Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы.
статья (младшая группа) на тему

 

        Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства.  Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала  формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина нашего общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы.                                                                      

                                                               Подготовила :Мильшина Р.Н.

        Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства.  Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала  формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина нашего общества.

             В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы  общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для  человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Проблема художественного чтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. В разработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу в области детской книги. Начало читательского опыта, как и многих способностей,  лежит в детстве. Умением ярко, эмоционально откликаться на прочитанное произведение, видеть в нем  изображённые события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет, видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.    Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

 Для достижения данной цели  в своей работе мы определили  следующие задачи: 

- формировать желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами;

-развивать способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;

- формировать умение анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки.

           Мы считаем, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития нравственных качеств личности ребенка  дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы. Свою работу по воспитанию нравственных качеств личности ребенка в процессе ознакомления его с произведениями художественной литературы ведем   в определенной системе, последовательности.

-Ознакомление с детской художественной литературой.

-Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения  художественной литературы.

-Построение развернутых ответов на вопросы по содержанию, описанию

картинок, представляемых предметов и событий. Пересказ с опорой на вспомогательные вопросы. Сочинение собственных сказок.

 Мы тщательно продумываем дидактические цели, использование наглядности; методику показа; количество наглядного материала и последовательность демонстрации. В своей работе используем различные методы и приемы. Стараемся правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. Метод нравственного развития детей применяем в зависимости от индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Методы и формы работы с детьми, разнообразны, но обязательно учитываем  индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок воспринимает преподносимый ему материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное.  Детство это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к  прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Методика, используемая нами в работе с детьми, строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Важным условием деятельности является учет  возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. В группе создаем положительный эмоциональный фон и благоприятный психологический климат во взаимоотношениях детей, воспитателей и родителей. Поощряем проявления заинтересованности детей в чтении художественной литературы, включаем в этот процесс родителей.  Для всестороннего развития чувств  включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой, например, дети создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовывали выставки: «Моя любимая книга», «Сказки А.С.Пушкина», «К.И.Чуковский». Способствовали развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

            Использованная литература

1. Гербова, В.В., Приобщение детей к художественной литературе. –М.;Мозаика-Синтез,2005.

2.Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

3. Петрова,В.И., Стульник ,Т.Д.,Нравственное воспитание в детском саду.-М:Мозаика-Синтез,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемо...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

 Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и ле...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемо...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-этических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспита...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...