Новый подход к работе дошкольного учреждения с семьёй
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Горбаткова Оксана Анатольевна
Статья о новых формах взаимодействия семьи и дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_podhod_k_rabote_doshkolnogo_uchrezhdeniya_s_semyoy.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Новый подход к работе дошкольного учреждения с семьёй

Горбаткова О.А., воспитатель I

квалификационной категории

МБДОУ №22 «Искорка»

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции по воспитанию детей и не могут заменить друг друга. В законе РФ. Об образовании ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, подчеркивает важность поиска новых форм взаимоотношений образовательного учреждения с семьей, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка [1].        

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменение ситуации жизни современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Уйти от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для ребенка настоящим другом и авторитетным наставником. Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно. и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов меняется стиль отношений ДОУ и семьи - от «работы» с родителями до «взаимодействия и сотрудничества». Авторы ФГОС еще раз акцентируют внимание педагогов на том, что ни одно содержание, ни одна задача не будет качественно реализована без взаимодействия с родителями воспитанников.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, партнер в воспитании.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

В работе с родителями я определила следующие приоритетные задачи:

  1.  Повышение личной культуры родителей и уровня их педагогической компетентности.
  2.  Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

Необходимо осуществлять постоянное сотрудничество с родителями не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в воспитательно-образовательной работе с детьми. Задача педагогов — заинтересовать родителей, практикуя как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Традиционные формы сотрудничества существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

  •  коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;
  •  индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
  •  наглядные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова [7]. Автором выделяются нетрадиционные формы. Рассмотрим их.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как общаться с ребенком. Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование, в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью. К ним относятся также опросы, тесты, анкетирование, работа почтового ящика, информационные корзины («спрашиваете - отвечаем»), куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы - это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать положительный микроклимат и доброжелательную обстановку в группе, родителям стать более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «День папы», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Вот примерные темы: «Секреты психологического здоровья детей», «Ребенок и правила дорожного движения», «Папы, будьте с нами» и др.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная, информационно-просветительская. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи па диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ, размещение информации на сайте ДОУ, обмен фотографиями и рассылка по электронной почте. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему, «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. С использованием современных компьютерных технологий совместно с родителями оформляются коллажи. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми, игра — ведущая деятельность ребенка, ознакомление детей с людьми разных профессии влияет на обогащение сюжетов детской игры. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т.д.) приходят в гости к детям, проводят с ними беседы и знакомят их с секретами своей профессии (папа пожарный, милиционер, мама врач). Они принимают участие в разных занятиях с детьми, проигрывают ситуации из своей профессиональной деятельности совместно с детьми.

Стали доброй традицией физкультурно-музыкальные праздники с родителями: «Мама и я - спортивная семья», «Папа и я - спортивная семья», дружеские спортивные встречи между родителями и детьми. Родители активно участвуют в «Днях здоровья». Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми. У нас появились целые спортивные семьи - на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т.п. Все дружно «болеют» за свои команды, но и за команды соперников, а потом дружно пьют чай и обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Например, в работе над проектом «Мой любимый город Усть-Илимск» по ознакомлению дошкольников с родным городом они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц города, делают зарисовки, фотографии и др. Затем семьи представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов. Так, совместно реализованы детски-родительские проекты: «Книга-ключ к знаниям!», «Я родился в Сибири», «Я и моя семья», «Мама, папа, я спортивная семья, «Книга памяти», «Знайкин огород» и др.

Одной из востребованных форм сотрудничества с родителями стала организация вечерней мастерской для родителей и их детей «Золотые ручки». Здесь родители имеют возможность заниматься совместно с детьми творчеством: изготовлением игр, макетов, украшений для группы, шитьем, рисованием, украшением помещение группы к празднику и др. Родители приходят в группу в свободное время, играют с детьми в разнообразные игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические), ничто так не сближает родителей и детей, как совместные игры.

Одна из особенностей нашей группы - это оборудование и организация сезонных работ в огороде под окном группы. Выращивание овощей на своем огороде в детском саду доставляет детям большую радость. Родители являются активными участниками совместной деятельности с детьми в огороде по уходу за овощами, сбору урожая, организации наблюдений. Результатом совместной деятельности в огороде являются выставки «Дары осени», деятельность по приготовлению различных блюд из овощей, выращенных на огороде, праздники урожая.

Переход к комплексно-тематическому планированию побудил меня в рамках каждой темы создать интересную деятельность с детьми с привлечением родителей: родители получают информацию по теме в форме консультаций, памяток, буклетов. Они охотно участвуют в акциях, выставках, экскурсиях, выполняют творческие задания всей семьей. Итогом совместной работы являются досуги, праздники, конкурсы, викторины.

С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, выпускается фотогазета «Самые спортивные», «Самые активные» и др.

   Практика доказывает эффективность данных форм работы с родителями. Используемые мною формы взаимодействия с семьями воспитанников действительно способствуют полноценному развитию личности ребенка и успешному приобщению детей к социальной действительности.

Литература

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - 66 с

2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М, 1991. - 179 с.

3. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ II Дошкольная педагогика. - 2010. -№ 2. - С. 54-58.

4. Григорьева О., Александрова И. Знаете ли вы своего ребенка? // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 77-80.

5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец. А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

6. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 240 с.

7. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. - М: Мозаика-Синтез, 2007. - 167 с.

8. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.

9. Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИПКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

10. Сухобокова П. Формирование педагогических установок родителей // дошкольное воспитание. — 2009. — № 3. — С. 101-106.

11. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 7. - 70 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Изменения в работе дошкольных учреждений в связи со вступлением нового закона об образовании 2014 г.

Августовская конференция «Изменения в деятельности дошкольной образовательной организации в рамках нового закона «Об образовании Российской Федерации» Дата проведения: 30.08.2013 г.Иванова О...

Презентация на тему: «Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей»

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа посто...

Методическое объединение «Новые подходы в работе с семьёй по укреплению здоровья дошкольника»

Один из видов работы с родителями. Расширяет представления родителей о сохранении здоровья детей в семье....

Новые подходы в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Данная статья поможет воспитателям дошкольных учреждений в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами безопасности на улицах и дорогах города...

Концепция работы дошкольного учреждения к Новому году «Энциклопедия Нового года, или Большое путешествие туда, откуда пришел к нам волшебный зимний праздник»

С воспитанниками, педагогами и родителями мы решили «написать» «Энциклопедию Нового года, или  совершить Большое путешествие туда, откуда пришел к нам волшебный зимний праздник...