Семинар-практикум для родителей ДОУ "Формирование готовности детей к обучению грамоте"
материал (старшая группа) на тему

Барышникова Людмила Валентиновна

Семинар - практикум для родителей старшей группы "Формирование готовности детей к обучению грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Формирование готовности детей к обучению грамоте»

Цель: Повышение  педагогической компетентности родителей по вопросам обучения будущих школьников.

Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях; познакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Уважаемые родители, осталось не так много времени до поступления ваших детей в первый класс. И индивидуальные беседы показали, что вы стали уделять время для того, чтобы целенаправленно заниматься со своими ребенком. Это похвально, но из бесед стало понятно, что многие родители, проводя такие занятия с детьми, допускают серьезнейшие ошибки.

Мы предлагаем вам принять участие в семинаре-практикуме, на котором вы узнаете, как учить ребенка-дошкольника, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей, так и у родителей. Как правило, подготовка к обучению грамоте вызывает у родителей больше вопросов, чем формирование у детей математических представлений. Кроме того, часто родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Действительно, выучив буквы, дети могут научиться читать. Но для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Большая часть процесса освоения грамоты приходится на школу. Но некоторую часть умений мы начинаем формировать у детей уже в детском саду.

Родители неосознанно, но упорно допускают следующие ошибки, и тем самым просто вредят своим детям:

  • Путают понятие «звук» и «буква».

В саду не предусмотрено программой знакомство с буквами. И для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим – это звуки, а буквы мы видим и пишем. И в старшей группе дети уже знакомы с таким правилом: «Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем». Поэтому говорить: «Моя дочь плохо произносит шипящие буквы» – не верно. Следует говорить: «Она неверно выговаривает шипящие звуки».

Родителям, занимаясь с ребенком- дошкольником, следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку.

(Практическая часть: родители хлопают в ладоши один раз, когда услышат в слове звук А (ослик, окно, помидор, лев, огурец, стул, мяч, яркий, море))

  • Не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот, меньше.

В русском языке 10 гласных букв А, О, У, Ы, И, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6 [  А, О, У, И, Ы, Э ]. В названии каждой из четырехследующих букв (Я, Е, Ё,Ю) содержатся по 2 звука

Я=Й+А,  Ё=Й+О,  Е=Й+О,  Ю=Й+У (поэтому они и называются йотированными!). Например, в слове юла звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет). Если же йотированная буква встречается после согласной, её звучание в слове меняется и звук Й исчезает ПЁС – ПЬ, О, С (звук й исчез). Слова с йотированными гласными на начальных этапах формирования звукового анализа не следует предлагать детям.

Из 6 гласных звуков один звук – Э – встречается крайне редко. Даже в тех словах, где пишется буква Э, слышится так называемый редуцированный (измененный) звук. Вслушайтесь: этажерка экскаватор в начале слова мы произносим нечто близкое к звуку И. Слов где звук Э слышится и пишется одинаково не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, мэр, сэр и т.п.). Все они редко употребляемые и количество их так невелико, что данный звук не рассматривается при фронтальном обучении детей.  Анализ слов, где звук э представлен буквой Е (лес, мел, день и пр.) также лучше исключить, поскольку он внесет путаницу в знания ребенка о звуковой форме слов.

  • Предлагают для разбора слишком сложные слова

Для полного звукового анализа  мы даем ребенку те слова, произношение которых не расходятся с их написанием (сом, кот, кит, сыр, дым, лук, роза, паук, утки, бусы и т.д.). Это делается для того, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей (сравните, как мы говорим и пишем ЛЕТО, ЮБКА, ЁЖ, СОСЕДКА, ТРОСТНИК).

При звуковом анализе согласные звуки мы называем коротко, без добавления гласных так, как они произносятся в конце слов: самовар, шалаш, пилот, гном и др. Привычные взрослым  ЭМ, ЭР, ТЭ, ША – это названия букв в алфавите, а не звуков.

В саду дети знакомятся с терминами «звук», «слог», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают, синим цветом.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.

Если у ребенка есть расстройства в эмоционально –волевой сферы нарушения внимания памяти речи и есть звуки, которые он произносит не четко, то у него будут проблемы при проведении звукового анализа слова.

А сейчас мы проведем звуковой анализ слова мак так, как мы проводим его с детьми.

(Практическая часть : - проведение  звукового анализа слова мак;

- упражнения со звуковой линейкой;

- упражнение на усвоение звуковой формы слова:

Повез однажды шофер-ослик трех друзей: кота, петуха и мишутку—на экскурсию в город.друзей звали так. В кличке кота был звук и. Кто догадался, как его звали? ‘(Тишка, Мурзик...) В кличке мишутки был звук л. Как его звали? ‚Дети предлагают разные клички, воспитатель помогает выбрать наиболее удачную: Михайло, Малыш, Косолапый...) А в кличке петуха слышался звук т. Какую подобрать ему кличку? (Петушистый,  Голосистый...) Едут Тишка, Михайло и Голосистый по лесным полянкам и песни распевают. А вокруг цветов и ягод видимо-невидимо. Все названия их длинные, Что это были за цветы и ягоды? (Земляника, ромашки). Полакомились друзья ягодой, в названии которой хорошо слышится звук м (земляника, малина). Выбрались они из лесу,  подъехали к какой-то станции, но дежурный не стал говорить, как она называется. «Догадайтесь сами, — сказал он, — но помните, что в названии нашей станции есть звук о». Какая же это была станция? (Солнечная, Облачная, Востряково...)

