КОНСПЕКТ познавательного занятия «Путешествие в прошлое живой природы» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Аврамчук Ольга Николаевна

занятие позволяет познакомить детей с понятием "Линия жизни", научить детей строить простую систему линия  жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmnoe_soderzhani1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                 КОНСПЕКТ

 познавательного занятия

«Путешествие в прошлое

     живой природы»

в подготовительной группе

     № 9 «Медвежонок»

                                                                            

                                                                                      Воспитателя

                                                                                      МБДОУ д/с №49 «ФЕЯ»

                                                                                      Аврамчук О.Н.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с линией жизни.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Закрепить знания детей о живой   природе. Познакомить с линией жизни растений, животных, рыб и птиц. Учить строить простую систему «линия жизни». Развивать речь детей. Развивать умение отвечать на вопросы и аргументировать свои ответы. Воспитывать интерес к живой природе. Учить ценить и беречь природу.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Линия жизни, семена, росток, саженец, икра, икринки, малёк, головастик, птенец.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Упражнять Владу, Ангелину, Егора  в употреблении названий животных в Т. падеже.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Худ. слово, наглядность, игра, беседа.

МАТЕРИАЛ. Картинки: животные, растения, рыбы, птицы, игрушечная лягушка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Знакомство  с разнообразием природы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

1ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, мы с вами уже познакомились с историей некоторых вещей. Историю каких вещей мы с вами узнали? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами совершали различные путешествия. И все путешествия были в прошлое. Скажите, а вещи были живыми или нет?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Значит, прошлое может быть только у неживых предметов? Как вы думаете? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

ВОСПИТАТЕЛЬ. А давайте сегодня совершим путешествие в прошлое живой природы. Вы согласны?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну, что ж, и транспорт нам надо выбрать живой. На каком виде транспорта мы будем путешествовать?

ДЕТИ. Можно путешествовать на лошадях, на слоне, на верблюде, на осле и даже на собаках.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А если транспорт будет сказочный, то на чём мы можем путешествовать?

ДЕТИ. Можно полететь на гусях-лебедях.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот этот транспорт будет самым  быстроходным и  везде проходимым. Зовём гусей.

                           Гуси-гуси, серые гуси,

                           Быстрее летите,

                           В сказку нас несите.

Дети закрывают глаза, отправляются в путь.

2ЧАСТЬ.

Линия жизни растений.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите кругом, куда мы с вами попали. Деревья высокие стоят со всех сторон.

ДЕТИ. Мы попали в лес.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что в лесу относится к живой природе?

ДЕТИ. Деревья, кусты, трава, цветы, животные, птицы, насекомые.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, а деревья всегда были такими как сейчас?

ДЕТИ. Нет, деревья сначала были маленькими.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Насколько же маленькими они были?

 (Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы так старались, размахивали руками, хотели показать, какими маленькими были деревья. Однако вы не догадались, что сначала деревья были семечками. Посмотрите, сколько у меня семечек на столе. Они все разного размера. Можно по размеру семечка определить, какое вырастет растение-большое или маленькое?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Показывает семечко тыквы. Скажите, растение будет высоким или низким? ( Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, это тыква. Само растение не высокое, а плоды у него огромные, поэтому и семечко большое. А вот это семечко маленькое, а из него вырастет яблоня. Дерево яблони высокое, крепкое и дает нам сладкие вкусные  яблоки. А у сосны, ели и берёзы семечки ещё меньше. А у тополя семечко такое маленькое, что его легко переносит ветер на большие расстояния, и вы все видели летом эти семена. Вспомните пух, который летит в июне. Это и есть семена тополя. У травы свои семена, у цветов свои семена. Значит, все растения в прошлом были чем?

ДЕТИ. Все растения были семечком.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что надо сделать с семенами, чтобы выросли вот такие большие деревья или красивые цветы?

ДЕТИ. Семена надо посадить в землю.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посадим в землю, и сразу будет большое дерево?

ДЕТИ. Нет. Пройдёт много времени, пока семечко прорастёт. Потом будет маленькое деревце. И долго-долго будет оно расти, прежде чем станет большим деревом.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы правильно всё сказали. Семена сажают в землю. Из них вырастает росток. Росток становится саженцем. (Показывает рисунки). Много времени должно пройти, для того чтобы саженцы стали большими деревьями. А когда дерево вырастет, что  с ним произойдёт?

ДЕТИ. Дерево состарится и умрёт, или его спилят на дрова.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что ещё можно делать из дерева?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, мы сейчас с вами познакомились с линией жизни дерева. Такая линия жизни у любого растения: семечко, росток, саженец, большое растение.

3ЧАСТЬ.

ЛИНИЯ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите у нас гости. Кто это?

ДЕТИ. Это зайчик, лиса, белочка, волк и др.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как можно всех назвать одним словом?

ДЕТИ. Это животные.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Я слышу, что они расстроились. Животные говорят, что у растений есть линия жизни, а у них, что нет её?

(Ответы детей.)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, кем был заяц, когда он был маленьким?

