КУРСОВАЯ Тема: «Современный портрет педагога в свете реализации ФГОС»
статья на тему

Куковинец Татьяна Васильевна

Профессиональные требования к педагогу в свете реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx52.42 КБ

Предварительный просмотр:

КУРСОВАЯ

Тема: «Современный портрет педагога в свете реализации ФГОС»

Работу выполнила: Воспитатель -  Куковинец Татьяна Васильевна гр.13

г.Москва 2015г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)

Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. [Издательство «Учитель» «Профессиональные требования к педагогу». Слайды 2.]                                       Деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.                                                                                                                  У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

  •  создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
  • проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
  • непосредственного общения с каждым ребёнком;

2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:

  • вовлечение все
  •  каждого ребёнка, его право быть не похожим на других;
  • недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;
  • условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;
  • организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

  • непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  •  взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи. [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, стр.20]

Установлено, что профессиональный стандарт педагога применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении систем оплаты труда.

По определению А. К. Марковой, профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, но и непременное наличие психологических компонентов: внутреннего отношения человека к труду, состояния его психологических качеств. Он не сводится к овладению новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау», когда в тени остаются мотивы поведения человека. При оценке профессионализма большее значение имеет то, что движет человеком (какие мотивы побуждают его к активности в профессиональной сфере),
из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. [
Издательство «Учитель» «Профессиональные требования к педагогу». Слайды 17]                                                                      Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Профессиональный стандарт педагога -  документ, в котором определяются основные требования к  квалификации педагога. Профессиональный стандарт педагога  учитывает специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.                                                                                    У современного педагога на протяжении всей профессиональной деятельности существует не только возможность, но и необходимость постоянного повышения уровня своего профессионального развития.                                       Различным этапам профессионально-педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности.                                   Чем выше результативность профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессионального развития.                             Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной компетентности. Инновационный характер педагогической деятельности придает ориентация педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности детей, их социализацию, творческое развитие.               [ Издательство «Учитель» «Профессиональные требования к педагогу». Слайды 12]                                                                                                                                          Инновационный характер результатов требует иной организации образовательной деятельности в ДОО, когда глобальной целью дошкольного образования выступает создание условий для формирования компетенций, обеспечивающих в дальнейшем овладение ими новыми компетенциями.                          В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить: В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить: овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС ДО;

  • освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития детей;
  • развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;
  • развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.

Ожидаемым результатом реализации данных направлений выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.                                                                  Профессиональное развитие любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого – к сложному» и характеризуется, как показывает обобщение идей исследователей (В. И. Беспалько, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова), следующими тенденциями.                                                А. К. Маркова подчеркивает, что в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техника есть, а духовности нет».

Для современного образования из двух сторон профессионализма (мотивационной – духовность и операциональной – техника) более важное значение приобретает первая.

Мотивационная сфера педагога-профессионала характеризуется следующими критериями: – увлеченность смыслом педагогической деятельности, направленной на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии;

  • – мотивация высокого уровня достижения в педагогической профессии;
  • – мотивация профессионального роста и саморазвития в профессии, использование любого шанса для профессионального роста, сильное профессиональное целеполагание;
  • – гармоничное прохождение всех этапов профессионализации;
  • – отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, профессиональных кризисов;
  • – внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин неуспеха в себе самом и внутри своей профессии;
  • – оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов. [Издательство «Учитель»        Галой Н.Ю. ФГОС ДО: практика реализа-ции. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников ]

Механизмом профессионального развития педагогов является саморазвитие,предполагающее умение осуществлять самопознание, самопроектирование, самореализацию.                                                                                   Самообразование педагога предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения квалификации.                                                         Этапы составления индивидуального образовательного маршрута педагога.

 1-й этап. Диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности

2-й этап. Проектирование индивидуального образовательного маршрута

3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута

4-й этап. Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности. [Издательство «Учитель» «Принятие себя как фактор ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми». Слайды 6]

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Без позитивного отношения к себе, без принятия себя сама  ориентация на личностную модель взаимодействия становится проблематичной.                       Успех современной реформы образования во многом зависит от ключевой фигуры образовательного процесса — педагога, и не только от его профессиональной компетентности, но и от его психологического благополучия.        Развивающую, творческую, психологически безопасную образовательную среду способна создать личность, имеющая позитивный опыт преобразования себя и собственной жизни. [Издательство «Учитель» «Принятие себя как фактор ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми». Слайды 3]

Уже известно, что одну треть своей жизни мы проводим на работе. И эта жизнь неотделима от общей земной жизни человека. Как научиться получать удовольствие от любого взаимодействия? Как сделать для себя эту часть жизни счастливой? Эти вопросы были актуальны всегда, но в настоящее время сфера образования вышла на новый виток развития, а именно введение ФГОС и пилотного проекта новой оплаты труда педагогов. [Издательство «Учитель» «Принятие себя как фактор ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми». Слайды 6,7 ]

Важна так же и профессиональная компетентность.

