"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
статья на тему

 
 Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пчелина Л.В.

МДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка»,

г. Тамбов

Задержка психического развития – наиболее распространенная психическая проблема среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характеризуется лишь небольшим отставанием в развитии. Проблемы изучения детей с задержкой  психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер.  Ребенок с задержкой умственного развития отличается от остальных детей прежде всего быстрой истощаемостью. Особую трудность вызывают дети, у которых происходит недоразвитие двигательных или слуховых анализаторов, участвующих в формировании речи. Речь – ведущая форма общения и мышления. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы. Наиболее страдают у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Это неблагоприятно влияет на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Плохое развитие речи сказывается на всей познавательной деятельности ребенка. Но эта задержка может быть устранена.

Учеными доказано, что в дошкольном возрасте развитие речи и мышления напрямую связано с развитием руки. Речевые и двигательные центры расположены в мозгу рядом. Следовательно, быстрее и лучше будет происходить развитие ребенка, в том числе и его речь, чем лучше будет развита мелкая моторика рук. Поэтому в жизнь ребенка включать как можно больше игр и действий на мелкую моторику. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе. Уровень развития мелкой моторики рук –один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Я поставила перед собой задачу: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. Учитывая возраст детей – шестилеток, лучшим из методических приемов я посчитала игру. Известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля»_

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, развитие тонкой ручной координации. Игры могут, как индивидуальные, так и коллективные. В случае, когда ребенок с ЗПР по своему психическому состоянию не в силах выполнять действия игры вместе со всеми, игра проводится с ним индивидуально.

Кроме пальчиковой гимнастики в работу с детьми обязательно включаю работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги, вышивание, плетение. Работа с нитками очень разнообразна. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку чувство ритмичности, координировать работу рук. Кроме выше перечисленного, для развития моторики использую графические задания, которые выполняются в тетрадях, альбомах или отдельных листах. Графические задания заключаются в обводке контуров, лекал, штриховке в разных направлениях, дорисовывание недостающих деталей, раскрашивание картинок, копирование узоров, рисунков или работа в прописях. Систематическая работа в данном направлении позволяет совершенствовать зрительно- двигательную координацию, ориентировку в микропространстве, укрепить мелкую мускулатуру рук. Работа по развитию мелкой моторики рук с детьми с ЗПР должна носить индивидуальный подход с учетом характерных для каждого ребенка затруднений. Так как такие дети быстро утомляются, их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полгостью преодолена в дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики и координации рук позволяет  решить сразу две задачи: повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, а также помочь овладеть навыками письма, что в будующем поможет избежать многих проблем в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Они создаются взрослым специально в обучающих целях, когда обучение...

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Для детей с задержкой психического развития одним из актуальных вопросов является всестороннее развитие и коррекция нарушений. Именно конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельнос...

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...

РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМОДЕЛИРОВАНИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО      ВОЗРАСТА  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....

РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Для детей с задержкой психического развития одним из актуальных вопросов является всестороннее развитие и коррекция нарушений. Именно конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельнос...