Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Цыгановой О.В.
материал на тему

Цыганова Ольга Владимировна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта воспитателя

МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №73»

Цыгановой Ольги Владимировны

 «Художественно-эстетическое воспитание посредством изобразительной деятельности»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

          Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Ребенка необходимо научить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

          Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в способности к развитию у дошкольников творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью изобразительной деятельности; формировании уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Для развития творчества и систематизации знаний детей воспитатель поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

2.Учить детей создавать в своих работах неповторимый и выразительный образ, используя разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одной работе разные материалы.

3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание творить. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством изобразительной деятельности.

5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

С 2013 года, Ольга Владимировна, осуществляет педагогическую деятельность в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №73». Выбор темы исследования, посвященного проблеме художественно-эстетического воспитания посредством изобразительной деятельности, возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, педагог заметила: дети очень любят изобразительную деятельность,  старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав работы дошкольников,   воспитатель пришла к выводу – необходимо раскрывать творческий потенциал ребенка, нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Теоретическая база опыта.

Для успешной работы с детьми в художественно-эстетическом воспитании посредством изобразительной деятельности  автор опыта изучила труды:

1. Галанова А.С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»

            2. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество».

3. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству»

4. Доронова Т. Н., В. В. Гербова и другие «Радуга», программа.

5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7. Зверева О. Л., Т. В. Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».

10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».

11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

12.Акуненок, Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования».

13.Ветлугина, Н. А. «Художественное творчество и ребенок».

14.Выготский, Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

15.Доронова, Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».

16.Колль, Мери Энн Ф. «Рисование».

17.Сакулина, Н. П. «Изобразительная деятельность в детском саду».

18.Соломенникова, О. А. «Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет».

При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны. Они придавали большое значение  художественно-эстетическому воспитанию детей через изобразительную деятельность, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Цель педагогического опыта – художественно – эстетическое воспитание через привлечение детей к изобразительной деятельности, развитие творческих способностей. Для достижения планируемого результата, Ольга Владимировна поставила ряд задач:

1.  Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

2.  Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста.

3.  Налаживание межличностностного общения в процессе изобразительной деятельности.

4.  Апробирование нетрадиционных техник для развития художественных способностей дошкольников.

На практике эти задачи реализуются педагогом во время непосредственной образовательной деятельности, а также во время индивидуальных занятий с детьми. В рамках  занятий дети неограниченны в возможностях выразить в  работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

С самого начала приобщения ребенка к изобразительной деятельности надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей различным техникам.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных приёмов. Таких как:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
  • музыкальное сопровождение и т. п.

Изобразительная деятельность стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение у детей. Данная деятельность не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, раскрывается творческий потенциал. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование).

Свою работу воспитатель строит на следующих принципах:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной.
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности;
  • связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;
  • принцип доступности материала.

В своей работе педагог использует такие формы организации и проведения занятий, как:

  • беседы,
  • путешествия по сказкам, 
  • наблюдения,
  • целевые прогулки,
  • экскурсии,
  • фотовыставки,
  • выставки работ,
  • конкурсы,
  • развлечения.

Методы, используемые в работе:

  • наглядный,
  • словесный,
  • практический.

Анализ результативности.

Анализируя проделанную работу, направленную на художественно – эстетическое воспитание посредством изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике         Т. Г. Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике: 

высокий

средний

низкий

2014г.

10дет. - 33%

15дет. - 50%

5дет. - 17%

2015г.

16дет. - 53%

10дет. - 33%

4дет. - 14%

Результатом своей работы педагог считает не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы автор опыта увидела, что у детей возрос интерес к творчеству. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Успешное художественно – эстетическое воспитание детей зависит от:

  • Систематической работы с использованием новых методик обучения изодеятельности.
  • Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.
  • Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

2018 г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 "ТЕРЕМОК" РЯБОВОЙ О,А,

Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое воспитание детей дошкольного воз...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовныпо теме «Формирование основ противопожарной безопасности у...