Сообщение по теме: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Гузикова Елена Александровна

В данном сообщении раскрывается роль игры как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»

Сообщение по теме:

 «Игра как средство нравственно-патриотического  воспитания дошкольников»

                                                                                   Подготовила

                                                                                   воспитатель

                                                    Гузикова Е.А.

г.Арзамас, 2015 г.

Цель.

Создание условий для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в процессе игры.

Задачи

  • Способствовать творческому использованию в играх представлений  о Российской Армии;
  • обогащать сюжеты детских игр представлениями  о Российской Армии, используя  дидактические игры;
  • обогащать развивающую предметно-пространственную среду для поддержки самостоятельных игр детей;
  • Способствовать воспитанию чувства гордости, уважения к защитникам Отечества.

В своей практике я использовала метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой» (Авторы Зворыгина Е.В. и Новосёлова С.Л.). Этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры, своевременное гибкое изменение предметно-пространственной среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе самой игры.

В быту, во время образовательной деятельности, на прогулке, во время чтения книг, просмотра телепередач ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются эмоционально – нравственные оценки. Всё это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания. В целях ознакомления детей с профессией военного в активной деятельности мы используем разные формы работы: беседы о людях военных профессий,  экскурсии в воинскую часть, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о видах и родах войск, встреча с людьми военных профессий (лётчик, пограничник, моряк и др.), просмотр мультфильмов, презентаций по ознакомлению детей со службой в Российской Армии.

Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре  используются обучающие игры:  дидактические игры, игровые ситуации,  игры- соревнования, рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, театрализованные игры «Поход», «Наша Армия»,  «Военные учения» и другие, создание выставок «Как мой папа служил в Армии» и другие. Обучающие игры всегда содержат элементы новизны, вводят дошкольников в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний.

Своевременное изменение развивающей предметно – пространственной игровой  среды, подбор игрушек и игрового материала, способствуют закреплению в памяти ребёнка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное творческое  решение игровых задач, побуждают детей к игре. Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды вносятся книги, дидактические пособия, альбомы на военную тематику, привлекаются родители для изготовления атрибутов: пилоток, накидок, нарукавных нашивок, погон, биноклей, медалей и др., трафареты для рисования танков, самолётов, военной техники, схемы построения корабля, самолёта из деталей напольного конструктора.

Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретённого детьми опыта деятельности необходимо их  общение со взрослым во время игрового процесса. В качестве активизирующего общения воспитателя с детьми используются вопросы, например, «В каких войсках ты служишь?», «Куда следует ваш военный корабль», «Где безопаснее всего разместить военные палатки в лесу во время военного похода?»  и другие; поощрения: «Ты совершил смелый поступок!», «Сегодня тебя наградили медалью» и другие; обращения: «Кто сегодня будет часовым?», « С чего начнём игру?»; игровые ситуации: «Поступило задание от командира- доставить секретный материал в штаб…», «На лесной поляне размещается военный госпиталь…», « На военном корабле праздник -  «День защитника Отечества»  и другие; проблемные ситуации:«Ранили лётчика, как ему помочь…», «Корабль задержался в военном походе из-за шторма, у кока кончились некоторые продукты»,  «У десантника вышла из строя рация – что делать?» и другие; использование стихов, пословиц и поговорок во время игры.

При наличии и взаимосвязи всех вышеперечисленных педагогических условий  дошкольники  творчески используют в играх представления о Российской Армии, у них сформировано  чувство гордости, уважения к защитникам Отечества,  и игра является важным средством воспитания нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Литература

  1. Кравцова Е.Е.  Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация  сюжетной игры в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2001г.
  3. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника  М.: Просвещение, 1989
  4. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?..Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий 2003, 2006.
  5. Интернет-порталы: http://www.maam.ru/,  http://nsportal.ru/, http://doshkolnik.ru/index.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"

Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....

Сообщение на тему: "Игра - как средство познавательного развития дошкольников"

1 СЛАЙД«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посре...

Сообщение на тему: «Игры с использование фигур и картинок»

Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов...

Сообщение на тему "Игры, которые лечат"

В сообщении раскрывается тема об игровой технологии способствующей укреплению здоровья ребенка....

Сообщение из опыта работы учителя-логопеда Сорокиной И.В. на тему: «Игры-бродилки – как средство активизации речевой деятельности дошкольников».

Игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника. Игра формирует у ребенка навыки социального поведени...