Консультация для педагогов «Метод проектов в деятельности ДОУ»
консультация на тему

Современному педагогу присущи такие качества как эрудированность-владение современными методами и технологиями, творчество и т.д. В свою очередь, метод проектов инновационный метод в дошкольной педагогике и в настоящее время широко используется и для реализации его в собственной работе важны творческие качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_proektnyy_metod_v_deyatelnosti_dou.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Консультация для педагогов

Тема:

«Метод проектов в деятельности ДОУ»

 

Бийск  2014 г.

Метод проектов в деятельности ДОУ.

  Современному педагогу присущи такие качества как эрудированность-владение современными методами и технологиями, творчество и т.д. В свою очередь, метод проектов инновационный метод в дошкольной педагогике и в настоящее время широко используется и для реализации его в собственной работе важны творческие качества личности.

  Ответьте на вопросы:

- Что Вы знаете о методе проектов, Ваше отношение к данному методу, используете ли (либо использовали) в работе. Успешно или нет?

    Существует несколько определений.

Проект- план, замысел; это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

 Проектировать - составлять проект, делать предположения, намечать план действий.

  Участие в проектирование ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяя самого себя  (Евдокимова Е.С.).

  Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

  Как показала практика, метод проектов актуален и очень эффективен. Он  направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

  В проектной деятельности ребенок по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявить свою самостоятельность, особенно когда необходимо:

-заявить свои цели, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

-открыто и четко сказать о своих трудностях;

-уметь находить компромисс.

  Характер участия ребенка в проектировании постепенно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль  партнера; в старшем переходит к сотрудничеству.

  Все проекты классифицируются по типу и виду.

  Типы проектов (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект) -технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный.

 - Какой тип проектов чаще реализуется в ДОУ?

Классификация видов проектов (Е.С. Евдокимова)

1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творчекие, игровые, приключенческие, практико-ориентировачные.

 Подробнее остановимся на них.

Исследовательские требуют структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования. В процессе данного проекта дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. (примерные темы: «Мир воды», «Почва», «Питание и здоровье» и т.).

Информационные. Их цель собрать информацию о каком-либо объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Его структура получение и обработка информации (доклад, альбом с рисунками и фотографиями). Примерная тематика: «Промыслы Алтая» и т.д.

Творческие.Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и подчиняется конечному результату и интересам участников.

  Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность), по доминирующему виду творчества (изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное), по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, концерт, праздник).

 Примерные темы: «В тридесятом царстве в нашем государстве» (создание книги сказок для малышей нетрадиционными техниками рисования) и т.п.

 Игровые (приключенческие) проекты. Структура также только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Степень творчества в таких проектах высокая, доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

-  Как  Вы думаете, часто ли встречаются проекты, в которых доминирующим является один метод?

  Чаще встречаются смешанные виды проектов: исследовательско - творческие, ролево- игровые, информационно-практико-ориентировочные и т.п.

2.По составу участников: индивидуальные, парные, групповые, межгрупповые.

3.По сроку реализации: краткосрочные (от 1 до 4 недель), средней продолжительности (от 1 до 6 мес.) и долгосрочные (более 6-ти месяцев).

4.По характеру содержания: экологические, художественно-эстетические, физкультурно-оздоровительные и т.п.

5.По характеру участия ребенка в проекте - заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

   Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по фазам и этапам проекта (табл. 1, Н.А. Виноградова).

Этапы реализации проекта

Таблица 1

Фаза

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Проектирования

1.Изучение программного содержания по разделам программы, в рамках которой будет реализован проект.

2.Разработка проекта.

3.Подготовка учебно-методической базы для реализации проекта.

4.Определение способов оценки эффективности проекта.

Технологическая

1 этап

Целеполагание.

Игровая мотивация.

Выявление проблемы.

1.Формулирование проблему (цель)- при постанове цели определяется результат проекта.

2.Ввведение в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Определение  задачи.

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи

4.Дополнение задач проекта

2 Этап

Организация работы над проектом

1.Помогает в решении задачи.

2.Помогает спланировать деятельность.

3.Организует деятельность.

1.Объединение детей в рабочие группы.

2.Распределение амплуа.

3.Систематизирует информацию.

3 Этап Выполнение прокта

1.Практическая помощь (по необходимости).

2.Направляет и контролирует осуществление проекта

1.Участие в совместной и занятийной деятельности

2.Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 Этап

Презентация продукта проекта

1.Подготовка к презентации.

Презентация

1.Продукт деятельности готовят к презентации.

2.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

5 Этап

Подведение итогов.

Обсуждение нового проекта решения другой проблемы

1.Помогает детям сформулировать выводы о решении проблемы.

2.Постановка новой проблемы

1.Делают выводы о решении проблемы.

2.Определяют цель нового проекта

Рефлексивная

1.Оценка эффективности проекта.

2.Обобщение материалов проекта.

3.Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы.

Представляя содержание технологической фазы реализации проекта возможно в виде таблицы:

Содержание технологической фазы реализации проекта

Таблица 2.

Этап

Срок

Место проведения

Формы работы, тема, цель

 Техническое оформление проекта:

1.Титульный лист- это заглавная страница проекта, которая является первичным источником информации. Сверху указывается полное название учреждения. Далее приводятся название проекта, возрастная группа, должность, ФИО составителей проекта. Внизу страницы - дата составителей проекта.

Название - яркое, оформление заметное.

2.Оглавление проекта.

3.Тип, вид: по доминирующему методу, сроку реализации, составу участников.

4.Актуальность: дается пояснение относительно необходимости реализации «здесь» и «сейчас», приводятся аргументы в пользу. В актуальности раскрывается важность, положительное влияние на развитее дошкольников, вывод, начинающийся со слов, таким образом, следовательно….   (+ аннотация: краткое изложение особенностей проекта, его достоинств).

5.Цель: фиксирует направленность проекта на решение поставленной проблемы.

6.Задачи: определяют конкретные шаги по достижению цели

7.Формы, методы и приемы работы: перечень используемых во время реализации проекта.

8.Принципы

9.Предполагаемый результат (отражает желаемый результат деятельности детей и взрослого).

10.Оцека эффективности проекта (по результатам диагностики и срезов знаний).

11.План реализации проекта.

12.Список литературы.

13.Приложение (конспекты занятий и различных видов детской деятельности, фотографии (цветная печать приветствуется), модели, схемы, диагностический материал).Предоставляемые в приложении материалы (конспекты) должны соответствовать требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Метод проекта в деятельности педагога как инновационная педагогическая технология»

  Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как...

Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ»

Консультация для педагогов«Метод проектов в ДОУ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "МЕТОД ПРОЕКТОВ"

Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребё...

Консультация для педагогов. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Консультация для воспитателей о методе проектов в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация для педагогов " Метод проектов как средство разработки и внедрение педагогических инноваций"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практи...

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...