Особенности формирования грамотной фразы у дошкольников
статья на тему

Основной причиной, как мне кажется, является изменение основ общения в современном мире. Появление телевидения, компьютеров, мобильных телефонов привели к изменению восприятия информации. Просматривая телепередачи, ребенок получает информацию пассивно. Компьютерные игры развивают определенные способности, но осуществляются в режиме «молчания». Сейчас уже первоклассники общаются с ровесниками в КОНТАКТЕ. Они ведут «молчаливый» диалог. Общение по мобильному телефону предполагает сворачивание фразы, мы общаемся « короткой строкой». Живая речь остается невостребованной. Родители почти не разговаривают с детьми, друг с другом. Детям перестали читать книги. Они не знают сказок, стихов Маршака, Чуковского, Михалкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Особенности формирования грамотной фразы у дошкольников

 В  настоящее время  значительно выросла доля детей с общим недоразвитием речи. Увеличилось количество детей с диагнозом: лексико-грамматическое недоразвитие речи. Эти речевые нарушения  предполагают недоразвитие лексико-грамматических компонентов языка, отсутствие  сформированной фразы, и, как следствие, слабо развитую связную речь. Но, если причиной первого диагноза, как правило, является  поражение ЦНС, то второй диагноз чаще возникает в результате педагогической запущенности.  Принято считать, что педагогическая запущенность свойственна детям из неблагополучных семей. Однако, при сборе анамнестических данных и беседе с родителями, выясняется, что значительная часть таких детей проживают с родителями, имеющими высшее образование, в  полной, вполне благополучной семье.

Основной причиной, как мне кажется, является изменение основ общения в современном мире. Появление телевидения, компьютеров, мобильных телефонов привели к изменению восприятия информации. Просматривая телепередачи, ребенок получает информацию пассивно. Компьютерные игры развивают определенные способности, но осуществляются в режиме «молчания». Сейчас уже первоклассники общаются с ровесниками в КОНТАКТЕ. Они ведут «молчаливый» диалог. Общение по мобильному телефону предполагает сворачивание фразы, мы общаемся « короткой строкой». Живая речь остается невостребованной. Родители почти не разговаривают с детьми, друг с другом. Детям перестали читать книги. Они не знают сказок, стихов Маршака, Чуковского, Михалкова.

Каким образом может развиваться речь ребенка? Ведь для ее развития нужны определенные условия.

Правильно организованное общение в семье – основное условие для развития грамотной фразы.

1.  Ребенок должен иметь образец правильной речи родителей.

2. С ребенком с пеленок   должны  разговаривать, объясняя  назначение предметов, суть явлений. В этом случае происходит накопление словаря,     усвоение грамматических категорий частей речи.

3.  Ребенку необходимо много читать, рассказывать. Благодаря знакомству с литературными произведениями малыш  получает образец литературного языка, опыт красивого, правильного построения фразы.

4. Полезными будут и развивающие игры,  различные упражнения, накапливающие словарь, способствующие  на элементарном уровне формированию грамматических категорий.

 

При соблюдении выше перечисленных условий мы получим ребенка с

хорошей грамотной фразой.

 

Что предполагает понятие «грамотная фраза»?

1. Подбор нужных, для выражения определенной мысли, слов. (Для этого ребенок должен иметь значительный пассивный и развитый активный словарь.)

2. Умение выстроить слова в определенном порядке.

3. Понимание и грамотное использование связей между частями речи.

4. Понимание и уместное использование предлогов и союзов.

5. Знание  грамматических категорий частей речи.

Формирование фразы процесс длительный, постепенный. Начинается он с оного года трех месяцев и заканчивается в возрасте семи лет. В этих возрастных границах формируется грамматический строй речи. Фраза из примитивного простого предложения, состоящего из аморфных слов-корней, превращается в сложное предложение, включающее предлоги и союзы.

Следует помнить, что работа по формированию грамотной фразы должна выстраиваться с учетом последовательности развития речи в онтогенезе.

     От этого зависит ее результативность.

-  Необходимо учитывать нежелание детей – логопатов общаться развернутой фразой. Они предпочитают однословные ответы. Важно побуждать их к речевому общению на всех занятиях и в быту. (Оречевление  действий)

-  Желательно перевести пассивное восприятие в активное, дать ребенку право выбора, возможность подключить к работе все анализаторы. Желательна работа в специальных тетрадях.

