Значение художественно-эстетического воспитания в развитии творческой личности (Консультация для воспитателей)
консультация (старшая группа) на тему

Янгулова Елена Борисовна

В консультации отражается значение художественно-эстетического воспитания в развитии творческой личеости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии творческой личности

(Консультация для воспитателей)

воспитатель: Янгулова Е.Б.

МБДОУ «Д/с № 40»

г. Ачинск

2015 г.

        В наш прагматический век преобладают материальные ценности – деньги, машины, яхты, высокооплачиваемые должности, карьера и т.д., т.е. то, что сейчас определяет социальный статус человека и уровень его доходов. В погоне за прибылью, в конкурентной борьбе и  в желании разбогатеть всеми правдами и неправдами   духовный мир и духовная жизнь человека отходит на задний план: человек перестаёт видеть прекрасное  в природе, в искусстве и  в жизни, не желает замечать духовные ценности. А порой у него на это не хватает времени, он  смотрит на всё с точки зрения получения материальной выгоды. Но так не может продолжаться вечно, время требует другого отношения к миру, природе и человеку. В связи с этим возрастает роль воспитания, которое будет нацелено, прежде всего, на формирование духовных ценностей у подрастающего поколения. Н. Е. Щуркова в своей  книге «Нежная педагогика» (2005) подчёркивает, что в настоящее время происходят «поиски нового направления воспитания в изменяющейся жизни, а  с середины 90-х годов XX века вспыхивали новые названия для создаваемых новых теорий».Возможно, что все эти новые направления и теории  будут в какой-то мере  способствовать формированию духовных ценностей у  детей, но, предлагая новое,  нельзя отказываться от традиционных видов воспитания, которые существовали ещё в древнем мире, например, эстетическое воспитание. Ведь не даром говорится, что новое – это хорошо забытое старое.

        Обратимся к определению эстетического воспитания, в «Педагогической энциклопедии» (1968) оно трактуется как «целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие её способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства».

        В «Кратком терминологическом словаре. Пластические искусства» (1995) эстетическое воспитание определяется как «целенаправленное формирование в обществе, особенно у детей и молодёжи, художественного творческого отношения к миру, развитие чувств, фантазии, способности, как воспринимать красоту, так и творить её».

        Среди российских педагогов, которые занимались проблемой эстетического воспитания, можно выделить В. А. Сухомлинского. В своих теоретических работах и в профессиональной педагогической  деятельности он уделял  самое пристальное внимание  эстетическому воспитанию детей. Он писал, что эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребёнка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества. Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира (природе, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в себе. В другой своей книге «Рождение гражданина» (1971)  он отмечал, что эстетическое воспитание начинается с культуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит  от культуры ощущений и восприятий.

        Другой российский педагог, В.А. Сластёнин, в учебниках по педагогике    посвящал целые главы эстетическому воспитанию.  Подчёркивая важность эстетического воспитания человека, он акцентировал своё  внимание на формировании эстетической культуры, определяя её как процесс целенаправленного развития способности личности к  полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

        По мнению профессора  Б. Т. Лихачёва, эстетическое   воспитание – это целенаправленный  процесс  формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты.

        А.Ф. Ахматов считал, что главная задача эстетического воспитания – научить учащихся чувствовать, понимать и создавать прекрасное,  как в жизни, человеческих отношениях, так и в искусстве. Именно красота, прекрасное  делает человека духовно богатым, он становится лучше, добрее, чище, благороднее.

        В.И. Андреев выделяет   Красоту, Прекрасное наряду с такими ценностями, как  Человек, Труд, Мир, Добро, Совесть, Истина.  Формирование  всех этих ценностей происходит  благодаря эстетическому воспитанию, но, к сожалению, в современных школах его возможности используются не в  полной мере. А ведь именно через эстетическое воспитание  у детей развиваются эстетические чувства, вкусы, идеалы, необходимые для их социализации и формирования лучших качеств личности. В процессе эстетического воспитания сформированный у детей эстетический вкус  помогает определять эстетическую ценность явлений, отличать прекрасное от безобразного.  Как известно, эстетический вкус не врожденная способность людей, он развивается   эстетическим окружением человека, эстетическим воспитанием, культурной средой. Большое воздействие на него оказывает восприятие произведений искусства и художественное творчество. Эстетический вкус выступает как важная особенность человеческой личности, характеризующая, насколько глубоко и всесторонне она постигает эстетические ценности жизни и искусства.

        В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «эстетическое воспитание неразрывно связано с формированием идейного облика личности, эстетического и нравственного идеала ребёнка, подростка, юноши и девушки».

        Таким образом, можно сделать вывод, что в современных образовательных организациях  необходимо уделять  больше внимания эстетическому воспитанию детей. Ведь ребёнку нужно учиться не только уметь преодолевать жизненные проблемы, быть самостоятельной, конкурентоспособной и целеустремлённой личностью, но и обладать эстетической культурой, благодаря которой духовные ценности будут преобладать  над  материальными, а жизнь будет более интересной и яркой.


Литература

 

1. Педагогическая энциклопедия / гл. ред.: И.А. Карпов, Ф.Н. Петров и др. – Т.4 – М.: Советская энциклопедия, 1968.- 912 столб. с  илл.

2. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М.: Пассим, 1994. – 160 с.  

3. Сухомлинский, В.А.:  Обобщение опыта учеб. – воспитат. работы в сред. школе. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 393с.

4. Щуркова, Н.Е.  Нежная педагогика.- М.: Педагогический поиск, 2005.- 160 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

30.01.2018 год. Сообщение для педагогов МДОУ «Сказка» на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников».

/к педсовету на тему «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»/ В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, ф...

Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению в рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский  ...

Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"

Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...

Значение художественно- эстетического воспитания в развитии дошкольников

Значение художественно- эстетического воспитания в развитии дошкольников...

«Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников».

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение ...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности.

Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтер...

Доклад «Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подх...