педсовет
методическая разработка на тему

Насырова Светлана Шамилевна

Педсовет с элементами деловой игры " По обогащению словаря.......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МБДОУ «Детский  сад №25»

                                                СЦЕНАРИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОВЕТА  

по теме: «Обогащение словаря детей

средствами театрализованной деятельности»

                                                      Составила воспитатель: Насырова С.Ш

Педсовет   с элементами деловой игры

«Обогащение словаря детей средствами театрализованной деятельности»

 ЦЕЛЬ педсовета: 

Проанализировать состояние работы в ДОУ по обогащению словаря детей средствами театрализованной деятельности, выявить систему знаний педагогов по проблеме.

Программные задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей ДОУ.
  2. Повышать методический уровень педагогов.
  3. Активизация творческих способностей педагогов,
  4. Представление современных подходов в работе с детьми по обогащению словаря детей.
  5. Способствовать сплочению педагогического  коллектива через работу в команде.

Ожидаемый результат: высокая активность и повышение интереса педагогов  к проведению педсовета, к проблеме обогащения словаря детей; выявление творческих способностей педагогов, умения работать в команде.

Подготовка к педсовету:

  1. Ознакомление педагогов с проблемой педсовета, подготовка педагогов к обсуждению темы:

- методы и приемы по обогащению словаря детей;

- анализ программных задач по обогащению словаря детей по возрастным группам;

- повторение пословиц, поговорок, народных праздников, скороговорок;

- обогащение предметно-развивающей среды в зоне театрализованной деятельности.

  1. Проведение тематической проверки по развитию речи: просмотр занятий, анализ документации, результатов диагностики, проведение коррекционной работы.
  2. Проведение обследования предметно-развивающей  речевой среды в группах ДОУ для проведения конкурса (членами жюри).
  3. Посещение уроков в начальной школе, беседы с учителями. Анализ адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.

План педсовета:

  1. Вступительное слово заведующей.
  2. Выбор членов жюри, распределение команд.
  3. Деловая игра.
  4. Подведение итогов соревнования команд.
  5. Состояние работы по обогащению словаря детей ДОУ (справка по итогам тематической проверки).
  6. Итоги конкурса предметно-развивающей среды в группах.
  7. Информация по адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.
  8. Подведение итогов педсовета, принятие решения педсовета.

Ход  педсовета:

  1. Вступительное слово заведующей ДОУ.

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяется и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, художественному, эмоционально-эстетическому воспитанию дошкольников.

Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок и понятен, доступен.  Дети видят на ширме знакомых персонажей, которые вдруг ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его развивающее значение. В дошкольный период у детей начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы, развивается речь. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, справедливости, правдивости, трудолюбия. Участвуя в этой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Именно средствами кукольного театра   у детей можно развивать речь, обогащать ее. Это и фольклорные произведения, сказки с характерными оборотами речи (лисичка-сестричка, рыжая плутовка, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, в некотором царстве, в некотором государстве…), которые обогащают речь ребенка, органично вплетаясь в нее.  Воспитатель не только произносит  авторский текст от лица персонажей, но и является посредником между детьми и персонажами.

Среди задач программы «Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокиной мы выделили те, которые решают речевое развитие детей:

  • Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, явлений, признаков;
  • Совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу;
  • Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру общения в пересказывании  содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения;
  • Учить составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукольных персонажей;
  • Побуждать сочинять сказки, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные;
  • Поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию.

Сегодня мы с вами постараемся определить степень использования театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка, уровень Ваших знаний и представлений о театрализованной деятельности, а также уровень творческих способностей каждого из Вас, умение работать в команде.   Наш педсовет сегодня мы проводим с элементами деловой игры.

  1. Выбор членов жюри на основе предложений педагогов.  Распределение  команд производится с  помощью цветных карточек-фишек (2 цвета), которые вручаются педагогам в начале педсовета, чтобы  равномерно распределить педагогов.

