Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"
консультация (подготовительная группа) на тему

Попова Валентина юрьевна

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_rol_semi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании             дошкольника"

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

     Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

     В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

     Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

     Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

     На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

     Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

     Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

     Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

     Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

     Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

     Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Народная мудрость:

- Где любовь и совет, там и горя нет

- Добрая семья прибавит разума-ума

- Дерево держится корнями, а человек семьей

- Дом согревает не печь, а любовь и согласие

- Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

- Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы

- Счастье родителей — честность и трудолюбие детей

- У милого дитяти много ласковых имен

- Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло

Конкурс «Герб моей семьи»

Выставка «Герб моей семьи»

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

"Герб моей семьи"

15 мая - Международный день семьи

Семья - это кристал общества

В. Гюго

Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.

Огромная планета Земля… 6 материков… Более 200 стран… Более 100 наций… Миллионы семей… С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче. У каждой своя история, свои традиции, свои семейные секреты, свои устои.  У всех семей есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем. А как же можно это сделать? Как рассказать всем о своей семье?

Все символы и традиции семьи можно отобразить в гербе! Герб – это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Составлением гербов занимается наука под названием геральдика (от латинского heraldus - глашатай) - гербоведение.

 Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой Герб. Его нежно хранили отцы, защищали в боях дети. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом, символом семьи, дома, Родины. За него человек в бою отдавал свою жизнь.

Сегодня, для того чтобы стать обладателем Фамильного Герба, необязательно иметь дворянские корни. Ведь Герб это далеко не признак дворянства. Дело не в происхождении. Герб это отличие Вашего рода. Например, фамилия это тоже отличие Вашего рода, только в буквенном исполнении, а Герб  - в графическом. Представьте, как через несколько лет или даже веков, Ваши потомки, увидев длину своего генеалогического древа, скажут спасибо! Спасибо Вам, за то, что именно в Ваше время, род обрел Фамильный Герб. Подумайте! Что такое деньги и что такое Память?!

В апреле 2011 года в детском саду объявлен конкурс «Герб нашей семьи». В своих работах семьи воспитанников нашего детского сада отразили основные традиции, историческое начало, ценности своей семьи, жизнедеятельность ее членов, место детей в семье. И пусть эти работы не выстроены в основных принципах геральдики, но они отразили главные ценности современной молодой семьи – любовь друг к другу и детям, уважение к старшему поколению в семье и перспективы на будущее развитие семьи.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «НАШ СЕМЕЙНЫЙ ГЕРБ»

1. Название  проекта «Наш семейный герб»

2. Вид проекта: творческий

3. Возраст и состав  участников:

Проект осуществлялся коллективно, в нем приняло участие 22 семьи воспитанников МДОУ

д/с № 17.

4. Проблема.

Изучение методической литературы, собственная педагогическая деятельность показала, что использование метода  проектов открывает широкие возможности не только для познавательного развития воспитанников, но и объединения и вовлечения в педагогический процесс родителей.

Традиционно, в нашем детском саду, в течение учебного года проходит несколько тематических выставок. Чаще всего на них бывают представлены сюжетные рисунки -  результат творчества детей. Наполнить новым содержанием, объединить семьи воспитанников для решения творческих задач позволит,  как нам кажется, выставка под названием «Наш семейный герб».

5. Цель:

Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.

6. Задачи:

  • Формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи.
  • Объединение  участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба
  • Способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта

7.  Совместная деятельность детей и родителей:

  • Изучение  «теории» (поиск информации и ответы на вопросы: что такое семейный герб, каковы особенности его составления)
  • Разработка семейного герба
  • Представление творческих работ: презентация, выставка в детском саду

8. Деятельность педагогов:

  • Привлечение детей и родителей к участию в выставке «Наш семейный герб»
  • Практическая  помощь (по необходимости) в подготовке и  презентации семейного герба в группе
  • Проведение «Семейной гостиной» в своей группе

9.Время, планируемое  на  реализацию  проекта:

3 недели: по одной на каждый этап

10. План работы над проектом

этап

название

содержание

1 этап

подготовительный

«введение  в  тему»:

  • размещение информации о предстоящей выставке «Наш семейный герб» на информационных стендах детского сада и сайте учреждения

2 этап

практический

«мозговой штурм»:

  • объединение  участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба
  • разработка и изготовление семейного герба родителями и детьми воспитанников

3 этап

итоговый

«презентация»:

  • представление семейных гербов в группах для детей и родителей в рамках «Семейных гостиных»
  • оформление выставки в холле детского сада «Наш семейный герб»
  • размещение информации на сайте детского сада

11. Форма  проведения  презентации проекта: «Семейные гостиные» в группах, оформление выставки работ в холле детского сада, размещение представленных работ на сайте детского сада.  

 

Альбом для рисования

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

Валентин Берестов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

Семья. В ней человек начинает сбою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом. Семь...

Консультация "Роль семьи в воспитании дошкольников"

Материал полезен для родителей будущих первоклассников....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника»

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, в...

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника»

Всё начинается с семьи…Семья – это дом, где всегда тепло, место, где живут любимые и любящие его люди.Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям?Задайте себе вопро...

Консультация родителям на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольника"

Консультация родителям на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольника"...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...