ДЕТИ. Зайчонком.

ИГРА «КТО КЕМ БЫЛ?».

Слон – слонёнком.

Лиса- лисёнком.

Волк…

Медведь…

 Белка...

Ёж…

ВОСПИТАТЕЛЬ. Значит, и растения и животные имеют линию жизни. Они рождаются, растут, развиваются, размножаются, стареют и умирают.

4ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Нам пора отправляться дальше. Садимся на своих гусей – лебедей и в путь. Остановка – озеро.

ЛИНИЯ ЖИЗНИ ВОДНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Кто живёт в озере, реке, море?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Каких рыб вы знаете?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот посмотрите, к нам пришла щука. Как вы думаете, из какой она сказки?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, она, видимо, тоже на нас обиделась. Она Емеле помогла, а мы про рыб забыли. Они обиделись, что у них нет линии жизни. Скажите – рыбы живые или нет?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну, если они живые, то у них есть линия жизни. Скажите, из чего появляются на свет рыбы?

ДЕТИ. Рыбы появляются из икры.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Только ли рыбы появляются на свет из икры?

ДЕТИ. Из икры появляются ещё и лягушки.

Воспитатель приносит игрушку – лягушку.

               Раньше были мы икрою, ква-ква-ква!

               А теперь мы все герои, ать – два!

               Головастиками были, ква-ква!

               Дружно хвостиками били, ать-два!

               А теперь мы лягушата, ква-ква!

               Прыгай с берега, ребята, ать-два!

               И с хвостом, и без хвоста

               Жить на свете красота!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

               На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

               Рано утром умывались, полотенцем вытирались,

               Ножками топали, ручками хлопали,

               Влево, вправо наклонялись

               И обратно поднимались.

               Вот здоровья  в чём секрет.

               Скажем всем, физкультпривет!

 (Дети выполняют соответствующие движения).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая ЛИНИЯ жизни у рыб?

ДЕТИ. Икра, малёк  и взрослая рыба.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как вы думаете, много или мало надо времени, чтобы выросли взрослые рыбы?

ДЕТИ. Надо много времени.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что будет, если мы будем вылавливать не только взрослую рыбу, но и мальков?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какая линия жизни у лягушки?

ДЕТИ. Икра, головастик, лягушка.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сколько времени проходит с момента рождения лягушки до её взрослости?

ДЕТИ. Всего одно лето.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какую пользу приносит лягушка?

(Ответы детей).

5ЧАСТЬ.

ЛИНИЯ ЖИЗНИ ПТИЦ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Осталось нам совершить всего один перелёт. Садимся на чудо- транспорт. Говорим волшебные слова. Посмотрите, мы с вами прилетели домой. Но послушайте, что-то наши помощники гуси- лебеди  плачут. Что с ними случилось?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, мы совсем про них забыли. А  гуси это кто?

ДЕТИ. Гуси – это птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А каких птиц вы знаете?

Дети перечисляют.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Кем были наши гуси, когда они были маленькими?

ДЕТИ.  Они были гусятами.

Вопросы к детям:

  1. А кем были скворцы?
  2. Кем были куры?
  3. Кем были орлы?
  4. Кем были голуби?
  5. Кем были утки?

ВОСПИТАТЕЛЬ. И орлята, и гусята, и утята – это птенцы. Значит, все птицы были птенцами. А из чего вылупились птенцы?

ДЕТИ. Птенцы вылупились из яиц.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Назовите линию жизни наших гусей-лебедей.

ДЕТИ. Яйцо, птенец, гусь.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы построили линию жизни не только гусей, но и всех птиц.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте скажем нашим гусям-лебедям спасибо, они нам помогли в пути. Без них мы бы не справились.

Дети благодарят гусей.

ИТОГ.      

ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно сделать вывод. Всё живое имеет линию жизни. Всё живое рождается, растёт, размножается и умирает.

        Дома, пожалуйста, поговорите со своими  родителями о ваших предках. Пусть они расскажут о прабабушках и прадедушках. Если у вас есть их фотографии, то принесите их на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие в мир живой природы"

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи...

Занятие "Путешествие в мир живой природы"

Использование мультимедийного оборудование на занятиях с детьми.Расширять представления детей о живой природе; учить отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей; закреплять ум...

Конспект открытого занятия по ознакомлению окружающего мира "Путешествие в мир живой природы" в подготовительной группе.

Конспек открытого занятия "Путешествие в мир живой природы" в подготовительной группе....

Конспект занятия "Путешествие в мир живой природы"

Конспект занятия "Путешествие в мир живой природы"...

Занятие "Путешествие в прошлое ручки" для детей подготовительной группы

Цель: Познакомить детей с историей ручки.Задачи: продолжать развивать знание детей с процессом преобразования ручки,  активизировать мыслительную деятельность....

Конспект занятия «Путешествие в прошлое счетных устройств» в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование элементарных представлений детей о счетных устройствах.Задачи:Обучающие задачи:- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;- расши...