ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
статья на тему

Акимова Елена Степановна

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит властитель умер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит властитель умер.

В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие группы обычно именуются консультантами. Игра подчиняется определённым правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ при проведении турниров. Игра по переписке, по телефону, в Интернете регламентируется дополнительными правилами. Варианты шахмат имеют другие правила (с теми же фигурами и доской), а в шахматной композиции составитель может менять размеры доски, вводить новые фигуры, изменять правила хода и др.

Шахматная доска – игровое поле - квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки (квадраты; по 8 с каждой стороны), окрашенные попеременно в светлый и темный цвета.

Белые поля – светлые клетки шахматной доски.

Черные поля – темные клетки шахматной доски.

В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.

Горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

Вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.

Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой.

Диагональ - это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.

Большая диагональ - диагональ из восьми полей. Всего на шахматной доске 26 диагоналей: 13 белых и 13 черных. В диагоналях от двух до восьми полей.

Центр - это четыре поля в середине шахматной доски.

На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Белые это армия светлых фигур. Черные это армия темных фигур. У каждого из партнеров по 16 фигур: по 8 пешек, по 2 ладьи, по 2 коня, по 2 слона, по одному ферзю и королю. Строго говоря, фигурами считаются король, ферзь, ладья, слон, конь, а пешки просто пешки, но на первых порах пешки нередко также называют фигурами.

Шахматная партия - каждая отдельная шахматная игра.

Начальное положение - фиксированное положение фигур перед каждой шахматной партией. Начальное положение также называют начальной позицией. Как можно видеть, белые фигуры размещены на двух первых горизонталях, а черные на двух последних. На угловых полях стоят ладьи, рядом на первой и последней горизонталях кони. Далее слоны, ферзи, короли. Чтобы не перепутать места ферзя и короля, есть древнее правило: ферзь любит свой цвет, т.е. белый ферзь стоит на белом поле, черный ферзь размещается на черном поле. На второй и предпоследней горизонталях располагаются пешки.

Каждую шахматную фигуру ставят точно посередине шахматного поля.

Ход - передвижение фигуры с одного поля шахматной доски на другое.

Противники совершают ходы по очереди. В начальном положении первый ход делают белые. За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру (кроме рокировки - особого хода, который будет рассмотрен на уроке 28). Чужими фигурами ходить нельзя. Каждая из шести фигур перемещается по доске по своим правилам.

Ладья передвигается только по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может передвинуться на любое поле своей горизонтали или вертикали (на свободной от других фигур доске). Каждый раз ладья (как и другие фигуры) должна останавливаться только посередине какого-либо шахматного поля. Если на пути ладье встретится фигура своего цвета, то перепрыгивать через нее (или становиться с ней на одном поле) ладья не может. Но если на ее пути встанет неприятельская фигура, ладья может побить (или взять) ее. Взятие выполняется так: вражеская фигура снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а наша ладья становится на поле, которое занимала побитая фигура. Взятие выполняется за один ход, но оно в шахматах необязательно: можно бить, можно не бить - как выгоднее в той или иной ситуации.

Слон передвигается только по диагоналям. За один ход слон может переместиться на любое поле своей диагонали (на свободной от других фигур доске). Каждый раз слон останавливается посередине какого-либо шахматного поля. Бьет слон так же, как и ходит, - по диагонали. После взятия слон устанавливается на поле, которое занимала побитая фигура. В начальном положении у партнеров по два слона: один из них стоит на белом поле и ходит только по белым диагоналям (это Белопольный слон), другой стоит на черном поле и передвигается по черным диагоналям (это Чернопольный слон).

Если в процессе игры у партнеров остается по одному слону, и эти слоны будут ходить по полям одного цвета - это ОДНОЦВЕТНЫЕ слоны. Если же они будут передвигаться по полям разного цвета (один по белым, другой по черным) - это РАЗНОЦВЕТНЫЕ слоны.

В шахматах ладьи называются ТЯЖЕЛЫМИ фигурами, а слон и конь - ЛЕГКИМИ. В общем случае ладья в шахматах сильнее слона (в этом дети сами убедятся на десятом уроке). Если один из противников выиграет ладью за слона (или коня), говорят, что он выиграл КАЧЕСТВО.

Ферзь передвигается и как слон, и как ладья. И бьет так же. Поэтому ферзь сильнее и ладьи, и слона.  Из всех шахматных фигур самый хитроумный ход - у коня. Если мысленно поставить коня в один из углов фрагмента "два на три поля", то конь скакнет в противоположный угол этого фрагмента (шахматисты поэтому любят говорить, что ход коня похож на букву Г). Бьет конь тоже только на тех полях, на которые ходит и занимает место побитой фигуры. В отличие от других фигур конь перескакивает через любые фигуры: свои или неприятельские, при этом неприятельские фигуры остаются на шахматной доске (бьет конь только на конечном поле буквы Г, повернутой в различные стороны). Важно отметить, что конь всегда прыгает с белого поля на черное, а с черного поля на белое. В начальном положении кони стоят между ладьями и слонами. Конь, как и слон, легкая фигура. В общем случае ладья сильнее коня. Если один из противников выиграет ладью за коня (или слона), говорят, что он выиграл качество.

В начальном положении у партнеров по восемь пешек. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные - на предпоследней (седьмой). На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями - коневые пешки, со слонами - слоновые, с ферзями - ферзевые, с королями - королевские. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки - от второй горизонтали до последней, а черные пешки - от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку - из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры.

Есть в шахматах и сложное для детей правило - взятие на проходе. Если пешка из начальной позиции прыгает через клетку, которую держит под боем неприятельская пешка, то неприятельская пешка имеет право побить эту пешку так, как будто пешка прыгнула не через клетку, а пошла на одно поле. Иллюстрируем его. Можно видеть, как белая пешка пошла через "битое поле" (так его называют шахматисты) и была побита черной пешкой. Обратите внимание, что для создания условий взятия на проходе пешки должны располагаться на соседних вертикалях, причем перед проходом пешки через "битое поле" пешки отстоят друг от друга на ход коня, а после выполнения двойного хода (прыжка через "битое поле") белая и черная пешки располагаются на соседних полях по горизонтали. Бить на проходе можно только пешкой пешку. Если же взятие на проходе сразу не проведено, позже право на него теряется, т.е. на проходе брать можно только сразу.

Если белая пешка доберется до последней горизонтали или черная пешка до первой, она превратится в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Чаще всего шахматисты превращают пешку в ферзя. При этом не имеет значения, есть ли уже ферзь на доске или нет. Поэтому может так случиться, что у кого-то окажется на доске 9 ферзей. Итак, пешка ступает на последнюю горизонталь и убирается с доски, а на ее место ставится другая фигура. Все это выполняется за один ход. Еще раз повторяем - совсем не проста эта простенькая пешка!

За один ход король может переместиться в любую сторону по диагонали, вертикали или горизонтали, но только на одно поле (ход короля похож на укороченный ход ферзя). И бьет король так же. А вот короля в шахматах не бьют. Но и под удар его нельзя ставить. Если кто-то опрометчиво поставит короля под бой, ему разрешают переходить королем.

ШАХ - это нападение на неприятельского короля. Если на вражеского короля напал ферзь, значит, мы объявили шах ферзем, если ладья -  это шах ладьей и т.д. Оставаться под шахом (под ударом) король не может. Спастись от шаха можно тремя способами: 1. Король уходит из-под боя. 2. Берется атакующая фигура (конечно, если это возможно). 3. Короля закрывает другая фигура (эта защита не годится при нападении на короля конем или пешкой).

Обычно шах объявляет фигура, которая делает ход. Но случается и такое положение, когда ход делает одна фигура, а шах дает другая, которая находится как бы в засаде. Это ОТКРЫТЫЙ ШАХ. Случается и такое положение, когда белые делают один ход, а шах королю объявляют сразу две фигуры (и та, что ходит, и та, что была в  засаде). Это ДВОЙНОЙ ШАХ.

Цель шахматной партии - поставить мат неприятельскому королю. МАТ - это шах, от которого нет защиты. Тот, кто даст мат королю противника, считается выигравшим шахматную партию. Мат королю - конец игре.

В каждой шахматной партии возможны два исхода игры: либо один из партнеров выиграет (поставит мат неприятельскому королю, или противник сдается, поняв бесполезность сопротивления), либо партнеры согласятся на ничью.

О ничьей мы уже упоминали раньше. Раз ничья, то в партии нет победителя и побежденного. Существует четыре основных вида ничьей:

 1. Ничья при обоюдном согласии партнеров (оба партнера полагают, что выиграть в данной позиции не удастся; в этом случае один из них предлагает ничью, а другой отвечает согласием).

2. Ничья из-за невозможности объявить мат (если, к примеру, на доске остались только белый и черный короли, то, как ни играй, мат не получится).

3. Ничья вследствие вечного шаха (к примеру, у одного из противников остается шахматных боевых единиц намного меньше, чем у другого и при спокойном течении борьбы он бы неминуемо проиграл, но, на его счастье, король противника плохо защищен и удается его непрерывно шаховать).

4. Ничья из-за пата (пат - это такое положение, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур его цвета не могут сделать ни одного хода).

Приведем по одному примеру на вечный шах и на пат.

Есть еще такой случай ничьей - троекратное повторение одной и той же позиции (при троекратном повторении одной и той же позиции партия признается закончившейся вничью по требованию одного из партнеров), но в партиях начинающих шахматистов этот вид ничьи встречается крайне редко, и не стоит заострять на нем внимания.

Рокировка - одновременный ход короля и ладьи. Если ни король, ни одна из ладей в этой партии еще не сделали ни одного хода (и выполняются также некоторые дополнительные условия, о которых мы поговорим ниже), можно сделать рокировку. Выполняется она так: король прыгает через клетку в направлении ладьи, а ладья перескакивает через него и становится на соседнее поле.

