Консультация для воспитателей "Утренник без стресса"
консультация по теме

Флат Любовь Владимировна

   Подготовка и проведение детского утренника - дело сложное как для музыкальных руководителей так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной нагрузкой к своей "основной" работе, не проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нем используется, стараются свести свое участие в утреннике к минимуму. 

   Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети - только тогда он сможет прочувствовать те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.

    Утренник не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

    Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.

1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические          движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и другие.

2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и другие.

3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и другие.

4. Коммуникативные: что делать, если заняли "твой" стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.

5 Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео - ужас!

   Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике еще и свои, "взрослые" задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника.

Музыкально-исполнительские: знать проблемные места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), в танцах (перестроения), в оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на "сцене" при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника - этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов ("встаньте", "пройдите", "сядьте" вместо бытующих "встали", "прошли", "сели") - это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком - умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

    Надо признать, что проведение утренника - стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителями. Наша задача - избежать стресса.

 Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1-й этап: "воспитатель как ребенок" (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя - 4 занятия или 2 часа (это за месяц). Цель - понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

2-й этап: "воспитатель как ведущий" (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель - понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

3-й этап: "воспитатель как актер" (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель - работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить "подсказки" в зале.

   Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

   В идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы - тогда это станет подлинно "кровным" делом каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация626.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком. 1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и другие. 2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и другие. 3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и другие. 4. Коммуникативные: что делать, если заняли "твой" стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника. 5 Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео - ужас! КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Утренник без стресса»

Слайд 2

Задачи воспитателя при проведении утренника. Музыкально-исполнительские: знать проблемные места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), в танцах (перестроения), в оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре). Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на "сцене" при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего. Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника - этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов ("встаньте", "пройдите", "сядьте" вместо бытующих "встали", "прошли", "сели") - это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе. Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком - умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

Слайд 3

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа. 1-й этап: "воспитатель как ребенок" (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя - 4 занятия или 2 часа (это за месяц). Цель - понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике. 2-й этап: "воспитатель как ведущий" (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель - понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы. 3-й этап: "воспитатель как актер" (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель - работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить "подсказки" в зале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Детский стресс"

Рекомендации для родителей, о том как предотвратить стрессовые состояния у детей....

консультация-тренинг для педагогов "Стресс и его последствия"

Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Как избежать встречи с синдромом профессионально...

Семинар-практикум "Стресс.Эффективные способы преодоления стресса»

Профессия педагога требует определенных сил и энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самооб...

Советы психолога "Стресс. Притча о стрессе"

Как жить в условиях стресса? Притча - история, которая может вам пригодиться.Прочтите и улыбнитесь! Вы поймёте, что  даже  из безысходной ситуации всегда можно найти выход!...

Консультация для родителей «Когда стресс настолько силен, что уснуть невозможно»

Взрослый не может заснуть, нервная система и мозг перевозбужденыВзрослый часто просыпается посреди ночиУ ребенка портится качество сна в ответ на тревожность взрослых...

Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»

Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»...