Выступление на педсовете на тему "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей"
учебно-методический материал на тему

В дошкольном возрасте у ребенка происходит овладение родным языком как средством и способом общения. Роль воспитателя является, пожалуй, главной, так как ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении. Для того чтобы воспитатель мог максимально выполнить эту задачу, необходимо соответствовать целому ряду требований к собственной речиВ дошкольном возрасте у ребенка происходит овладение родным языком как средством и способом общения. Роль воспитателя является, пожалуй, главной, так как ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении. Для того чтобы воспитатель мог максимально выполнить эту задачу, необходимо соответствовать целому ряду требований к собственной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: «Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

В дошкольном возрасте у ребенка происходит овладение родным языком как средством и способом общения. Роль воспитателя является, пожалуй, главной, так как ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении. Для того чтобы воспитатель мог максимально выполнить эту задачу, необходимо соответствовать целому ряду требований к собственной речи.

Требования к культуре речи воспитателя

1. Смысловое содержание речи воспитателя должно соответствовать возрасту детей. Предложения должны быть недлинными, а слова – знакомыми для данной возрастной категории. Новые слова надо вводить постепенно, с пояснениями. Если ребенок сам не может уловить смысл нового слова в контексте, необходимо дать трактовку этого слова или уточнение его смыслового значения.

2. Речь воспитателя должна быть плавной и спокойной. Это создает определенный настрой во время занятий или разговора с детьми. Спокойная речь способствует тому, чтобы дети были более расположены к общению.

Речь педагога должна быть эмоционально окрашена в зависимости от того, что хочет сказать педагог. Это создает возможность удерживать внимание детей и заинтересовывать их излагаемым материалом.

Монотонная речь, наоборот, способствует угасанию интереса детей к тому, о чем говорит воспитатель.

Высота, сила голоса, темп речи – все это средства, которыми педагог должен владеть в совершенстве.

3. Речь воспитателя должна быть максимально корректной. Педагог должен своей речью демонстрировать образец правильного речевого поведения. Вежливое обращение с детьми невольно вызывает у них желание подражать взрослому. Не следует использовать слова-паразиты («э-э-.э», «ну», «значит», « в общем», «это», «так сказать» и т.д.).

Не следует употреблять слова иностранного происхождения (например, вместо «хорошо» или «отлично» - «окей»).

В процессе общения с детьми педагог должен корректировать высказывания детей, не допуская ошибок в речи как на занятиях, так и в игре.

4. Речь воспитателя должна быть грамматически правильной, так как неправильные слова и выражения ребенок впитывает, как губка, и в дальнейшем это будет очень трудно исправить.

А сейчас я бы хотела предоставить небольшой список наиболее часто встречаемых слов, которые родители произносят неверно, невольно обучая этому своих детей. Педагогу необходимо самому точно знать, как произносить эти слова и корректировать их произнесение в речи детей.

Правильно

Неправильно

помашу

позвонИт

баловАть

их

класть

НАдевать одежду

свЁкла

досУг

каталОг

жалюзИ

щавЕль

ракУшка

Искра

нет полотенец

нет носков

нет чулок

пАрит (на улице)

птица парИт

нет помидоров

договОр

тОрты, тОртами

бАнты, бАнтами

танцОвщица

помахаю

позвОнит

бАловать

ихний

ложить

Одевать одежду

свеклА

дОсуг

катАлог

жАлюзи

щАвель

рАкушка

искрА

нет полотенцев

нет носок

нет чулков

парИт (на улице)

птица пАрит

нет помидор

дОговор

тортЫ, тортАми

бантЫ, бантАми

танцовщИца

Разумеется, грамотность – во многом условность, и неправильно произнесенное слово не может рассматриваться как деяние криминальное. Правильная речь сама по себе еще не свидетельство высоких нравственных качеств ее носителя. Но она – несомненный признак принадлежности человека к определенному культурному и социальному уровню, тот экзамен, который каждый из нас сдает ежеминутно.

Количество прочитанных детьми книг постепенно переходит в качество грамотной речи и письма. Активно читающие дети к пятому классу обнаруживают, что им не нужно знать правила для того, чтобы писать грамотно – у них вырабатывается так называемое «чувство языка». Остальные пробираются сквозь русскую грамматику, проклиная ее запутанность и непоследовательность.

Всем тем, кто говорит: «Зачем говорить и писать правильно? Ведь мы не на уроке русского языка», наверное, было бы не очень приятно встретить кассира, который бы, обсчитав их, сказал: «А зачем считать правильно? Мы же не на уроке математики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...