помогут.

Воспитатель раздаёт детям макеты домиков.

Воспитатель:

Ребята! Я предлагаю вам вселить в домик вашу семью.

После того, как дети выполнят задание, воспитатель спрашивает:

Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья? Чем увлекается ваша семья?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьёй, любить и уважать своих родителей и других членов семьи.

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции с картинкой "Врач и ребёнок".

Воспитатель:

Ребята, кто догадается, о каком праве идёт речь на этой картинке?

Ответы детей

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на медицинский уход. Ребята, а если вы заболеете, кто вам поможет?

Дети:

Врач!

Входит Незнайка:

Что случилось? Что со мной?

Как болит животик мой!

Что такое? Не пойму!

Я, наверное, сейчас умру!..

Воспитатель:

Ребята, как мы можем помочь Незнайке?

Дети:

Надо вызвать скорую помощь!

Воспитатель:

А как это сделать?

Дети:

Позвонить по телефону.

Воспитатель:

А по какому номеру телефона?

Дети:

03

Воспитатель:

 А что при этом нужно сказать?

Дети:

 Адрес и фамилию.

Воспитатель предлагает одному из детей позвонить по телефону и вызвать скорую помощь.

Кто знает адрес нашего детского сада?

Ребёнок (берёт трубку игрушечного телефона):

Алло! Скорая помощь? Незнайка заболел. Приезжайте в Детский сад! Улица Докторова д.8

Входит Врач.

Скорую вызывали? Где больной?

Дети показывают на Незнайку.

Врач подходит к Незнайке, ставит ему градусник и дает таблетку. Незнайка выздоравливает.

Врач:

Ребята, если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.

Физкультминутка (Элементы ритмической мозаики).

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции, с картинкой "Школа", воспитатель читает:

Право на образование.

Воспитатель:

А как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

Ответы детей

Воспитатель:

Скоро вы пойдёте в школу, а после окончания школы будете учиться будущей профессии. Трудно представить себе жизнь без умения читать и писать. Сейчас я проверю, чему вы научились в детском саду.

Воспитатель делит детей на две команды по 5 человек, достаёт из портфеля два конверта и даёт их обеим командам. Дети достают из конвертов слова и выстраиваются в таком порядке, чтобы из слов получилось предложение.

Воспитатель берёт ещё один конверт, достаёт из него весёлые задачки по математике в стихах и предлагает детям решить их. Дети хором отвечают.

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте дети сами!

Мы – большущая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть, и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша,

И Наташа тоже наша.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

Все ли здесь цыплята, детки?

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего? Скажи!

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы многому научились в детском саду и хорошо подготовились к тому, чтобы в сентябре стать первоклассниками.

Ребёнок открывает последнюю страницу Конвенции с картинкой "Отдых", воспитатель читает:

Право на отдых и досуг.

Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы.

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыхать, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне.

Расскажите, как вы обычно отдыхаете. Куда ездите летом или зимой? Давайте рассмотрим ваши фотографии с отдыха и выслушаем ваши рассказы.

Дети (двое-трое) рассказывают о своём отдыхе.

Воспитатель:

Человек не может жить без отдыха. Вам отдых необходим для здорового развития, чтобы снять усталость и набраться свежих сил.

Воспитатель закрывает книгу "Конвенция о правах ребёнка".

Рефлексия:

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по книге.

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "Конвенция"):

Давайте вспомним название этой книги.

Ответ детей

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "право"):

О чём нам рассказала эта книга?

Ответ детей

Воспитатель:

О каких правах вы сегодня узнали?

Ответы детей:

Право на жизнь, на имя и фамилию, на семью, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и досуг.

Воспитатель:

Эту книгу я вам дарю! Вы можете её рассматривать, чтобы всегда помнить и знать свои права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рассказ воспитателя о "конвенции о правах ребенка"

формировать  у  детей представление  о  правах  ребенка. Понимание   и принятие  детьми  нравственных  норм: воспитание  любви  и  уважения ...

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года...

"В гостях у Конвенции" конспект занятия по правам ребенка

дети подготовительной группы в игровой форме знакомятся с некоторыми првами, представленными в Конвенции. Дошкольники пополняют словарный запас новыми словами....

Презентация "Конвенция о правах ребенка"

В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные условия, которым должно следовать общест...

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

Конвенция о правах ребенка

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДОУ...