Статья в Наукоград по теме: "Роль и значение песенного фольклора в развитии творческих способностей детей"
статья по теме

Флат Любовь Владимировна

      В качестве доминирующего ресурса художественно-творческого потен­циала традиционной народной культуры выступает песенный фольклор как важнейший компонент в развитии художественных способностей личности.

     На сегодняшний день именно песенный фольклор, являясь частью песенной культуры, наиболее ярко проявляется на фоне других видов фольклора и считается наиболее традиционно сохранившимся, массовым, доступным и популярным в народе художественным явлением как в быто­вой среде, так и на сценических площадках. Песенный фольклор чрезвы­чайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения, что, несомненно, является от­дельной темой для рассмотрения.

     О важной роли народной песенной культуры в художественно- эсте­тическом и духовно-нравственном развитии человека говорится во многих работах ученых, в самых различных областях науки. И. С. Кон отмечает, что «народная песенная культура - созданное и накопленное человечест­вом духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приум­ножению созидательных, творческих возможностей, способностей обще­ства и личности» [4, с. 133]. Б. В. Асафьев справедливо отмечал, что на­родное песенное творчество заключает в себе «мощную потенциальную энергию... еще далеко не исчерпанную и не развившуюся до полноты воз­можностей» [1, с. 117].

     Песенный фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эсте­тического самосознания, поскольку несет в себе представления о прекрас­ном и красивом в устройстве быта, языке, этнографической и художест­венной культуре народа, природе, человеческих отношениях.

В качестве основополагающего внутреннего фактора развития че­ловека и базисной основой художественно-творческого потенциала лично­сти выступают способности. Термин «способности», несмотря на его дав­нее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неод­нозначно. В данном контексте способности следует рассматривать как особенности ребенка, как готовность реализовать полученные знания, умения, приобретенные навыки в различных видах деятельности.

     Психологи-идеалисты склонны рассматривать художественные спо­собности как изначальные, врожденные свойства избранных, а сам процесс художественного творчества как некое таинство, область непознаваемого. Справедливо опровергая данную точку зрения, Л. С. Выготский писал «Бу­дущие исследования, вероятно, покажут, что акт искусства есть не мисти­ческий и небесный акт нашей души, а такой же реальный акт, как и все ос­тальные движения нашего существа, но только он превосходит своей сложностью все прочие» [3, с. 327].

     В основе художественных способностей лежат сложные психофизио­логические процессы, присущие отдельной личности на определенном этапе ее духовного и физического развития. Благодаря художественным способно­стям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

В науке и практике различают художественно-исполнительские и художественно-творческие способности. Исполнительские способности дают возможность ребенку воспроизводить (репродуцировать) по опреде­ленному образцу те или иные художественные явления или образы. Следо­вательно, развитие исполнительских способностей основано на репродук­тивном подходе к творческому процессу. Сам процесс в большей степени носит обучающий, назидательный характер с элементами иллюстрации высокохудожественных образцов песенного материала.

     Основное требование к деятельности, развивающей способности -творческий характер. Развитие музыкальных творческих способностей -это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициати­вы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои по­знания в области народной музыкальной культуры.

     Таким образом, на основе исполнительских способностей формиру­ются творческие способности, при помощи которых ребенок может не только воспроизводить представленный материал, но и творить, создавать новые художественные произведения, давать свою, отличную от уже соз­данных художественных образцов, трактовку. В целом, художественные способности следует рассматривать как комплекс творческих возможно­стей личности привносить в среду человеческого бытия красоту, духов­ность, нравственность и т. п. [6, с. 211].

     Творческие способности следует понимать как результат развития личности, как готовность личности к определенной творческо-созидательной деятельности. В данном случае на первый план выступает потребность личности в создании чего-то нового, отличного от стандартов, но на основе традиционного. В процессе освоения народной песенной культуры такое явление принято называть творческой импровизацией.

     По своей природе детское творчество синтетично и часто носит им­провизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее су­дить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способно­сти у детей. В развитии творческих способностей личности в процессе ос­воения песенной культуры целесообразно использовать два основных ме­тода: репродуктивный и творческий.

     Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и дальнейшее заучивание основной темы песенного первоисточника напетого преподава­телем, а также усвоение новых возможных мелодических вариантов к ос­новной теме, предложенных преподавателем, выявленных в процессе глу­бокого анализа мелодических, гармонических, ладовых и ритмических особенностей, выбранного для работы песенного материала. Творческие способности личности проявляются лишь в том случае, когда личность в должной мере овладела определенными умениями и навыками на репро­дуктивном уровне обучения.

     Творческий метод предполагает более активное включение в творче­ский процесс на основе приобретенных знаний, умений и навыков, сформи­рованных в рамках репродуктивного метода способностей. На данном этапе участники творческого процесса должны самостоятельно создавать новые мелодические варианты к основной теме напева, которые бы логически пра­вильно вписывались в мелодическую, гармоническую, ладовую и ритмиче­скую основу песенного материала. По результатам проделанной работы про­водится коллективный анализ ансамблевого звучания на основе совместно выявленных мелодических вариантов и сравнительное сопоставление с пер­воисточником.

     К числу основных задач в процессе развития творческих способно­стей личности на основе песенной культуры следует отнести: формирова­ние бережного отношения к исторически сложившимся народным песен­ным традициям; развитие художественно-эстетического вкуса; формиро­вание навыков ансамблевого пения; формирование навыков народной пе­сенной импровизации и овладение импровизационными приемами; развитие певческо-исполнительских и ипровизационных способностей.

     В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения М. Т. Картавцевой, которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [4, с. 73-77]. Му­зыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

     Песенный фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Б. В. Асафьев отмечает: «с художественно-эстетической точки зрения на­родная песня - ценнейшее художественное наследие., подлинный живой свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Пес­ня отражает душевный строй и мир эмоций, и горе и радость, и печаль и веселье, и раздумье, и юмор» [2, с. 171].

     Яркие образы добра и зла в песнях, игровых припевках доступны и по­нятны детям. Причем песни дети не просто слушают, они являются участни­ками и постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластических ком­позиций. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и на­выки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происхо­дит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

     Исполнение народной песни помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. По­этому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

     Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховых представлений звуковысотных отношений. Пение способствует формиро­ванию эстетического отношения к окружающей действительности, обога­щению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскры­вает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет дет­ский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событи­ях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный ап­парат, улучшается детская речь.

     Занятия пением помогают развивать социально-личностные и ком­муникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты лично­сти, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравствен­ное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого челове­ка, отраженное в песнях. Последовательное ознакомление детей с произве­дениями народного музыкального творчества лучше помогает понять муд­рость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.

     Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качест­вах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Твор­ческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка. Раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития. Данной точки зрения на значение результативной продук­тивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.

В настоящее время народное песенное творчество на Южном Урале является одним из популярных традиционных жанров фольклора, что под­тверждается наличием огромного количества песенных коллективов са­мой различной направленности, которые в своей работе опираются на на­циональное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, из­начально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и любовь к Родине в целом.

     Главная задача музыкального воспитания детей средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно песенный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравст­венной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

 

1.  Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Изд. 2. - М., 1973.

2.  Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве: сб. ст. / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.

3.  Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Изд. 2. - М.: Ис­кусство, 1968.

4.  Картавцева, М. Т. Влияние на психическое развитие ребенка-дошкольника комплексного обучения на материале фольклора / М. Т. Картавцева // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 2. - С.73-77.

5.  Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: По­литиздат, 1984.

6.  Теория и методика коммунистического воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1974

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО воспитателей младших групп (г. Волжск РМЭ) по теме "Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".

выступление на городском методическом объединении воспитателейс просмотром видеоролика постановки сказки "Колобок на новый лад..."...

Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...

Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...

Статья: значение театрализованной деятельности в доу как средства развития творческих способностей детей

Краткая консультация для родителей воспитанников ДОУ о роли театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста...

Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

laquo;Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»(опыт работы) Подготовила  воспитатель 1КККуприянова Ю.М.  с.Нижнедевицк...

Статья для родителей на тему: «Роль метода Sand-Art - песочного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»

Развивающий потенциал метода Sand-Art в работе с детьми дошкольного возраста как метод, имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочное рисование очень эфф...

Консультация для педагогов "Значение театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Театрализованную деятельность можно отнести к самым распространенным видам детского творчества. Театрализованную деятельность трудно отделить от игры. Как в игре ребенок использует свой социальный опы...