 - Следует выбирать понятные, доступные для понимания дошкольника символы и формулировки.

-   Занятия должны быть регулярными.

Всю работу по формированию связной речи условно можно поделить на пять этапов. Двигаясь от первого этапа к следующему, ребенок будет совершенствовать навыки построения предложения.

1 этап.   Закрепление умения составлять простое двусоставное предложение.

Знакомство с грамматическими категориями существительного и глагола.

2 этап.   Формирование и закрепление умения составлять предложения из нескольких слов. Закрепление владения падежными окончаниями существительного. Знакомство с грамматическими категориями прилагательного. Знакомство с простыми предлогами и закрепление их употребления в речи.

3 этап.  Формирования умения составлять сложные предложения. Закрепление всех видов связей.

4. этап. Развитие повествовательной формы речи. Рассказывание  знакомых историй и сказок.

5. этап.  Развитие самостоятельной творческой речи. Сочинение и рассказывание сказок и историй.

Краткая характеристика первого этапа. ( по авторскому пособию  «Игры для формирование грамотной фразы у дошкольников»)

С первых дней жизни ребенок знакомится с предметным миром. Он учится понимать, что у каждого предмета есть свое название. Эти названия придумали древние люди. Ребенок тоже может поупражняться в самостоятельном придумывании названий для тех или иных предметов.           ( Игры 1,2)

Далее можно закрепить знания детей об одушевленности  и неодушевленности предметов. Ребенок учится различать «живые» и « неживые предметы», правильно спрашивать про них. (Кто это?, что это?)        ( Игры 3-5).

Следующий шаг – образование формы множественного числа существительного. ( Игры « Поле чудес» и « Чудо дерево»  № 6-7) .

Следует помнить, что взрослые должны управлять творческим процессом, побуждая ребенка оречевлять свои действия.

Игра 8 « Прогулка в лесу» - закрепляющая. Она позволяет проверить усвоение категории одушевленности  и множественного числа существительного.

Игра 9. Закрепляет умение ребенка различать предметы сходные по функциям, но имеющие разные названия. Закрепляет навык составления простого предложения.

Игры «Жили - были Гном и Гномик» и « Украсим елочку» учат ребенка различать большие и маленькие предметы и называть их ласково, используя уменьшительно-ласкательную форму существительного. Продолжается  закрепление умения использовать развернутую фразу.

Игра 12. Знакомит детей с категорией рода. Понятие принадлежности существительного к роду воспринимается детьми с трудом, поэтому приходится заменять привычные термины   доступными символами.

В игре «Кто тяжелее?»(13) дети сравнивают оттенки значений существительных, учатся образовывать слова, используя суффиксы.

Раздел « Все предметы совершают действия» начинается с игры « Что делают предметы?»

Дети знакомятся с символами основных действий, учатся устанавливать связи между предметом и его действием, запоминают схему простого предложения, упражняются в его составлении.

Игры « Что делал? Что делала?» и « Кто что делал, расскажи…»(15-16)

закрепляют умение согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде и числе, учат задавать вопрос и грамотно отвечать на него.

Игра 17. «Сочиним стихотворение » обогащает словарь ребенка новыми глаголами. А игра « Едем, плаваем, летаем» подводит ребенка к пониманию того. Что предметы могут объединяться в группы по способу передвижения, закрепляет умение составлять предложение по заданной схеме и знакомит с глаголами настоящего и прошедшего времени.

Игра 19. Знакомит с глаголами совершенного и несовершенного вида,  способствует формированию нового типа фразы с использованием личного местоимения.

Игра 20. Пополняет словарь новыми глаголами, связанными с профессиями людей, подводит ребенка к необходимости распространения предложения.

Игра 21. «Что происходит в доме?» (итоговая).  Предоставляет ребенку возможность проверить себя, а взрослому проконтролировать, способен ли малыш грамотно составить предложение по данной схеме.

 

Краткая характеристика второго этапа обучения построению фразы.

Игра 22. «Помощница». Позволяет ребенку понять, что действие одного предмета (объекта) направлено на другой предмет (объект). Помогает грамотно установить связи, увеличить состав предложения за счет дополнения (усложняется схема предложения).

Игра 23. В этой игре ребенок самостоятельно выбирает глагол и определяет объект воздействия. Игра формирует понятие  о главном и зависимом словах.

