Консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к русским народным играм"
консультация по теме

Летуновская Светлана Владимировна

...через детей последующих поколений 

детские игры повторяются, снова

оживляются в памяти живущих

поколений и снова молодеют...

                       Е.А. Покровский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитание патриотических чувств у детей в процессе

 приобщения к русским народным играм»

                                                                       …..через детей последующих поколений

                                                                             детские игры повторяются, снова

                                                                             оживляются в памяти живущих поколений

                                                                             и снова молодеют…

                                                                                                                   Е. А. Покровский

  Надо понимать, что если не изучать и не поддерживать традиции предков, они могут исчезнуть безвозвратно. В народном творчестве заложены историческая память поколений и неразрывная связь времён, народная точка зрения на мир и место человека в нём. В народном творчестве заложены историческая память поколений и неразрывная связь времён, народная точка зрения на мир и место человека в нём.

  Во все времена и у всех народов основной целью воспитания была забота о сохранении и развитии народных обычаев и традиций, передаче подрастающему поколению житейского и духовного опыта, накопленного предками.

 Национальное самосознание формируется у человека в первые годы жизни. Именно этот период определяет становление основ характера и норм поведения, во многом зависящих от социального окружения, поэтому так важно знакомить с традициями и культурой народа уже с дошкольного возраста.

  Выдающиеся русские философы и педагоги считают, что приобщение детей к народной культуре служит средством формирования у них патриотических чувств и развивает личность.

  Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

  Для того чтобы освежить свои представления о некоторых традициях наших предков, вспомним кое-что забытое старое, а может и узнать для себя что-то новое.

  В старинные года на Руси существовало около трёх тысяч игр. В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль от рискованных падений и ушибов. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. И можно с уверенностью сказать, что та беззаветная отвага и способность преодолевать огромные трудности и опасности, которые проявили бывшие мальчишки в боях Великой Отечественной войны, во многом зависела от крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве.

  Всем известно, что игра начинается со считалки, а они нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступить в игру.

  Откуда взялись считалки? Очень хорошо это объяснил советский учённый В. Аникин: «Происхождение детских считалок, равно как и скороговорок, восходит к глубокой старине и, несомненно, связано с древними формами гаданий, когда случайное выпадение жребия кому-либо считалось волей провидения, судьбы и не могло обижать, или восприниматься как несправедливость.

   Считалки бывают простые и с выбором. Простые считалки, это когда считающему приходиться обходить круг изнутри, считая по порядку. Те, на кого придётся последние слово считалки, один за другим выходят из круга и отходят в сторону. Оставшийся, последним – водит. В считалке «с выбором», для того чтобы вышел один игрок, приходится повторять два раза – первый полностью, а второй – до того слова, которое было выбрано.

 Игра «Горелки» - одна из самых распространенных в России игр. А.С. Пушкин, упоминает о горелках в «Барышне-крестьянке» и «Евгении Онегине». Один из современников Пушкина писал «….наши бабушки предоставили детям самую резвую, милую игру – Горелки – порхать по лугу с подругами и молодцами… По всей Велико Руссии отдают преимущество этой игре. Наши сородичи – от поселянина до – боярина – равно забавляются Горелками. Самое меньшее количество играющих – девять человек, а лучше всего, когда наберётся от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21 человека, включая горельщика. Число участников должно быть нечётным.

  Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую песенку:

                                          Гори, гори ясно,

                                          Чтобы не погасло.

                                           Глянь на небо –

                                          Птички летят,

                                          Колокольчики звенят!

При словах «глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой песенке про птичек с колокольчиками. А в это время последняя пара уже наготове. Как только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперёд, один справа, другой слева от стоящих парами игроков. Задача бегущих состоит в том, чтобы пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него, позади него соединяться нельзя. И обратно бегать нельзя. Горельщику, достаточно просто запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой, но он не имеет права ни оборачиваться назад, ни сдвигаться с места до тех пор, пока бегуны не поравнялись с ним. Если ему это удаётся, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар. Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает своё место на два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.

  Горелки – очень древняя игра, её связывали историки с обычаями славян-язычников. Ежегодно, в самый длинный день летнего солнцестояния – 23 июня – у славян был праздник Ярилы (а позднее Купалы), посвящённый Солнцу. К вечеру наши далёкие предки – славяне сходились на берега рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило».

    В самой древней нашей летописи – «Повести временных лет откуда есть пошла русская земля» - так говориться об этом: «схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту  умыковаху жены себе». Историк С.М. Соловьёв добавляет: «Игра горелки лучше всего напоминает это умыкивание». Как вы понимаете, эти слова относятся к более древнему виду горедок, где парень может ловить только девушку.

Использованная литература:

Журнал «Воспитатель» №10/2014 г.

«Вспомним забытые книги» С.К. Якуб М., «Детская литература» 1988 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев

В материале представлен проект по развитию патриотических чувств  для детей подготовительной группы...

Программа по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с русскими народными играми «Крепыши»

Программа по ознакомлению  детей среднего дошкольного возраста с русскими народными играми  «Крепыши»...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной игры посредством образовательной области «речевое развитие».

Актуальность:В рамках ФГОС ДО решаются задачи по созданию условий для овладения культурными средствами деятельности; знакомство с народной игрой  позволит детям почувствовать себя частью народа; ...