"Формирование доброжелательных взаимоотношений детей 5-6 лет"
статья на тему

 

 

 

 

 

Опыт работы

 «Формирование

доброжелательных взаимоотношений детей  5-6 лет»

 

 

 

 

 

Воспитатель

Дубровная Л.А.

 

 

 

 

 

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка.  В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь педагогам при организации воспитательной работы с дошкольниками. Изучение  разных форм взаимоотношений ребенка с другими детьми актуально и для совершенствования семейного воспитания. От родителей требуется особое внимание к организации достаточных по количеству  и адекватных по качеству контактов со сверстниками.

Изучению взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я.Л. Коменского, А.В. Киричука, Л.В.Артемовой, К.Я. Вольцис, а так же ряд исследований, выполненных под руководством Л.И.Уманского, А.А. Бодаева, А.В. Петровского и других.

Особенностью развития ребенка  дошкольного возраста является опосредование всех его отношений с окружающим миром, а также его общения со сверстниками отношениями, которые у него устанавливаются с близкими ему взрослыми. На это указывали многие исследователи (А.Н. Лентьев, Л.И.Божович, М.В. Кистяковская, М.И.Лисина и др.)

Н.К. Крупская неоднократно указывала, что с «самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, дели свои радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы эта совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, «ярче».

Эти взгляды Н.К. Крупской были положены в основу исследований А.П.Усовой. В своих работах она говорит о значении различных видов игры детей – дошкольников  в формировании «детского общества» - коллектива сверстников, в котором ребенок приобретает социальный опыт общения, необходимые для формирования «качества общественности».

Наша работа посвящена развитию взаимоотношений дошкольников со сверстниками. В ней представлена небольшая часть обширных исследований, выполненных   С.В. Корницкой, Л.М. Царегородцевой, Р.К. Терещук, Е.О. Смирновой, М.А. Панфиловой, С.Ю. Мещерековой – Замогильной, Т.А. Репиной. У ребенка дошкольного возраста появляется, а затем все более усиливается стремление  к общению с другими детьми. Общение с ними составляет сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая очень важна для детей, они сами остро это ощущают и выражают. Однако и сами взаимоотношения ребенка со сверстниками, и их значение для общего психического развития для общего психического развития детей изучены намного меньше, чем взаимоотношения со взрослыми.

Задачей нашей работы состоят в следующем:

  • Изучить особенности формирования взаимоотношений дошкольников в онтогенезе.
  • Выявить закономерности отношений, складывающихся между детьми старшего дошкольного возраста.
  • Разработать программу по оптимизации общения в рамках старшей группы детского сада.
  • Составить рекомендации по формированию положительных  взаимоотношений для старших дошкольников.

 

 

 

 

 

Общее понятие об общении

Общение – одна из форм человеческого взаимопонимания, благодаря которой, люди, как физически, так и духовно творят друг друга. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может существовать без взаимоотношения с другими людьми: человек – социальное существо.

Люди общаются друг с другом по поводу своей деятельности. Они обмениваются опытом, представлением о мире, воспоминаниями и планами на будущее, ценностными ориентациями. Каждый поступок одного человека по отношению к другому носит нравственный характер. Отношение к вещам, к предметам, созданным человеческой культурой, по существу отражает уровень нравственного развития людей, характер их взаимоотношений.

Всякий человек стремится к счастью – состоянию, которое соответствует внутренней удовлетворенности своей жизнью. Счастье переживается только рядом с другими людьми и вместе с другими людьми. Без взаимоотношений с людьми, занимаясь самим собой, человек только в редких случаях, и отнюдь не с пользойдля себя и других удовлетворяет свое стремление к счастью

 

 

Особенности развития взаимоотношений в группе дошкольников

Взаимоотношения, складывающиеся между детьми, являются продуктом коммуникативной деятельности и выражаются в системе связей, устанавливающихся между партнерами. В зависимости от характера общения партнеров их взаимоотношения могут быть качественно различными. Различные системы связей – частые виды взаимоотношений. В соответствии с формами общения можно выделить аффективно – личностные, деловые (практические), информационно – познавательные связи.

