Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

Капустина Светлана Анатольевна

Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_puteshestvie_s_gnomom.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Рабочая программа

 по социально-эмоциональному развитию  детей старшего дошкольного возраста

          «Путешествие с гномом»

     Пояснительная записка

Дети приходят в нашу жизнь - крохотные, беззащитные, но такие родные и дорогие. Первая улыбка, первое слово, озорной и заразительный смех наполняет радостью наши сердца. Детство - мимолетная пора, но самая ответственная для нас взрослых. Мы в ответе за жизнь и здоровье наших детей, мы в ответе за будущее, которое закладывается в самом раннем возрасте.

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому довольно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы дети могли поступить в престижные школы, а затем в вузы), забывая об эмоциональной сфере не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие  интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют свою жизнь человека и его место в социуме.

Сегодня в педагогике и психологии особую актуальность приобретает проблема исследования эмоциональной сферы детей. Прочитав книгу Н.Л.Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль 1988 г., публикации Т.В.Гуровец, Р.Е. Левиной, пришла к выводу, что способность к распознанию эмоциональных состояний важна для любого ребенка, не успешность социальной адаптации часто связана с отсутствием навыков общения. А расстройства в эмоциональной сфере могут вызвать затруднения при выполнении интеллектуальных заданий, снизить работоспособность, привести к нарушению поведения.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает детям возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить их словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

Программа «Путешествие  с Гномом» знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снижению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям. Программа проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений. Многие упражнения, игры и сказочные истории могут быть использованы родителями.

Программа  «Путешествие с Гномом», выстроенная, как система занятий, не может быть ограничена взаимодействием педагога с детьми только в процессе занятийной  деятельности.  Программа ориентирована на организацию особого рода взаимодействия педагога и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности (прогулках, играх, изобразительной деятельности, праздниках и тд.)

                Цели и задачи программы:

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.  Расширение знаний у детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

2.  Развитие способностей  у детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

3.  Формирование и развитие умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

4.  Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

            Основные принципы организации  

      социально-эмоционального развития

  1. Интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, математическое, художественное, познавательное и др.).
  2. Использования различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.
  3. Организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка)
  4. Организации деятельности на рефлексивной основе ( анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск в собственных действиях и поведении).

                     Структура программы

Программа развития эмоциональной сферы детей  4-5 лет «Путешествие с Гномом» включает 36 занятия и состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».

Раздел №1. «Мои эмоции»(17 занятий). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные:

- на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, страх, гнев;

- на знакомство с новыми эмоциями (отвращение, зависть, вина);

- на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;

- на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения;

- на развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика и жесты, учит пользоваться ими для выражения собственных чувств и переживаний. Содержание этого раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит или радует, для этого можно включить в занятия элементы песочной терапии.

Раздел №2. «Я и эмоции других людей» (9 занятий.) В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на понимание индивидуальных особенностей других людей, на распознавание эмоциональных реакций окружающих, на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

В этом разделе педагог формирует у детей умение понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек, анализировать эти чувства, не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.

Раздел №3 «Навыки общения» (10 занятий). Этот раздел является итоговым. В данном блоке в ходе упражнений формируются знания об основных эмоциях, приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Педагог знакомит детей с анализом причин межличностных  конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать крайнего проявления - драки. Все знания, полученные детьми в процессе реализации этого блока упражнений, приобретаются через создание  педагогом проблемных ситуаций, разрешая которые дети будут овладевать определенными коммуникативными навыками.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого из них составляет 15-20 минут. Занятия по каждой теме строятся в доступной и интересной для детей форме – в форме театрализованной игры, которая  включает в себя следующие приемы активного обучения:

  1. Этюды (мимические и пантомимические) проводятся на заданную тему и позволяют ребенку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
  2. Элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводят к взаимному усилению влияния на ребенка и той  и другой деятельности.
  3. Музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений.
  4. Сюжетно-ролевые игры в сочетании с песочной терапией ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость».

Каждое занятие программы начинается приветствием друг друга улыбкой. Все занятия проводятся от лица куклы-гнома, что обеспечивает  восприятие обучения  не как назидание со стороны взрослых, а как простую игру, в ходе которой каждый ребенок приобретает нужное знание. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры. Программа «Путешествие с Гномом» может быть  использована, как основа работы или проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

          Календарно-тематический план

Раздел 1. «Мои эмоции»

№ п/п

Тема занятий

                 Содержание занятий

Время проведения

1.

Вводное занятие

Разминка. Упражнение «Гномики в лесу». Упражнение «Кто сидит справа(слева) от меня». Рисунок «Маленькие человечки».Заключение.

сентябрь

2.

«Путешествие в страну Радости»

Упражнение «Страна радости». Упражнение «Зеркало». Игра «Я радуюсь, когда…». Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму». Рисунок «Веселые гномы».Заключение

сентябрь

3.

«Путешествие в страну Грусти»

Упражнение «Страна грусти». Игра «Я грущу, когда…». Упражнение «Покажи эмоцию». Этюд «Золушка». Рисунок «Радость-грусть». Заключение

сентябрь

4.

«Путешествие в страну Удивления»

Упражнение «Страна удивления». Упражнение «Маски». Упражнение «Прогулка по стране Удивления». Этюд «Фокусник в цирке». Рассказ «Круглые глаза». Рисунок «Чудеса». Заключение

сентябрь

5.

«Путешествие в страну Страха

Упражнение «Страна Страха». Упражнение «Страх- это…». Упражнение «Победим страх». Упражнение «Посмеемся над страхами». Рисунок «Страшный сказочный герой». Заключение.

октябрь

6.

«Маленький Гномик и Баба Яга»

Упражнение «У страха глаза велики». Этюд «Маленький Гномик и Баба Яга» (проигрывание сказки).

октябрь

7.

«Путешествие в страну Злости»

 Упражнение «Страна злости». Упражнение «Шкала злости». Этюд «Злой принц». Упражнение «Прогони злость». Заключение.

октябрь

8.

«Победитель злости»

Разминка. Игра с песком «Победитель злости».

октябрь

9.

«Путешествие в страну Отвращения»

Упражнение «Страна Отвращение». Упражнение «Кто что не любит». Этюд «Кислое яблоко» Этюд «Бабушка ошиблась». Рисунок «Новая эмоция»

ноябрь

10.

«Мы узнали много нового»

Упражнение «Узнай эмоцию». Упражнение «Сравниваем эмоции». Этюд «Еж и лягушка». Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится. Заключение.

ноябрь

11.

«Путешествие в страну Вина»

Упражнение «Новая страна». Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда…». Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как». Этюд «Грибники»

ноябрь

12.

«Путешествие Гусеницы»

Упражнение «Разные эмоции». Игра-инсценировка «Путешествие гусеницы»

ноябрь

13.

«Путешествие в страну Зависть»

Упражнение «Путешествие в страну Зависть». Упражнение «Завистники». Этюд «Завистливая Белочка». Рисунок «Что нового мы узнали»

декабрь

14.

«Королевство эмоций»

Разминка «Вспомним эмоции». Игра-инсценировка «Королевство эмоций»

декабрь

15.

«Наши эмоции»(1-е занятие)

 Разминка. Игра «Придумай сказку». Игра «Джинн». Рисунок «Мне понравилось упражнение…»

декабрь

16.

«Наши эмоции»(2-е занятие)

Разминка. Упражнение «Я чувствую». Этюд «Сломанные качели». Рисунок «Поезд эмоций».

декабрь

17.

Заключительное занятие по разделу «Мои эмоции»

Разминка. Игра «Зеркало». Игра «Зашифрованное письмо».

январь

Раздел 2. «Я и эмоции других людей»

18.

«Наше хорошее настроение»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Беседа «Что такое радость?». Упражнение «Кто как радуется». Игра «День рождения».

январь

19.

«Мы сегодня не грустим»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Игра «Сравни лицо». Игра «Грустный паучок». Этюд «Кролик и Еж». Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

январь

20.

«Победим страх»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Слушай и показывай». Игра-инсценировка «пчелка в темноте».

январь

21.

«Смешинки и злючки»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Смешинки и злючки». Упражнение «Сравни эмоции». Игра «Коврик злости». Рисунок «Цвет злости».

февраль

22.

«Ты не виноват»

Разминка. Беседа «Ты не виноват».

февраль

23.

«Мы все такие разные»

Разминка. Упражнение «Вспоминалки». Этюд «Грязнуля».

февраль

24.

«Зависть-это не всегда плохо»

Разминка. Упражнение «Что нам показывает поза». Игра «Отгадай настроение сказочных героев». Беседа «Зависть-это не всегда плохо». Этюд «Трудолюбивый Ежик».

февраль

25.

«События и эмоции»

Упражнение «Какое у меня настроение». Упражнение «Отгадай животное и его настроение». Упражнение «Что чувствует мальчик?». Рисунок «Событие и переживание».

март

26.

«Мотивы поведения»

 Разминка. Игра «Мотивы поведения».

март

Раздел 3. «Навыки общения»

27.

«Волшебные слова»

Вступление. Игра «Собери пазл». Игра «Угадай игрушку». Подвижная игра «сороконожка». Рисунок «На занятии мне больше всего понравилось…»

март

28.

«Давай поговорим» (1-е занятие)

Беседа «Как вести себя во время разговора». Упражнение «Для того чтобы слушали меня, я должен…». Этюд «Я слушаю друга».

март

29.

«Давай поговорим» (2-е занятие)

Вступление. Игра «Иностранец». Этюд «Рыбки в пруду». Этюд «Подарок другу». Игра «Без слов».

апрель

30.

«Поиграем вместе»

Вступление. Игра «Собери игрушки». Упражнение «Не урони мяч». Игра «Сядь на стул». Игра «Рисуем вместе».

апрель

31.

«Наши поступки»

Беседа взрослого о хороших и плохих поступках. Рисунок «Мой хороший и мой плохой поступок». Обсуждение рисунков.

апрель

32.

«Мы в группе детского сада»

Упражнение «Мое настроение утром». Игра «Про Обидку и Грустинку». Подвижная игра «Мы играем вместе». Этюд «Разные ситуации». Упражнение «Невидимая нить».

апрель

33.

«Я в общественных местах»

Игра-инсценировка «Могло бы и не быть»

май

34.

«Про друзей»

Этюд «Рыжик». Этюд «Кусочек сыра». Упражнение «Обезьянки». Этюд «Самый большой гриб». Рисунок «Мой друг».

май

35.

«Про взрослых»

Этюд «неподаренный подарок». Этюд «В троллейбусе». Этюд «Золотая осень»

май

36.

Заключительное занятие «Невоспитанный Мишка»

Игра-инсценировка «Невоспитанный Мишка».

май

                 Планируемые результаты:

Ребенок сопереживает родным и близким, проявляет сострадание к героям сказок, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации, правил и норм поведения.

Ребенок использует приобретенные знания о правилах поведения на улице, общественных местах (театр, магазин, транспорт, поликлиника) в повседневной жизни.

       Методы изучение результативности:

  1. Наблюдение за поведение ребенка в разных видах деятельности.
  2.  Анкетирование родителей.
  3.  Продукты детской деятельности.

       Способы обработки результатов:

  1. Обобщение результатов в таблицы
  2.  Качественный анализ данных обследования

Показатели и индикаторы успешности развития

      детей среднего дошкольного возраста:

  Критерии

ФИ ребенка

Сентябрь

Май

Ребенок вступает в разные виды общения.

Ребенок владеет навыками невербального общения

Ребенок адекватно реагирует на замечания взрослых и может объяснить причины своих поступков

Ребенок проявляет элементы критичности при оценке поступков окружающих и себя.

Ребенок проявляет сочувствие, эмпатию, толерантность по отношению к другим людям.

У ребенка сформированы начала высших чувств (эстетические, нравственные, интеллектуальные), которые становятся мотивами поведения.

Ребенок умеет распознавать свое настроение  его причины, корректировать его

Ребенок умеет вести себя в общественных местах, делает попытки преодолеть межличностные «трения», конфликты «мирным путем»

Критерии оценки:

3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.

2 балла - проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

Интерпретация:

Рекомендации:

            Методическое обеспечение:

  1. Бойков Д. И., Бойкова С. В. Как развить навыки общения у ребенка: методические рекомендации. СПб.: ЛОИУУ,1995.
  2.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Учимся понимать друг друга. М.: Дельта, 2005.
  3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Скрипторий, 2003, 2006.
  5.  Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003
  6.  Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей шестого года жизни (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Проект рабочей программы Тема: «Эмоционально – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровые занятия»

  Игра является ведущей формой деятельности ребенка. применение игр в работе с детьми, один из методов в коррекции личности ребенка дошкольника. Игра придает процессу увлекательную форму, ...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...