Игры 24-25. Закрепляют знание ребенка о главных и зависимых словах, учат исправлять ошибки, а значит – анализировать предложение. Развивают навык употребления в речи существительных в винительном падеже (окончания).

Игры 26-29. Упражняют детей в составлении распространенного предложения и закрепляют умение правильно употреблять в речи окончания винительного, дательного, творительного и предложного падежей существительных.

Игры 30-33. Знакомят детей со словами-предлогами, учат понимать условное обозначение (символ) предлога, различать предлоги по значению, позволяют понять место и значение предлога в предложении.

Игры 34-42. Ребенок знакомиться со словами,  обозначающими качество предмета, учиться узнавать эти слова, понимать их значение в предложении, правильно подбирать вопросы к прилагательному.

Игры 43-44 являются закрепляющими и позволяют проверить усвоение материала.

 

Краткая характеристика третьего этапа обучения построению фразы. 

 

Основной задачей этого этапа работы будет  усвоение и закрепление конструкции сложносочиненного предложения с союзами: И, А, НО, и сложноподчиненного предложения с союзами  ЧТОБЫ,  ПОТОМУ ЧТО.

Вторая задача заключается в совершенствовании всех видов связей в предложении.

Важно, чтобы ребенок понял, что сложное предложение состоит из простых, которые надо грамотно соединить (связать) друг с другом.  Слово « союз»  в предлагаемых играх и упражнениях  заменено более доступным понятием « соединяющие слова». Этот термин  указывает  лишь на соединяющую функцию союзов.

В игре 45 - « Непростые узелки» ребенок овладевает приемом  соединения двух простых предложений в сложное, знакомиться с   « соединяющими словами» И, А, Но. Использование однотипных предложений и разных союзов помогают ребенку уловить  смысловую разницу образованных сложных предложений.

Игра 46 « Солнышко проснулось» -  представляет собой легкий вариант закрепления конструкции сложносочиненного предложения с союзом «И», так как имеет готовую первую часть  предложения, на которую малыш может опереться.

Игры (47, 48) « У меня и у тебя», « Чудо - снежинка» - помогают ребенку уловить смысловую  нагрузку союза «И», которую он передает  всему предложению, соединяя части, включающие нечто одинаковое, общее; или разное , но представляющее собой причину и следствие .

Игры 49,50 « С днем рождения » и «О чем расскажут облака» - знакомят детей с союзом « А» и его ролью в конструкции сложносочиненного предложения.

Игра 51 « Шел дождь…» - позволяет овладеть  конструкцией сложного предложения с союзом «Но», с опорой на готовую часть предложения. Игра 52 «С горки на горку»- усложняет ребенку речевую задачу.

Игры53 – 56 «Сложи пазлы», «Что отразилось в пузырях…», « Паровозы мчаться…», « Построй мостики» - ребенок упражняется в построении сложносочиненного предложения и самостоятельном подборе « соединяющего слова», дифференцируя союзы.

Игры  57 - 58 « Какие предметы  нужны?», « Подарки волшебника Гудвина»- знакомят детей с конструкцией сложноподчиненного предложения и союзом «ЧТОБЫ».

Игры 59 - 62 « Поросенок Почемучка», « Почему так назвали гномов?», «Вишенка к вишенке», « Почему так случилось?»- упражняют ребенка в построении конструкции сложноподчиненного предложения с союзом           « Потому что», учат понимать его значение и правильно соединять части предложения.  

Игра  63 «Упрямая лошадка» - является закрепляющей.

Детям предлагается составить маленький рассказ из сложных предложений с различными  «соединяющими словами».

Думаю, что педагоги, которых интересует данная проблема, имеют  свои творческие разработки и всегда смогут дополнить  предлагаемый материал. Учитывая  достаточно обширную литературу по обучению  детей рассказыванию, считаю нецелесообразным освещать четвертый и пятый этапы работы по развитию связной речи, так как эти этапы достаточно хорошо разработаны и известны.           

Составила:ст.воспитатель Садовская Л.И. 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

Особенности формирования межличностных отношений ребенка дошкольника

Формирование межличностных отношений старших дошкольников Проблема развития межличностных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научны...

Особенности формирования межличностных отношений ребенка дошкольника

Формирование межличностных отношений старших дошкольников Проблема развития межличностных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научны...

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников.

В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у  дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к то...