  1. Деловая игра.
  1. БЛИЦТУРНИР:

Задание 1: «Расположи задачи в порядке возрастания».

Правила игры: команды должны   по содержанию программных задач  (на карточках)  определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.

  • Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл.гр.
  • Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный  словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.).  Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл.гр.
  • Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.).  Привлекать  внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.
  • Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной  окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст.дошк.возраста.

  1. Блицтурнир.

 Задание 2: «Методы и приемы по обогащению словаря»:

Команды выбирают виды методов и подбирают к ним   приемы работы с детьми, рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.

  • Словесный: 1. Чтение произведений.

2. Вопросы к детям по содержанию произведений.

3. пересказ произведения.

4. Заучивание наизусть.

5. Выразительное чтение.

6. Беседа по произведению.

7. Прослушивание грамзаписи.

8. Рассказывание сказок, литературных произведений.

  • Практический: 1. Элементы инсценировки.

2. Игры-драматизации.

3. Дидактические игры.

4. Театрализованные игры.

5. Использование разных видов театра.

6. Игровая деятельность.

  • Наглядный: 1. Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

2.  Элементы инсценировки.

3. Движение пальцами, руками.

4. Схемы.

5. Алгоритмы.

6. Просмотр видеофильмов, диафильмов.

7. Оформление выставки кукольных театров.

  1. СЛОВЕСНЫЙ ТУРНИР:

Задание 3: «Пословица неспроста молвится»:

Назвать пословицы, в которых есть число «семь».

Возможные ответы:

  • Беда семь бед приводит.
  • Лук от семи недуг.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Один пашет, семеро руками машут.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • Прожил семь лет – нажил семь бед.
  • Семеро одного не ждут.
  • За семь верст киселя хлебать.

  1. Умники и умницы.

Задание 4: Решение педагогического кроссворда.

 

Каждая из команд на скорость отгадывает  педагогический кроссворд, вписывая их  в клетки. Выигрывает та команда, которая быстрее решит кроссворд.

По горизонтали:

  1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (ответ: сказка).
  2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (ответ: поговорка).
  3. Устное народное творчество, народная мудрость. (Ответ: фольклор).
  4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково).
  5. Короткая, из двух или четырех  строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом. (Ответ: частушка).

По вертикали:

1. инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека).

2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина).

3.  Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка).

4. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит).

5. «Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: Хохлома).

6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор).

З

С

К

А

З

К

А

К

Х

Г

П

О

Г

О

В

О

Р

К

А

²Б

А

Л

Х

¹С

Ы

Д

О

Л

У

Т  

³Ф

О

Л

Ь

К

Л

О

Р

О

З

Е  

И

А

И

Д

Ы

М

К

О

В

О

К

Н

Т

А

Р

5.Ч

А

С

Т

У

Ш

К

А

  1. ВИКТОРИНА:

Задание 5: «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка».

Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:

  • Катилася торба с высокого горба. В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница. С кем хочешь поделиться? Говори поскорей, не задерживай добрых людей.  
  • Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи,

Хлеба – каравай, хоть весь день поливай!  

  • Жил-был царь. У  царя был кол, на колу – мочало, его ветром качало. Не начать ли сказочку сначала?  
  • Что возьмешь? Ниточку или иголочку? Сахару кусочек или красненький платочек?  
  • Смелость города берет
  • На всякое хотенье есть терпенье.  
  • Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила.  
  • В брюхе – баня, в носу – решето, всего одна рука, да и та на спине.  

  1. ВИКТОРИНА:

Задание 6: «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают».

Угадать современное значение старославянских слов:

  • Кружлявый (прыщявый, кудрявый – правильный ответ, веснушчатый).
  • Уварахтаться (испачкаться – правильный ответ, укутаться, заблудиться).
  • Остолопиться (сердиться, упрямиться, растеряться – правильный ответ).
  • Встреснуться (влюбиться, спохватиться – правильный ответ, встряхнуться).
  • Елдаечки (пшеничные лепешки – правильный ответ, старинные женские украшения, качели).