Въехали зверята в город и пошли в магазин за игрушками. Кот Тишка купил две игрушки, в названиях которых был звук д. Что же он купил? (Пирамиду, домик.) Михайло выбрал для своих братьев-медведей сразу три игрушки, в их названиях слышался звук м. Какие игрушки вы брал мишутка? Петушок Голосистый купил игрушку, в названии которой слышались звуки б и р. Что же ой выбрал? (Барабан, рыбу, Буратино...) И про шофера-ослика не забыли, подобрали для его маленьких ослят веселые игрушки с короткими названиями. Что же друзья купили для ослят? (мяч, шар...). И заспешили звери домой, чтобы затеять веселые игры.)

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить слова на слоги, предложения на слова.Слово делится на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать. Можно подставить ладонь руки под подбородок, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Игровых приемов и упражнений по усвоению слоговой структуры слова много. Рассмотрим один из многих, на миг превратившись в детей.

Педагог: Посмотрите на эту бумажную полоску. В ней как будто спрятаны слова, — слова разные, но начало у всех одинаковое — са-. Какие же это слова? Начинаем их искать: «Са-»

Родители называют сани, сапоги, сало, Саша и др.

Педагог: Вот, оказывается, сколько слов спрятано на этой бумажной полоске, и все они начинались на са-.

Упражнение продолжается: родители называют слова с другой начальной частью (ру-, ма-, ли-).

Прием ведения указкой по полоске бумаги при проговаривании разных слов, начинающихся одинаково, помогает детям уяснить, что слоги в слове произносятся последовательно один за другим.

Игра «Отгадай слово»:

Сейчас мы будем называть слова, — говорит воспитатель, — и отгадывать, какие из них могут быть спрятаны в этой полоске. Кто – нибудь предложит начало слова, а конец мы будем подбирать все вместе. Кто хочет начать слово, назвать его первую часть?»

— Начало моего слова ли-

— Теперь мы будем подбирать слова до тех пор, пока Вы нам не скажете, что кто-то из нас назвал то слово, которое вы «спрятали» в этой полоске.

— Лиса, липа, лисица, лимонад, Лида, ливень.

— Стоп! — произносит ведущий. — Я задумал это слово и «спрятал» его в полоске.

Для анализа предложений берутся простые предложения без предлогов и союзов, состоящие из 2-3 слов.

-А сейчас, я покажу работу с предложением из 2 слов «Лиса бежит». Вы, Светлана Николаевна  будете словом лиса, а Вы, Сергей Юрьевич, будете словом бежит.  И так предложение Лиса бежит. Скажите, кто должен встать первым, а кто вторым?»

Родители: «Первой Светлана Николаевна, вторым Сергей Юрьевич».

Воспитатель: «Правильно. Встаньте по порядку. Итак, я читаю предложение Лиса бежит. Теперь я предлагаю вам поменяться местами. Прочитайте предложение».

Родители: «Бежит лиса».

Детям можно объяснить, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов.

  • Неправильно называют буквы.

Программой ДОУ не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка, но при этом должны знать:

- ребенок должен выговаривать все звуки языка

- звуки отличаются от букв (звуки слышим, произносим, буквы пишем)

- показывая буквы, надо произносить не её официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает - например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. При написании  давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

написать букву в воздухе, на столе;

выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д;

вырезать из бумаги образ буквы;

вылепить из пластилина, теста;

написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Многие родители дают детям задания, основанные на написании чего-либо. На самом деле ребенку совсем не обязательно уметь писать цифры и буквы, намного важнее научить его правильно сидеть при письме, правильно держать ручку, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку).

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

 А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Как распознать неправильный навык?

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет `щепотью`, горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

Кисть жестко фиксирована

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

 Как исправить?

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

В детском саду проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, а не по обучению грамоте. Обучение грамоте – это значит научить ребенка читать и писать, подготовка к обучению грамоте – это значит сформировать у ребенка навыки для дальнейшего успешного обучения грамоте.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Готовность детей к обучению грамоте.

В данной статье раскрываются основные параметры готовности ребенка в обучению грамоте. Описаны этапы овладения процессом чтения. Подробно описывается последовательность работы при подготовке к обучени...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)

Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и  приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Семинар практикум для родителей "Волевая готовность детей к обучению в школе"

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений. Семинар-практикум проводится совместно с детьми. это позволит родителям увидеть уровеннь сформированности у детей произвольность де...

Семинар-практикум «Влияние развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению»

Семинар-практикум с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме. Работа педагога-психолога с родителями детей подготовительных групп....