Формирование математических представлений и развитие мыслительной деятельности дошкольников в игре.
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_femp.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок»  г. о. Троицк  г. Москва

Составила: воспитатель Жукова Т.Н.

Консультация для воспитателей на тему:«Формирование математических представлений и развитие мыслительной деятельности дошкольников в игре».

Для того чтобы были реализованы задачи формирования математических представлений и математического развития детей, необходимо организовывать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует  организованная самостоятельная математическая деятельность детей дошкольного возраста.                                                                                      Самостоятельная математическая деятельность детей – это деятельность, в которую ребенок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объём математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса (А.В. Калинченко).  Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми математических представлений и способствует приобщение детей к математической деятельности.                                                Проблему  развития детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности изучали Т.Н. Доронова, З.А. Михайлова, Н.М. Полякова и др. З.А.Михайлова  рекомендует уделять большое внимание развитию самостоятельности детей через логико-математические игры и моделирование. Следовательно, выстроив целенаправленную и систематическую работу в условиях самостоятельной математической           деятельности можно значительно разнообразить формы организации деятельности с детьми дошкольного возраста по математическому развитию.           Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка всознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.                                                В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы. Работа эта непростая и требует четкой продуманной организации.                 В. Новикова считает совершенно необходимым учитывать следующее:

  • - обучение дошкольников должно проходить в игровой и практической деятельности детей, связанной с решением проблемных задач;
  • - значительное место на всех этапах обучения следует отводить поисковой деятельности детей;
  • - в ходе выполнения заданий  у ребенка должна возникнуть потребность в тех или иных  знаниях.

      В играх дети  знакомятся с разными свойствами предметов – цветом, формой, величиной, сравнивать их, группируют по отдельным признакам, учатся ориентироваться в пространстве и времени. При этом тренирует внимание, память, развиваются умственные способности.                                        Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.  Играя. Ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.                Можно выделить следующие особенности  игры для дошкольников:         1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.                                                                                 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.                                                              3. Все психологические новообразования берут начало в игре.                           4. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связанна с работой всех психических процессов.                                    На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения.  Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и  расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи.        В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры.                                                                                        Дидактические игры включаются непосредственно  в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания. Упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно, а начале года  все занятие должно быть проведено в форме игры.  Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.                                                                                                В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.                                                                В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её, активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее,  тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.                                                        В отличии от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.                                                Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра- для них труд, игра- для них серьезная форма  воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом.                                        Игра ценна только в том случае, когда она содействует  лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических  знаний дошкольников.   Дидактические и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процесс проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.                                                                                                        Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в неё детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях  с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.                        Дошкольный возраст – это важный период, когда закладываются основы математического мышления и математическое развитие является приоритетной задачей дошкольного образования. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста, создание математической зоны в предметно - развивающей среде группы, способствующей организации самостоятельной математической деятельности и организации взаимодействия воспитателей с родителями по математическому развитию детей дошкольного возраста способствуют оптимальному математическому развитию в процессе самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей

Выступление из опыта работыПо теме: «использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей»...

Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...

Познавательный интерес у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности

Познавательный интерес является основой учебной деятельности: так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний, развивает и повышает качество мыслительной деятельности, создает боле...

Деловая игра для педагогов «Формирование математических представлений как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

laquo;Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано...

Конспект занятия для дошкольников для формирования математических представлений и развития речи "Лесная школа"

План-конспект занятия по подготовке к школе в кружке для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по формированию математических представлений и развитию пространственного мышления детей 4-5 лет через математические игры на тему: "Путешествие в страну Математики

Более подробная публикация находиться в сборнике методических материалов педагогов-участников городского семинара-практикума "Использование игр логико-математического содержания в развитии простр...