  1. ЭКСПРЕСС-ОПРОС:

Задание 7: «Назови  (виды  театров для обогащения словаря детей, известных артистов  театра, автора и основателя кукольного театра и др.)».

  1. Назови виды театра:
  • Кукольный театр: - настольный, плоскостной, конусный, на фланелеграфе, театр пяти пальчиков, на гапите, театр с «живой рукой», театр перчаток, театр резиновой игрушки, театр мягкой игрушки, театр марионеток, театр теневой, театр верховых кукол.
  • Драматический театр,  театр юного зрителя.
  • Оперный театр, театр  оперетты.
  • Балет, театр эстрадного танца, народного танца, танца разных народов и др.
  • Театр музыкальной комедии, театр варьете, театр пантомимы,;
  • Народный балаганный театр, цирк, шапито..

2. Назови автора и основателя  детского кукольного театра (Сергей Образцов).

3. Назови известных артистов театра.

  1. Аукцион методических находок:

Покажите использование кукольного театра для обогащения словаря детей.

Воспитатели, используя виды кукольного театра, размещенные на столах, должны проиллюстрировать приемы обогащения словаря детей разных возрастных групп (ранний возраст, младший, средний и старший дошкольный возраст).

Театры:   театр би-ба-бо, на гапите, верховой театр, перчаточный и др.

  1. Аукцион методических находок:

Использование дидактической игры для обогащения словаря детей.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников

Все присутствующие на педагогическом совете педагоги представляют использование одной из дидактических игр по познавательному развитию (например, д/и «Накорми зверят») для обогащения словаря (какие программные задачи по речевому развитию она может решать):

  1. Лексические темы: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы…
  2. Формирование лексико-грамматического строя:
  • Употребление относительных прилагательных,
  • Согласование числительных с существительными (1 морковка, 2 морковки, 5 морковок…),
  • Употребление притяжательных прилагательных (чей хвост?),
  • Употребление уменьшительных ласкательных,
  • Образование детенышей животных,
  • Употребление существительных ед. и мн.числа,
  • Употребление существительных в Р.п. (не стало кого?),
  • Употребление падежей …

2. Познавательные задачи: узнай и назови, где живет, чем питается, детеныши, как передвигается, как кричит, внешний вид, какого цвета, какой формы туловище, может ли жить в других климатических зонах, почему не может…

3. Развитие логики, умение находить причинно-следственные связи (например,  заяц  прыгает потому, что у него задние лапы длиннее).

3.11. Подведение итогов деловой игры между командами. Участники игры подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Председатель жюри освещает итоги и команду-победителя  деловой игры.

  1. Рефлексия: Оценка своего участия в педсовете.

- Этот педсовет принес пользу;

- получили удовлетворение от такого рода деятельности;

- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, свои знания, соотнести ее с деятельностью и знаниями коллег;

- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;

- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

  1. Состояние работы по обогащению словаря детей  ДОУ (справка по итогам тематической проверки).
  2.  Итоги конкурса предметно-развивающей речевой среды в группах.
  3. Подведение итогов педсовета.

Ведущий:  Уважаемые коллеги, на этом наш педагогический совет завершен. Все педагоги показали себя с новой стороны, активными и творческими личностями, осведомленными в  вопросах   речевого развития детей и умеющие применять  их на практике, умеющими работать коллективно и в то же время показать свою индивидуальность, креативность и творчество. По результатам проведенной работы принимаются следующие решения: 

  1. Активизировать работу по обогащению словаря детей через использование театрализованной деятельности.
  2. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки (…).
  3. Победителям конкурса на лучшее оформление предметно-речевой среды в группах ДОУ вручить свидетельства  с  их  материальным поощрением (см. Положение о конкурсе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...