Конспект НОД "Как звери зимуют в лесу"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Сорокина Татьяна Викторовна

НОД, позволяющая расширить представления детей об образе жизни зверей в зимний период в лесу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivotnye_zimuyut_v_lesu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска                         «Детский сад №165»

«Как  животные зимуют в лесу»

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми средней группы

Составила: Сорокина Татьяна Викторовна

Воспитатель

г. Омск - 2016

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье».

Тип занятия: интегрированное

Цель: расширять представления детей об образе жизни лесных зверей зимой

Задачи:

Образовательные:

-учить ориентироваться на плоскости песочницы;

- закреплять счет до 5;

- активизировать и расширить словарный запас детей новыми словами: «спячка», «запасы», «берлога», «дупло», «нора», упражнять в словоизменении.

Развивающие:

- развивать исследовательские умения;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к животным;

- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки  детей в совместной образовательной деятельности;

- стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой, поисково – исследовательский, творческий.

Оборудование: магнитная доска, ноутбук, песочница с песком.

Материал: иллюстрации диких животных, набор миниатюрных игрушек животных, мягкая игрушка зайка, бейджик на каждого ребёнка, набор счётного материала, веточки с орехами, обручи, аудиозаписи, воздушные шарики, маска медведя, вата, разноцветные листы бумаги, листы белой бумаги.

                               Ход совместной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап

Ребята, я рада видеть вас снова, давайте поприветствуем друг друга, пожелаем доброго утра, хорошего дня!

Мотивационный этап

Я приготовила для каждого из вас бейджик, на нем написано ваше имя, и на него я буду клеить вот такие «пятерки», за активное участие, за правильные ответы на задаваемые вопросы в нашей сегодняшней беседе. У кого накопится больше всех пятерок, получит приз в конце нашей встречи.

Воспитатель крепить бейджики на футболки воспитанников.

Поисковая деятельность

Чтобы узнать, чем сегодня мы будем заниматься, приглашаю вас пройти к песочнице! Подсказки спрятаны в песке. Первая подсказка спрятана в правом верхнем углу песочницы (один из детей находит первую подсказку картинку ёжика, размещает на магнитную доску) и т.д .

Коммуникативная деятельность.

Ситуация общения

Ребята, вы догадались, сегодня мы будем беседовать с вами о диких животных, о том, как они живут зимой в лесу, чем занимаются, чем питаются. Давайте вспомним, кто такие дикие животные?

Введение в игровую ситуацию

К нам в гости сегодня прискакал зайка!

Воспитатель показывает детям игрушечного зайку одетого в вязанную шапку, шарф, жилетку и носочки.

Ребята, а почему зайка так одет?

Как вы думаете, вы лесу у настоящих зайцев есть шапка, шарф, носки?

А вы хотите узнать, как заяц и другие дикие животные  зимуют в лесу?

Для этого мы сейчас отправимся в зимний лес!

На чем можно добраться в лес?

Мы отправимся в лес необычным способом. Мы полетим на воздушном шарике. Для этого каждому из вас надо надуть свой воздушный шарик.

Упражнение на развитие речевого дыхания

Когда шарик надут, воспитатель раздает детям настоящие воздушные шарики.

Я буду ветер, а вы шарики. Я дую, вы летите. Только есть одно условие, двигаясь, шарики не должны сталкиваться друг с другом!

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели!

Коммуникативная деятельность

Вот мы и в лесу!

Ребята, посмотрите на картину внимательно и назовите животных, которых вы на ней увидите.

Вниманию детей предлагается черно-белая картина леса, на которой замаскированы дикие животные. Приложение 1.

Каких диких животных нет на этой картине?

Какие живые существа на этой картине не являются дикими животными?

Воспитатель показывает изображение белки

Рассмотрите картинку с изображением белочки и скажите, какая белка? Какие у нее уши, какой хвост? Зачем белке такой пушистый хвост?

Где живёт белка?

Воспитатель на ноутбуке показывает картину с изображением дупла.

Чем питается белка?

Чем белка будет питаться зимой?

Опыт (проблемная ситуация)

Воспитатель держит в руках две заранее приготовленные ветки, а на них подвешенные орехи, на одной две, на другой пять.

А вот и веточки орешника с орехами, как вы думаете, белка считать умеет?

А вы считать умеете?

Давайте посчитаем, сколько орешков на каждой из веточек!

Ребята, раз белка считать не умеет, как же ей узнать, на какой ветке больше орехов?

Дети вместе с воспитателем проводят опыт, легко ударяя по веточкам, определяем какая из них дольше качается. Делаем вывод.

Вот какая умная белка, толкнет лапкой ветку, какая дольше будет качаться, значит, она тяжелее, значит на ней больше орехов, с той ветки и соберет орешки.

Игровая деятельность

Сейчас мы превратимся в белок и поиграем в игру «Дупло».

 На полу лежат обручи – это дупла, когда я говорю день, белки скачут с ветки на ветку, когда я говорю ночь – белки прячутся в свои дупла и засыпают.

Беседа (с элементами описательного рассказа)

Дикое животное, о котором мы продолжим беседовать, попробуйте отгадать по описательному рассказу: молочко любит, питается насекомыми, фыркает, колючий. Кто это?

Правильно, это еж! (воспитатель показывает иллюстрацию ёжика).

Какие лапки у ёжика?

Что у него на спинке?

Зачем они ему нужны?

Чем питается ёжик?

А зимой?

Проблемная ситуация

Воспитатель приглашает детей на ковёр.

Представим, что мы с вами ёжики.

Дети садятся на корточки и фыркают.

Ёжик на зиму роет ямку и укладывает (утепляет) ее листиками, чтобы было теплее, а лапки у него короткие.