Под профессиональной компетенцией в общем смысле в современной практике определяется способность сотрудника успешно решать задачи профессионального рода деятельности в соответствии с заданными стандартами. Соответственно, составляющими профессиональной компетенции являются знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие его способность выполнять работу в соответствии с требованиями должности.                                                                                Обобщая все подходы к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

  • способность человека действовать в соответствии со стандартами;
  • характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Первый подход можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых   результатов,  а второй - «личностным», так как в фокусе - качества человека, обеспечивающие успех в работе.

Общекультурные компетенции педагога, что это?

Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. [Издательство «Учитель» «Профессиональный стандарт педагога: общекультурные и профессиональные компетенции» Ведущий: Кудрявцева Елена Александровна, к.п.н., заместитель генерального директора ООО «Издательства»Учитель». Слайды 5,6,7,8]

Общекультурные компетенции -определенный круг вопросов, в которых педагог

должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Общекультурные компетенции  направлены на освоение способов:

физического,

духовного,

интеллектуального саморазвития.                                      

Очень важным   является самовыражение личности!

Отражая лик людей, преобразованная среда влияет в свою очередь на этот лик: люди иначе ведут себя среди красоты и мусора, по-разному работают в духоте и на свежем воздухе, изменяют взаимоотношения при изменении окружения.

Каждый педагог в меру своих возможностей (материальных и физических) заботится об эстетике своего рабочего места: группы, спальни, оборудовании и оформлении занятия, воспитательного мероприятия.                                                              В ДОО, по мере возможности, процесс эстетизации на лицо.                             Думается, что при разрешении некоторых проблем, переход в обновленную ДОО сыграет позитивную роль в формировании ОКК дошкольников. [Издательство «Учитель» «Профессиональный стандарт педагога: общекультурные и профессиональные компетенции» Ведущий: Кудрявцева Елена Александровна, к.п.н., заместитель генерального директора ООО «Издательства»Учитель». Слайды 10,11,12,13]

Для осуществления профессионального развития педагога разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает имеющийся индивидуальный профессиональный уровень его развития, предполагаемый уровень достижения профессионального развития
в зависимости от специфики выполняемой профессиональной деятельности, уровень сфомированности мотивационно-ценностных установок и ориентиров на профессиональное развитие.

Итогом реализации индивидуального образовательного маршрута становится повышение уровня профессионального развития педагога, который обеспечит реализацию целей ФГОС ДО. [Издательство «Учитель» «Профессиональные требования к педагогу». Слайды 25]

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Толстой Л. Н.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, стр.20

2.  Издательство «Учитель»        Галой Н.Ю. ФГОС ДО: практика реализа-ции. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.

3. Издательство «Учитель» «Профессиональные требования к педагогу». Слайды 2,12,17,18,25.

4. Издательство «Учитель» Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитателя ДОО слайды 6.

5. Издательство «Учитель» «Принятие себя как фактор ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми». Слайды 3,6,7.

6. Издательство «Учитель» «Профессиональный стандарт педагога: общекультурные и профессиональные компетенции» Ведущий: Кудрявцева Елена Александровна, к.п.н., заместитель генерального директора ООО «Издательства»Учитель». Слайды 5,6,7,8,10,11,12,13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Преемственность и непрерывность образовательного процесса между детским садом и начальной школой является важной проблемой перехода ребенка из детского сада в школу. Чтобы более легко прошел этот пере...

Использование технологии проектирования с дошкольниками в свете реализации ФГОС ДО

Выступление на районном семинаре-практукуе для воспитателей  ДОУ района, посвященном организации проектной деятельности с дошкольниками.Для уменьшения размера презентации из нее удалены слайды с ...

Современный педагог в условиях реализации ФГОС ДО

Педсовет проводится в форме деловой игры,  с целью выявить личностные и профессиональные качества современного педагога ДОУ и особенностях воспитательного процесса в современном дошкольном учрежд...

Консультация для педагогов« Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

laquo; Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»...

«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....

Семинар-практикум для педагогов «Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС»

Семинар-практикум для педагогов «Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС»...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ -компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (далее по тексту – Программа) разработана в соответст...