С.Ю. Мещерякова – Залючильная установила, что первым видом взаимоотношений ребенка и окружающих выступает система аффективно – личностных связей с близкимивзрослыми, возникающая в процессе ситуативно личностного общения в первом полугодиижизни младенца, они проявляются как бы в чистом виде, ибо в этот период общения ребенка со взрослыми ограничивается лишь обменом положительными эмоциями. Аффективные связи ребенка с окружающими взрослыми имеют различную силу, могут быть поверхностными или глубокими и прочными. Возникая в рамках ситуативно – личностного общения, эти связи продолжают функционировать и в дальнейшем, претерпевая изменения, включаясь в новые, более сложные взаимоотношения. Их значение в жизни детей непреходящее. Так, враннем возрасте, когда появляются разнообразные виды делового сотрудничества ребенка со взрослыми, аффективные связи между ними не исчезают – они лишь преобразуются, теряют прежнее значение и перестраиваются в соответствии с новым типом взаимоотношений партнеров .

По мере взросления детей расширяется круг их общения: в него вовлекаются знакомые, соседи, воспитатели, а также сверстники. Однако далеко не ко всем ребенок проявляетизбирательнуюпривязанность. Предпочтения в этой области определяются потребностями коммуникативного характера.

С.В. Корницкаяразработала три программы взаимодействия взрослогос ребенком, представляющие собойтрех формобщения:

1. ситуативно – личностного (эмоционального), удовлетворяющего потребность детей в доброжелательном внимании взрослого;

2. ситуативно – делового, удовлетворяющего потребность всотрудничестве со взрослым;

3. внеситуативного, удовлетворяющего потребностьдетей в движении, взаимопонимании и сопереживании со взрослым.

У младенцев, по данным Л.М. Царегородцевой, наблюдаются исберательные отношения к некоторым сверстникам . однако указанная избирательность основана на диагностических характеристиках ребенка ипорождается потребностями во впечатлениях и активном функционировании. Такого рода предпочтения не связаны с общением и не могут считаться показателями избирательной привязанности к сверстникам, но, возможно, они являютсяпредпосылкой дляее становления.

Развитие избирательных привязанностейк сверстнику в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) изучалось Е.О. Смитновой.

Методики, используемые Е.О. Смирновой и С.В. Корницкой, во многом похожи. С детьми проводились 20 занятий по трем различным программам, а также контрольные пробы, выявляющие отношения испытуемогок своим партнерам.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 22 села Успенского

Опыт работы

 «Формирование

доброжелательных взаимоотношений детей  5-6 лет»

Воспитатель

Дубровная Л.А.

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка.  В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь педагогам при организации воспитательной работы с дошкольниками. Изучение  разных форм взаимоотношений ребенка с другими детьми актуально и для совершенствования семейного воспитания. От родителей требуется особое внимание к организации достаточных по количеству  и адекватных по качеству контактов со сверстниками.

Изучению взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я.Л. Коменского, А.В. Киричука, Л.В.Артемовой, К.Я. Вольцис, а так же ряд исследований, выполненных под руководством Л.И.Уманского, А.А. Бодаева, А.В. Петровского и других.

Особенностью развития ребенка  дошкольного возраста является опосредование всех его отношений с окружающим миром, а также его общения со сверстниками отношениями, которые у него устанавливаются с близкими ему взрослыми. На это указывали многие исследователи (А.Н. Лентьев, Л.И.Божович, М.В. Кистяковская, М.И.Лисина и др.)

Н.К. Крупская неоднократно указывала, что с «самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, дели свои радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы эта совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, «ярче».

Эти взгляды Н.К. Крупской были положены в основу исследований А.П.Усовой. В своих работах она говорит о значении различных видов игры детей – дошкольников  в формировании «детского общества» - коллектива сверстников, в котором ребенок приобретает социальный опыт общения, необходимые для формирования «качества общественности».

Наша работа посвящена развитию взаимоотношений дошкольников со сверстниками. В ней представлена небольшая часть обширных исследований, выполненных   С.В. Корницкой, Л.М. Царегородцевой, Р.К. Терещук, Е.О. Смирновой, М.А. Панфиловой, С.Ю. Мещерековой – Замогильной, Т.А. Репиной. У ребенка дошкольного возраста появляется, а затем все более усиливается стремление  к общению с другими детьми. Общение с ними составляет сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая очень важна для детей, они сами остро это ощущают и выражают. Однако и сами взаимоотношения ребенка со сверстниками, и их значение для общего психического развития для общего психического развития детей изучены намного меньше, чем взаимоотношения со взрослыми.

Задачей нашей работы состоят в следующем:

  • Изучить особенности формирования взаимоотношений дошкольников в онтогенезе.
  • Выявить закономерности отношений, складывающихся между детьми старшего дошкольного возраста.
  • Разработать программу по оптимизации общения в рамках старшей группы детского сада.
  • Составить рекомендации по формированию положительных  взаимоотношений для старших дошкольников.