Каждая из сторон рокировать в партии может только один раз (но можно и не рокировать). Проводить рокировку можно только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия: а) король и ладья в этой партии еще не сделали ни одного хода; б) между королем и ладьей нет других фигур; в) король не стоит под шахом; г) поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника (а вот ладья может идти через поле, находящееся под боем; д) после рокировки король не окажется под шахом.

Правила поведения за шахматной доской. 1. Играть надо молча, не спеша. 2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно). 3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. 4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. 5. Нельзя мешать партнеру думать. 6. Нельзя подсказывать игрокам. 7. Не следует вслух произносить "шах" и "мат" (впрочем, на первых порах мы это разрешаем). 8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: "Поправляю" и поставить ее поаккуратнее. 9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться. 10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. 11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это дань уважения партнеру. 12. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям). 13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.

О силе шахматных фигур. Если оценивать сравнительную силу фигур в цифрах, то можно получить следующие приблизительные величины: пешка - 1, конь и слон - 3, ладья - 5 (точнее - четыре с половиной, но для учеников младших классов нужно давать целые числа), ферзь - 9.

Шахматная нотация – система записи течения шахматной партии или определенной позиции. Горизонтали обозначаются цифрами – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и называются "первая горизонталь", "вторая горизонталь" и т.д. Вертикали  обозначаются  буквами латинского алфавита – а, b, с, d, e, f, g, h и называются "вертикаль а", "вертикаль бэ" и т.д. Поле находится на пересечении вертикали и горизонтали и обозначается буквой и цифрой. Например, а2, с4, е6.

Обозначение шахматных фигур: король - Кр, ферзь - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К, пешка при записи партии никак не обозначается, а при записи какого-либо положения - п. (а пешки - пп.).

Обозначение терминов:! - хороший, сильный ход, !! - очень сильный ход, ? - слабый ход, ошибка, ?? - грубая ошибка, !? - интересный, но спорный ход, ?! - сомнительный ход, - любой, какой угодно ход, + - шах,  ++ - двойной шах, Х - мат, :- взятие, 0-0 - короткая рокировка, 0-0-0 - длинная рокировка, +- - у белых выигранное положение, -+ - у черных выигранное положение, - у белых преимущество, - у черных преимущество, - у белых немного лучше, - у черных немного лучше.

При записи хода полной шахматной нотацией вначале указывается его порядковый номер, который отделяется от самого хода для белых точкой, а для черных - тремя точками. При ходе белых и ответе черных номер указывается только для белых. После порядкового номера хода и точки (или трех точек) указывается обозначение фигуры, делающей ход (кроме пешек), поле, с которого она пошла, и после тире или знака взятия - поле, на которое она передвинулась. Пример: 1. е2-е4 g7-g5 2. Кg1-f3 f7-f6? 3. Кf3:g5! f6:g5?? 4. Фd1-h5Х. То есть первым ходом белые передвинули пешку с е2 на е4, а черные пошли пешкой с g7 на g5. Вторым ходом белые сыграли конем с g1 на f3, а черные пешкой с f7 на f6. Третьим ходом белые побили конем f3 пешку на g5, а черные побили пешкой f6 на g5. И четвертым ходом белые передвинули ферзя с d1 на h5 и объявили черным мат.

При записи хода краткой шахматной нотаций указывается только поле, на которое фигура пошла, а поле, с которого она передвинулась не записывается. Запись приведенной выше партии краткой нотацией будет выглядеть так: 1. е4 g5 2. Кf3 f6? 3. К:g5! fg?? (при взятии пешкой двоеточие здесь не ставится, а указывается только с какой вертикали на какую перемещается пешка) 4. Фh5Х. Иногда случаются положения, когда на какое-либо поле могут пойти, к примеру, две белые ладьи. В этом случае при краткой нотации появится, например, такая запись: 25. Лае1, то есть на поле е1 пошла ладья с вертикали а. При записи партии краткой нотацией бывают и другие аналогичные проблемы, мы будем объяснять их в соответствующих местах пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД шахматно-задачной технологии 2-го года обучения по методике И.Г. Сухина - "Шахматная нотация"

НОД шахматно-задачной технологии 2-го года обучения по методике И.Г. Сухина - "Шахматная нотация": 4, 5 занятия...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

Презентация к занятию по шахматам "Шахматная нотация"

Презентация- неотъемлемый помощник педагога при ознакомлении детей с новым материалом. Этот материал будет полезен педагонам, реализующим шахматное образование....

Сценарий шахматного праздника «В стране шахматных чудес»

Цель мероприятия: привить юным шахматистам любовь к шахматам как к неотъемлемой части их будущей жизни. Задачи мероприятия: 1. Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных з...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...

Шахматная нотация в стихах

Шахматная нотация в стихах...

"Шахматная нотация"

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Мои первые шахматы"...