Как же ему собрать листики, если лапки у него короткие, дотянуться ими до листиков он не может???

Беседа

Еще один лесной житель впадает в спячку, кто это?

Как называется жилище медведя?

Воспитатель на ноутбуке показывает берлогу медведя

Давайте поиграем в игру: «Медвежонок - счетовод».

Мишка – мишка, чудачок,

Сшил мохнатый пиджачок.

Хочет с нами поиграть

Всех зверей пересчитать!

(Воспитатель вызывает одного из детей, одевает маску медведя и предлагает посчитать белок, ежей у доски).

Звери по - разному зимуют. Вспомним как?!

Беседа по вопросам

Ребята, а кто не спит зимой?

Правильно, ребята. Как вы думаете, заяц как-то готовится к зиме?

Чтобы понять, зачем заяц меняет свою шубку, предлагаю провести эксперимент!

(Воспитатель предлагает пройти детей за столы, где лежат листы белой и цветной бумаги, кусочек ваты).

На каком листе бумаги белый незаметен?

Значит, зачем зайцы меняют шубку на белую?

Наше путешествие по зимнему лесу подходит к концу, чтобы проверить хорошо ли вы все запомнили, поиграем в игру: «Найди ошибку»!

(Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши тогда, когда воспитатель скажет неправильно).

Белка живёт под кустом, а заяц в дупле!

Медведь живёт в норе, а ёж в берлоге!

Звери, готовясь к зиме, делают запасы: ёжик собирает мед, белка орешки, медведь капусту.

Подведение итога

Молодцы, ребята, все замечательно запомнили! Что больше всего вам понравилось в нашем путешествие?

Посчитаем, у кого из вас накопилось больше всех пятерок за правильные ответы и активное участие?

Дети вместе с воспитателем считают количество пятерок у каждого ребенка. Тот, у кого больше всего оценок, получает главный приз, остальные дети получают маленькие сюрпризы за участие в игровой деятельности.

Пришло время возвращаться нам в детский сад, еще раз представим, что мы надуваем воздушные шарики. Крепко держим руками свой шарик и, кружась, взлетаем!

Вот мы и вернулись в наш детский сад. Здесь мы можем поиграть с песком. Представьте, что поле песочницы – это лес. В лесу у каждого животного, как мы уже знаем, есть свое жилище. Давайте построим их. Кто, что будет строить?

Игра в песочнице продолжается по желанию детей.

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро, солнце и птицы!
Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым 
пусть доброе утро длится до вечера!

Дикие животные, это животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся: строят жилище, добывают сами себе пищу, сами заботятся о своем потомстве.

Потому что холодно, зима.

Нет!

Да!

Высказывание предположений

На автобусе, на машине, на вертолете, на поезде!

Упражнение на развитие речевого дыхания

Дети надувают свой воображаемый воздушный шарик.

Этюд на имитацию выразительных движений

Дети кружатся под музыку, изображая полет на шарике, воспитатель дует на них.

Дети присаживаются на корточки, отпускают шарики и по приглашению воспитателя, присаживаются на стульчики, которые стоят полукругом возле магнитной доски.

Белка, лиса, волк, заяц.

Медведя, ёжика.

Бабочка, птица ласточка.

Коммуникативная деятельность

Пушистая, рыжая.

Уши острые, хвост длинный, пушистый.

Хвост нужен для того, чтобы удерживать равновесие при прыжке, укрываться от ветра.

Белка живёт в дупле

Белка питается ягодами, грибами, орехами.

Белка на зиму делает запасы, сушит грибы и ягоды, собирает орехи.

Нет!

Да!

Опыт (проблемная ситуация)

По очереди один из детей считает орехи на одной веточке, другой ребенок считает орехи на другой веточке.

Рассуждения детей

Подвижная игра: «Дупло» с музыкальным сопровождением

Это ёж!

Короткие

Колючки

Чтобы защищаться

Жучками, червяками

Ёж зиму проводит в норе, впадает в спячку.

Этюд на имитацию выразительных движений под музыкальное сопровождение.

Ёжик катается по земле и накалывает листья на иголки.

Дети, лежа на спинке, показывают, как ёжик собирает листики. Перекатываются с боку на бок и засыпают.

Медведь!

Берлога!

Словесная игра: «Медвежонок-счетовод»

Одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

Один ёж….и т.д.

Пальчиковая игра: «Кто спит зимой»

Медведь в берлоге крепко спит

Всю зиму до весны сопит.

Спит зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук

(Сжимаем пальцы в кулачок, начитаю с мизинца)

Только заиньке не спиться

(Киваем большим пальчиком)

Убегает от лисицы

(Указательным и средним пальчиком бежим по соседней руке).

Заяц, лиса, волк.

Готовится, меняет свою шубку. Меняет серую шубку на белую.

Опыт – эксперимент

Дети берут листы белой и цветной бумаги и по очереди прикладывают кусочек белой ваты.

На белом!

Чтобы быть незаметным для хищных зверей.

Игра: «Найди ошибку»

Заяц живет под кустом, а белка в дупле

Еж живет в норе, а медведь в берлоге.

Еж собирает листики, медведь мед.

Ответы детей

Дети, держась за свой воздушный шарик, кружатся под музыку.

Игровая деятельность в песочнице

Упражнение «Построим жилище»

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»

- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развивать любознательност...

Конспект НОД "Как звери зимуют в лесу".

Развитие экологического воспитания...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»

Программные задачи:- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развив...

Конспект занятия: "Как звери зимой в лесу живут"

Конспект занятия по экологическопу воспитанию детекй старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимуют в лесу»

Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимуют в лесу»...

Конспект занятия "Как звери зимуют в лесу".

Конспект занятия "Как звери зимуют в лесу"....