Общее понятие об общении

Общение – одна из форм человеческого взаимопонимания, благодаря которой, люди, как физически, так и духовно творят друг друга. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может существовать без взаимоотношения с другими людьми: человек – социальное существо.

 Люди общаются друг с другом по поводу своей деятельности. Они обмениваются опытом, представлением о мире, воспоминаниями и планами на будущее, ценностными ориентациями. Каждый поступок одного человека по отношению к другому носит нравственный характер. Отношение к вещам, к предметам, созданным человеческой культурой, по существу отражает уровень нравственного развития людей, характер их взаимоотношений.

Всякий человек стремится к счастью – состоянию, которое соответствует внутренней удовлетворенности своей жизнью. Счастье переживается только рядом с другими людьми и вместе с другими людьми. Без взаимоотношений с людьми, занимаясь самим собой, человек только в редких случаях, и отнюдь не с пользой  для себя и других удовлетворяет свое стремление к счастью

Особенности развития взаимоотношений в группе дошкольников

Взаимоотношения, складывающиеся между детьми, являются продуктом коммуникативной деятельности и выражаются в системе связей, устанавливающихся между партнерами. В зависимости от характера общения партнеров их взаимоотношения могут быть качественно различными. Различные системы связей – частые виды взаимоотношений. В соответствии с формами общения можно выделить аффективно – личностные, деловые (практические), информационно – познавательные связи.

С.Ю. Мещерякова – Залючильная установила, что первым видом взаимоотношений ребенка и окружающих выступает система аффективно – личностных связей с близкими  взрослыми, возникающая в процессе ситуативно личностного общения в первом полугодии  жизни младенца, они проявляются как бы в чистом виде, ибо в этот период общения ребенка со взрослыми ограничивается лишь обменом положительными эмоциями. Аффективные связи ребенка с окружающими взрослыми имеют различную силу, могут быть поверхностными или глубокими и прочными.  Возникая в рамках ситуативно – личностного общения, эти связи продолжают функционировать и в дальнейшем, претерпевая изменения, включаясь  в новые, более сложные взаимоотношения. Их значение в жизни детей непреходящее. Так, в  раннем возрасте, когда появляются разнообразные виды делового сотрудничества ребенка со взрослыми, аффективные связи между ними не исчезают – они лишь преобразуются, теряют прежнее значение и перестраиваются в соответствии с новым типом взаимоотношений партнеров .

По мере взросления детей расширяется круг их общения: в него вовлекаются знакомые, соседи, воспитатели, а также сверстники. Однако далеко не ко всем ребенок проявляет  избирательную  привязанность. Предпочтения в этой области определяются потребностями коммуникативного характера.

С.В. Корницкая  разработала три программы взаимодействия взрослого  с ребенком, представляющие собой  трех форм  общения:

1. ситуативно – личностного (эмоционального), удовлетворяющего потребность детей в доброжелательном внимании взрослого;

2. ситуативно – делового, удовлетворяющего потребность в  сотрудничестве со взрослым;

3. внеситуативного, удовлетворяющего потребность  детей в движении, взаимопонимании и сопереживании со взрослым.

У младенцев, по данным Л.М. Царегородцевой, наблюдаются исберательные отношения к некоторым сверстникам . однако указанная избирательность основана на диагностических характеристиках ребенка и  порождается потребностями во впечатлениях и активном функционировании. Такого рода предпочтения не связаны с общением и не могут считаться показателями избирательной привязанности к сверстникам, но, возможно, они являются  предпосылкой для  ее становления.

Развитие избирательных привязанностей  к сверстнику в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) изучалось Е.О. Смитновой.

Методики, используемые Е.О. Смирновой и С.В. Корницкой, во многом похожи. С детьми проводились 20 занятий по трем различным программам, а также контрольные пробы, выявляющие отношения испытуемого  к своим партнерам. стр 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на формирование доброжелательных взаимоотношений среди свертников. Описание опыта работы по этой проблеме....

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на  формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Описание опыта работы....

Формирование доброжелательных взаимоотношений в процессе игры

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно м...

Система игр, направленных на формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленная поэтапная система игр, авторами которой являются доктор психологических наук Е. О. Смирнова и кандидат психологических наук В.М. Холмогорова,  имеет главную цель: формирование общн...

Мастер-класс «Формирование доброжелательных взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование доброжелательных взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность....

Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...

Консультация для родителей " Формирование доброжелательных взаимоотношений детей с окружающими"

Дошкольный возраст - период, когда в ребёнке закладываются нравственные основы характера. Общительность, сердечность, отзывчивость, готовность помочь товарищам в беде - все эти качества в ребёнк...