Мастер-класс "Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гаврева Алла Энгельсовна

Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков и развитие способности к совместным действиям. Формирование коммуникативной деятельности. Формирование потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главной целью работы стало формирование у детей дошкольного возраста социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности. В целом вся деятельность педагога нацелена на решение общеразвивающих задач (расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира, развитие мышления и речи, формирование познавательной активности и др.) и специальных задач по формированию коммуникативной деятельности (формирование потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении, преодоление ситуативности в общении).

В последние годы, работая с детьми, я обратила внимание на то, что уровень коммуникативных способностей у дошкольников часто не соответствует возрастным требованиям, что вызывает серьезную тревогу. Мы (педагоги, родители) все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг современного ребенка – это телевизор и компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их общения.

Цель работы:

  1. Формирование у детей дошкольного возраста социальных контактов и развитие способности к совместным действиям.
  2. Формирование коммуникативной деятельности.
  3. Формирование потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении.
  4. Сформировать эмоционально-мотивированные установки по отношению к себе,  окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Система игр направлена на укрепление эмоционального благополучия, развития эмоций, формирование социальной адаптации, формирование целостного представления о собственном «Я», на снятие агрессии.

Кроме игр и упражнений в течение всего образовательного процесса использовались различные методы и приемы:

  1. Проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций;
  2. Чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
  3. Проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения;
  4. Организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения. Участие в кукольных спектаклях, соревнованиях, конкурсах, викторинах);

Надеюсь, что наши дети смогут поставить заслон жестокости, черствости и злобе.

Практическая часть мастер-класса.

Игра «Импульс».

Цель игры: установление контакта с партнерами, сплочение группы, обеспечение положительного эмоционального настроя в начале дня.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий пожимает руку стоящему справа и говорит: «Привет!» Рукопожатие передается дальше по кругу. Пока не вернется к ведущему. Играть надо в быстром темпе. В заключение все хором говорят «Здравствуйте!».

Для усложнения ведущий может через несколько секунд после запуска первого импульса послать второй, третий (в зависимости от возможностей участников).

Игра «Клубочек».

Цель игры: помочь «изолированным» детям влиться в коллектив.

У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем передавать клубочек друг другу, и задавать интересующий нас вопрос, при этом обматываем нитку вокруг руки.

-«Как тебя зовут?»

-Хочешь со мной дружить?

-Какой сегодня день недели?

Эти нити связывают нас. На что похожа фигура? Мы теперь единое целое.

Игра « Волшебные конфеты».

Цель игры: развитие чувства эмпатии (способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния).

 Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясите её, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

                Примеры высказывания детей:

  • Пусть все избавятся от болезней.
  • Пусть все долго живут.
  • Пусть не будет войны.
  • Пусть все будут счастливы.
  • Пусть у всех будет дом.

           И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

        На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...