Методические рекомендации "Театрализованные игры дошкольников".
методическая разработка на тему

Мерзлякова Оксана Владимировна

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе  театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же  условности и  фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее  и  в какой  способен ее выразить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_doma.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры дошкольников.

  Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе  театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же  условности и  фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее  и  в какой  способен ее выразить. Анализ роли театра  в формировании художественной культуры человека показал, что, например, школьники, интересующийся  театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра.  Развитой  же художественный вкус – важный показатель эстетической воспитанности человека. Существенно то, что специально проведенное исследование роли искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности школьника подтвердило развивающую роль искусства, а это, в свою очередь, позволило нам предложить о существовании и возможности такого воздействия и на дошкольника.

   Какими же должны быть театральные игры дошкольника и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?

   Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков и цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.

   Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух-трехлетних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

   Не стоит смотреть скептически на возможности организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла», - говорит,  мама и достает из сумки сверток, разворачивает его...Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится спать. Так продолжается несколько дней, а потом девочка  к ней привыкает и вот уже симпатичная собачка, несколько помятая, валяется в углу…

   Что же произошло? Ушла новизна восприятия,  появились новые впечатления, которые погасили в ребенке непосредственность тех первых чувств, которые вызвал образ собачки, ее привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая собачка вдруг заговорила, ожила…  

    …На пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.

    - Гав, гав, гав,- как-то очень по-щенячьи  повизгивает собачка  и затем совсем уже     по-человечьи: - Нет, не надо сюда, я не хочу…

    - Почему? – спрашивает уже мама.

    - Меня здесь не любят,- снова говорит собачка (разумеется, за нее говорит мама).

   - Ну, не обижайся на Машу,- теперь уже опять говорит мама.- Вы снова подружи-

тесь, и она будет любить тебя еще больше. А потом, и ты виновата тоже, почему все время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где ты жила раньше, почему не договорились с Машей, как будете жить вместе?

   …Было еще много маминых «почему», а Маша, изумленная, смотрела и слушала, а потом  и сама заговорила.

   - Собаченька, миленькая, скажи мне, как тебя зовут?

   Эту импровизацию можно продолжать, развивать; своими действиями мама заставила Машу поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых черт характера персонажа (обидчивость). И, конечно, «сверхзадачей» мамы было заставить Машу включиться  в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Мама без дидактического нажима обучала девочку игровым приемам, будила ее воображение и фантазию, подводила к элементарным творческим проявлениям.

   Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней постепенно перейти к небольшим сюжета. На год повзрослевшая Маша предлагает маме:

   - Иди сюда, мамочка, посмотри, что умеют мои Ав и Гав (тоже собачки, которых Маша сажает на подушки, пытается показать цирковое представление).

   - Ав, смирно! Гав, иди ко мне(сама ведет Гава). Гав, Але-гоп! (Подставляет обруч, в который прыгает Гав. Делает вид, что дает Гаву вознаграждение, и сажает его снова на подушку). Ав, теперь ты в обруч и обратно. Але-гоп! Молодец!

   Мама-зритель хлопает в ладоши, собачки кланяются.

   Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее  обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика-теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок  один может проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.

   Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширяет представление малыша об игровом образе.

   Игрушка в своем обобщенно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и тем более пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании выразительных дополнительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажем, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться  от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться  собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.

   Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.

   Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же «как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой  степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.

   Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к  содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится.

   Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.

  Но игра-драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.

   В сюжетно-ролевой игре и игре-драматизации дети играют для своего собственного удовольствия, хотя у них и могут быть наблюдатели, своего рода зрители. Спектакль – это сцена, зрительный зал. Участники спектакля ответственны за то, чтобы зрителям было интересно смотреть их спектакль. Это уже игра не только для себя, но и для других. Не всем детям удается принять участие в таком спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность или рассеянность. С такими детьми лучше работать малыми группами или специально предусматривать для них посильные роли. К подбору исполнителей нужно подходить осторожно, чтобы впоследствии не травмировать детей неудачами, не подрывать у них веру в свои возможности.

   В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более, что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

  Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые   положительные результаты.

   …Таня – пассивная девочка, флегматичная. Ей уже 6 лет, но она очень медлительная, хотя и достаточно сообразительная. Мама ее, конечно, беспокоится, что в школе девочке придется трудно. Девочка любит рассматривать книжные иллюстрации, уже умеет читать, играет мало, стремится часто смотреть телевизор, очень любит животных.

   Все началось с того, что на глазах у Тани под окном разыгралась драма: серенький комочек упал сверху и закопошился в траве. Рядом тревожно зачирикал воробей, и тут же от забора поползла тень. Комочком оказался воробушек, а рядом беспомощно чирикала воробьиха-мать. Воробышек был совсем маленький и умел только топорщить крылышки. Зловещая тень приближалась, и уже стало ясно, что соседская кошка прдвкушает приятную забаву и неплохой обед. Воробьиха-мать охрипла от писка и прямо-таки пожелтела от беспомощности своей. Варька приготовилась к победному прыжку. Таня замерла у окна, потом вскрикнула и закрыла глаза руками. Мгновение спустя, девочка увидела взметнувшуюся Варьку вместе с серым комочком и преследующую воробьиху…

   Таня долго не могла успокоиться. Мама принесла и прочла ей сказку М.Горького «Воробьишко» про Пудика, воробьиху и кошку. Спустя некоторое время, Таня вместе с сестрой Аленой разыграли сказку. Таня была воробьихой-мамой и надо было видеть, как смело и энергично она защищала Пудика-Алену от кошки (ее роль взяла на себя мама). Какая она была расторопная и быстрая, храбрая и решительная.

   Не все получилось в этой драматизированной игре, трудно было сначала органично сочетать произносимые слова с действиями, добиваться единства слова и действия. Эта трудность всегда возникает в сценической игре детей. Сохранить непосредственность и живость игры наиболее эффективно помогает подробный анализ того, что происходит по сюжету, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. После такого разбора детям становится понятным, что надо делать, они полнее развертывают в своем воображении обстановку, где все происходит. Логика действия и конкретные физические действия будоражат творческую фантазию, и вместе с этим возникают нужные эмоции, которые доставляют радость самим исполнителям, стимулируют новые творческие проявления.

   В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание.

Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие "Играя, познаем" с подбором игр по формированию нравственных качеств дошкольников

      Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается  в основн...

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

Методическая разработка "Игры по ПДД для дошкольников"

Данная методическая разработка может быть полезна для педагогов ДОУ и родителей. Здесь собраны игры по правилам дорожного движения, в которые можно играть дома, в группе, на свежем воздухе....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....