Конспект итогового мероприятия "Мир осени"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Криушенкова  Екатерина Викторовна

Конспект итогового мероприятия по одной из базовых тем "Мир осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект мероприятия "Мир осени"31.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

итогового  мероприятия:  «Мир осени» в подготовительной  группе

Участники:

Воспитанники  подготовительной  логопедической группы, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель: расширять словарный запас, на основе ранее полученных сведений; закрепить знания о природе осенью, о жизни животных и птиц, о растениях;  развивать внимание, мышление, воображение, умение эмоционально реагировать на литературные и музыкальные произведения; воспитывать любовь к родной природе, умение слушать ответы сверстников, дополнять и анализировать ихСовершенствование взаимодействия между участниками образовательного процесса в решении поставленных задач.            

Место проведения:  спортивно-музыкальный зал.            

Предварительная работа:

Беседы об осенних изменениях в природе, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Ежедневные наблюдения за осенними изменениями в природе.

Дидактические игры.

Чтение художественной литературы осенней тематики, заучивание стихов об осени, отгадывание загадок.

Сюжетно-ролевые игры: «Заготовка солений и варений на зиму», «Овощной магазин», «Выставка картин», «Поездка в осенний лес».

Изготовление бус, гирлянд, декоративных тарелок из природного материала. Лепка по теме «Фрукты, овощи». Изготовление декоративных украшений осенней тематики. Рисование по теме «Осенний лес», «Гроздья рябины», «Осенний натюрморт».

Аттракционы, подвижные игры, спортивное развлечение «Осень».

Презентация «Осень»

Оборудование:  фортепиано, запись «Времена года»П.И.Чайковский, фонограмма муз. А.Петрова к к/ф «Служебный роман», запись муз. М.Леграна, мел. из к/ф «Шербургские зонтики», фонограмма «Шум леса»,  зонтики, 2 подноса, муляжи фруктов и овощей, карточки с цифрами, 2 ведерка, муляжи картофеля, корзинки, разноцветные  листики из картона по 2 на каждого, мяч, орехи, желуди, муляжи грибов; 3 корзинки, корзина с фруктами; мультимедийный  проектор, презентация «Осень»:

1 слайд  - осенний пейзаж;

2 слайд  - картинка ранней осени, звучит музыка «Сентябрь» П.И. Чайковского;
3 слайд  -  картинка середины осени, «Октябрь» П.И. Чайковского;
4 слайд  - картинка поздней осени, «Ноябрь» П.И. Чайковского;
5 слайд  - анимации  -  погодные явления поочередно (листопад, ветер, туман, первый снег, дождь),

6 слайд  - картинка осеннего леса;
7 слайд  - анимация – листья березы, рябины, осины, тополя, дуба ( поочередно);
8 слайд  - ваза с букетом из осенних листьев;
9 слайд  - грибы съедобные и мухомор;
10 слайд  - белка с орехами;
11 слайд - птицы перелетные и зимующие;

12 слайд - зимующие птицы;

13 слайд – анимация – улетает клин журавлей,  музыка  - курлыканье.

Ход развлечения:

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Румяные да улыбчивые! Все ль пришли, кто зван? Никто не опоздал? Пригласили мы вас сегодня  веселиться, играть, праздник отмечать. А вот какой праздник, вы должны угадать:
Урожай созревает,
Листья опадают,
Идут дожди,
Птицы улетают.
Когда это бывает?
Пусты поля,
Мокнет земля.
Дождь поливает, 
Когда это бывает?
Верно, осень. Быстро промчалось лето, как один день промелькнуло. И вот уж осень на пороге.

(на экране монитора – картина осени. Слайд №1)

Ведущий: Становитесь в круг скорей, да споём веселей!
Исполнение песни «Ах, какая осень!»

 муз. и сл. З. Роот.

(Музыкальный руководитель)

Ведущий: Каждый из вас знает, что у осени есть осенние месяцы. А вот сможете ли вы отгадать, о каком месяце идет речь? Звучит музыка П.И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» (фон).

Загадки (Воспитатель):

1 ребенок:

Опустел наш бедный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришел?(Сентябрь)

(на экране монитора – изображение сентябрьского пейзажа. Слайд №2)

Ведущий:  С какими осенними приметами мы еще можем встретиться в сентябре?

Ведущий: Следующая загадка.

2 ребенок:

Осень золотая

Погоди немножко

За леса и горы ты не уходи.

На тебе янтарные светятся сережки,

Золотые бусы блещут на груди.

Все мрачней лицо природы

Почернели огороды.

Оголяются леса

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?(Октябрь)

(на экране монитора – изображение октября. Слайд №3)

Ведущий: В октябре мы встречаемся с интересным явлением. Каким? Посмотрите на эту картинку и скажите. 

3 ребенок:

Опустел скворечник,

Улетели птицы.

Листья на деревьях

Тоже не сидят.

Целый день сегодня

Все летят, летят,

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.

Поле черно - бело стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало.

Льдом сковало воды рек.

В поле мерзнет озимь ржи,

Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)

(на экране монитора – изображение ноября. Слайд №4)

Ведущий: А давайте проверим, какие еще осенние явления природы вы знаете.

(На мониторе поочередно появляются отгадки в виде анимаций Слайд №5)

Загадки (Воспитатель):

Листья жёлтые кружатся,

Наземь ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот — каждый год.

Как он называется? (Листопад)

 Ведущий: быстро догадались, а еще отгадать сможете.

Я берёзку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)  

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Видно стало далеко. (Туман) 

В ноябре деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает,

А потом на травке тает. (Первый снег)

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи! (Дождь)

Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы можем прятаться от дождя под зонтиками.

Девочки исполняют «Танец с зонтиками»

 муз. А. Петрова к к/ф «Служебный роман» (А.И. Буренина Программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика»)

(Музыкальный руководитель)

Ведущий: Хоть осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то 
особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья
 и компоты. У меня их вон целый поднос.

Я попала в огород.
Овощей тут хоровод.
Отгадайте-ка, ребятки.
Что растет у вас на грядках?

Загадки (Воспитатель):

Без окошек, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло. (Свёкла) 

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это? (Горошек) 

Сидит старый дед, 

В золотую шубу одет. 

Кто его раздевает, 

Тот слёзы проливает. (Лук) 

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. (Капуста)

Посинели от жары. 
Синий мундир, 
Тёплая подкладка, 
А в середине сладко. (Слива)

В садочке есть плод,

 Он сладок, как мёд.

 Румян, как калач,

 Но не круглый, как мяч.

 Он под самой ножкой

 Вытянут немножко.(Груша)

Ведущий: Ой, что же это я наделала?! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой  урожай. Овощи в одну сторону, фрукты  - в другую
Игра “Разложи фрукты и овощи” (Воспитатель)

 дифференциация «фрукты - овощи» 
(5 девочек и 5 мальчиков из подноса с овощами -  фруктами выбирают:
 
девочки -  овощи, мальчики -  фрукты, передают другим пяти (девочкам  - мальчикам);
Образование относительных прилагательных: 
(следующие 5 девочек  и 5 мальчиков, говорят про свой овощ -  фрукт)
Ведущий:  Какой бывает сок, подумай, не зевай! Своё словечко быстро, точно называй!
Сок из фруктов какой? (яблоко - яблочный…)
Ведущий:   Много блюд из овощей, салатик назови скорей! 
Салат из овощей какой?(морковь - морковный)...

(Учитель-логопед)

Ведущий: Сосчитайте, что у нас на подносах и обозначьте цифрой. (Воспитатель)

Конкурс «Собери урожай».
Ведущий: А умеете ли вы собирать урожай? Сейчас мы посмотрим. Ваша задача с закрытыми глазами собрать урожай картошки вот в эти лукошки (Раздача детских ведерок).

 (Инструктор по физической культуре)

1 ребенок: Весь собрали урожай.
Ты  попробуй, сосчитай -
Вот картошка, вот морковка.
Репку выдернули ловко.
Свеклу и чеснок, и лук,
Собирали десять рук.
2 ребенок: Овощам осенним – здрасьте,
Ну-ка все в корзинку влезьте.
Урожай, урожай,
Не ленись-ка – собирай! (Воспитатель)
Ведущий: Какие трудолюбивые ребята! Давайте подсчитаем сколько картошек собрали участники. (Подсчет количества картошки, собранное каждым участником). 

Потрудились вы на славу. Ну, а песни об урожае вы знаете? Давайте споем песню про это.

Дети исполняют песню «Урожай собирай!»  (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
(Музыкальный руководитель).

Воспитатель : И все-таки я считаю, что всю красоту осени можно увидеть только в лесу (на мониторе появляется картинка осеннего леса Слайд №6). 

Вот мы  с вами и в лесу... Посмотрите, сколько разноцветных листьев под ногами, а давайте с ними потанцуем.

Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Упражнение с осенними листьями» муз. М.Леграна, мел. из к/ф «Шербургские зонтики» (А.И. Буренина Программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика»)

(Инструктор по физической культуре)

Ведущий:  Ребята, давайте соберём осенний букет из этих листьев.
 (на экране по ходу слов пальчиковой гимнастики появляются листья 
берёзы, рябины, тополя, осины, дуба. Слайд №7 - анимация)
 Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять -  

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики  дуба (загибать поочерёдно пальцы)
Мы соберём в садик осенний букет отнесём.

(сжимать и разжимать кулачки)
(на экране появляется ваза, в которой красивый букет из осенних
 листьев Слайд№8)(Инструктор по физической культуре, учитель-логопед).
Ведущий:  А что ещё растёт в лесу? (Ответы детей - ягоды) 

Игра «Назови ласково» - работа над грамматическим строем речи (с мячом)
- Мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать, вам
 нужно обычные слова превратить в ласковые: земляника, черника,
голубика,  костяника, клюква, брусника, ежевика, малина, морошка, клубника. (Учитель-логопед, инструктор по физической культуре).

Физкультминутка «Осенний лес».

(Дети выполняют упражнения стоя в кругу под фонограмму «Шум леса»)

Ведущий:  

Заходи в осенний лес! (дети выполняют ходьбу на месте)
Много здесь вокруг чудес!
(разводят руки в стороны и оглядываются вокруг)
Вот березки золотые стоят, (поднимают руки вверх)
Под березками грибочки на нас глядят
... (приседают и выполняют упражнение "Грибок")
В корзинку прыгнуть хотят...(встают и выполняют упражнение "Корзинка")
Упражнение "Грибок" - на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.
Упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком", ладони
 повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки). (Инструктор по физической культуре)

(По окончании воспитатель обращает внимание на экран монитора, на экране три съедобных гриба и мухомор Слайд № 9).
 Игра «Четвёртый лишний» (Воспитатель)

 (обобщение -  исключение)
Ведущий:  

Вышли на полянку,

Сели все в кружок, 
Угадай, кто лишний,

Милый мой дружок!
- Как назовём одним словом? (грибы)
Что лишнее, почему?
(ответы детей).

(на мониторе появляется картинка    белки с орехами Слайд № 10). 

Ведущий:  Ой, ребята, а это кто. 

(Ответы детей: Белка. Орехи к себе в дупло несет). 

Ведущий:   А зачем?

(Ответы детей: К зиме готовится).

Ведущий:  У меня есть знакомый зайчишка трусишка, он тоже очень интересно готовится к зиме, кто знает как?

(Ответы детей: Меняет шубку с серой на белую).

Ребята, а вы знаете, как тяжело бывает животным найти пропитание в лесу. Но мы с вами можем им помочь – набрать желудей, орехов и грибов.

Эстафета «Поможем лесным зверям»

На пол высыпаются орехи, желуди и муляжи грибов. Трем детям дается по корзинке, которые они должны, как можно быстрей, наполнить тем, что  изображено на картинке. (Инструктор по физической культуре, воспитатель).

Беседа о птицах. (Воспитатель)

Ведущий: Молодцы, ребята. Я думаю, что с вашей помощью наши друзья намного легче переживут холода. Но в лесу есть другие обитатели. (На мониторе появляется изображение разных птиц Слайд № 11). Разрешите, пожалуйста спор между птицами. Все ли птицы, которые здесь сидят, должны остаться на зиму? (и перелетные, и зимующие вперемешку).

- Почему не может остаться грач, скворец, лебедь и цапля?

- Перелетные должны улететь из-за чего? (нечем питаться)

- А чем они питались?

- А как всех птиц называют, которые остаются у нас на зиму?

-  А кто знает стихи про перелетных птиц?

1 ребенок:

Птиц провожают в дорогу леса:

Долгое эхо летит в небеса.

Птиц провожают в дорогу луга:

Выросли травы в большие стога.

Даже вослед им, как будто крылом,

Пугало машет пустым рукавом. 

 (Т. Белозеров) 

2 ребенок:

 Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно тоже в Африку улететь хотят. 

(И. Токмакова) 

Ведущий: А кроме перелетных птиц еще, какие есть птички.

Ответы детей: Зимующие, которые остаются зимовать с нами.

(На мониторе картинки с зимующими птицами слайд №12)

Ведущий: Назовите их.

Ответы детей: Голубь, воробей, ворона, синичка.

Ведущий: Молодцы, ребята, много вы всего знаете и умеете! Но наше путешествие подошло к концу. Расставаясь с осенним лесом, давайте поиграем с лесным эхом.
Игра «Лесное эхо» (Учитель-логопед)
Эхо лесное, спросить могу?
Дети: Ау - ау - ау!
Ведущий: Куда это листья лесные пропали?
Дети: Опали - опали  - опали...
Ведущий:  Птички - певички, давно ли галдели?
Дети: Летели, летели, на юг улетели...

 (на экране появляется клин журавлей, звучит курлыканье журавлей. Слайд №13)
Воспитатель обращает внимание на корзинку, полную фруктов.

Воспитатель:

Вижу, вижу, любит осень, детвора! 
И за это вам подарки осень в группу принесла. 
Ешьте их и поправляйтесь, витаминов набирайтесь.
Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь,
Говорю вам: «До свидания, до счастливых новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прощай осень». Конспект итогового интегрированного занятия. Подготовительная группа.

«ПРОЩАЙ ОСЕНЬ.»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с элементами психогимнастики.ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Формировать обобщённое представление об осени, закреплять знания о характе...

Конспект итогового мероприятия: на тему "Осенний калейдоскоп"

Непосредственно образовательная деятельность направленная на освоение детьми образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Музыка"...

Конспект итогового мероприятия по теме: Осень. Овощи.

    Итоговое мероприятие  по теме «Осень. Овощи» я решила провести в форме игры - путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игро...

конспект итогового занятие по экологии "Осень".

конспект итогового занятие по экологии "Осень"....

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ. Конспект итогового занятия "Осень" для детей подготовительной группы

Это занятие проводилось 6 ноября 2013г. Цель: закрепление у детей знаний о всех периодах осени в музыкальной деятельности. Предоставление детям возможности  создать образ осени через эмоцию ...

Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому экспериментированию в старшей группе на тему: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории» (Показ на окружном методическом объединении)

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Все занятие проводится в игровой форме. С помощью экспериментов, дети приучаются к самостоятельному поиску причин, способов действий....

Конспект итогового занятия "Осенний лес"

в старшей группе "Капитошка"...