Духовно-нравственное воспитание Программа "Добрый мир"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Программа «Добрый мир» направлена на реализацию  задач возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в решении  задач  воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в  настоящее время являются  актуальными для  системы дошкольного образования. 

   Цель программы:

- заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в них такие нравственные качества, которые помогут им в жизни не только отличать доброго от злого, но и противостоять против зла, бескультурья;

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих

 задач:

-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

-приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

- научить почитанию родителей,

 - воспитание  любви  к Родине, её культурным традициям;                                                 

 -научить уважению к старшим членам семьи - бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру.

-создание условий творческого развития детей;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dobryy_mir_2.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №16  «БЕРЁЗКА»

                                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО:

Заведующим  

МДОУ д/с

общеразвивающего вида

№16 «Березка»                                                                                                                          

                                                                                                                   

                                                                                                       /________ /

Е.Б..Бычкова/

                                                                                                                  31   августа 2015 г.                                                                              

                                                                                                                             

                                                                                                               Приказ №    от 31.08.15 г

                                 

Программа

дополнительного образования

по духовно-нравственному воспитанию детей

«ДОБРЫЙ МИР»

(православие для малышей)

.

Объект программы -  дети подготовительной к школе  группы

         

                                                                 Волоскова Надежда Владимировна

                                                                      воспитатель, первая  

                                                                      квалификационная категория

                                     

                                                  Московская область

Коломенский район

д. Зарудня

Пояснительная записка

  МДОУ детский сад общеразвивающего вида  № 16 «Березка» с сентября месяца 2012 года имел статус  районной экспериментальной площадки по теме: «Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников» Приказ № 268 от 23.05.2012 г. по Коломенскому РУО.                                                                          

Программа «Добрый мир» направлена на реализацию  задач возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в решении  задач  воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в  настоящее время являются  актуальными для  системы дошкольного образования.  

   Цель программы:

- заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в них такие нравственные качества, которые помогут им в жизни не только отличать доброго от злого, но и противостоять против зла, бескультурья;

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих

 задач:

-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

-приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

- научить почитанию родителей,

 - воспитание  любви  к Родине, её культурным традициям;                                                

 -научить уважению к старшим членам семьи - бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру.

-создание условий творческого развития детей;

Отбор содержания примерной программы произведен с соответствии с принципами:

- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;

-исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

-целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Духовно-нравственная культура»):

  1. «Художественное творчество»- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
  2. «Художественная литература»- формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  3. «Музыка»-развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
  4. «Физическая культура», где прививаются основы здорового образа жизни: формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  5. «Коммуникация»- развитие свободного общения со взрослыми и  

     детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое  

     овладение нормами речи.

  1. «Безопасность»- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира, природы поведения.
  2. «Социализация»- развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

-систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.

                                                                                                       

Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста(старшей и подготовительной группы детского сада ).

Занятия по духовно-нравственному воспитанию проводятся в форме кружковой работы  один раз в неделю, длительностью 25 минут. Всего 36 занятий в год.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

                                    Содержание программы:

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра- путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество». В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы :

 -сюжетные и ролевые игры;

 - драматизация;

- беседа;

- наблюдение;

- экспериментирование;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- конструирование;

- художественное творчество;

- музицирование.

В условиях предметно - развивающей среды:

- прогулки- путешествия;

- выставки;

- спектакли;

- концерты и т.д.

В основу программы положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.                                                                                               Программа состоит из четырёх разделов:

I Раздел «Как устроен мир Божий? »  

Рассказывается о проявлении воли Божьей,  о мире и человеке в устроении мироздания.

 Прогулки по дням творения:

- Прогулка первая «Свет, день, ночь»

-Прогулка вторая «Небо»

-Прогулка третья «Земля, вода, растения»

-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»

-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые»

-Прогулка шестая «Человек, животные»

-Прогулка седьмая « День отдыха (покой)»

II Раздел «Хорошо-плохо»

В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание-трудолюбие-любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.

- Рассказ первый «Что такое хорошо и что такое плохо?»

- Рассказ второй «будь послушным!» (о послушании и трудолюбии)

- Рассказ третий «Помоги!» (о милосердии, любви, заботе)

- Рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» (о прощении, упрямстве)

- Рассказ пятый «Будь скромным! Не хвастайся!» (о скромности и хвастовстве)

- Рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» ( о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)

III Раздел «Устроение отношений в нашей жизни».                                                                                                               Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни- того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле- Родине, в отношении к природе, животным- братьям нашим меньшим.

- Моя семья. Наш род.

- Моя Родина

- Православный храм

- Наши меньшие друзья

IV Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?»      

   Темы четвертого раздела включаем в соответствии с календарем православных праздников и датами Дня Ангела детей и согласовано с работой фольклорного кружка «Березонька». В этом разделе мы говорим с детьми  о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании  и завершении пути  Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Отражается в празднике «До свидания, детский сад».

                         

                             

Методическое обеспечение программы:

1.«Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко

  2. «Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко

3.«Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко

4.«Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко

   5.«Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко

  6.  Музыкальные материалы (CD-диск

    Художественная литература по духовно-нравственному воспитанию детей.

Конспекты занятий, разработки прогулок, экскурсий, игр, бесед

Список литературы:

  1. «Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко
  2. «Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко
  3. «Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко
  4. «Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко
  5. «Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко

   6.  Музыкальные материалы (CD-диск)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...