Экскурсия в групповой мини - музей "Мой дом - Южный Урал".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Нуретдинова Елена Николаевна

Цель данной экскурсии - прививать интерес к культуре и традициям родного края. В ходе экскурсии дети знакомятся с предметами старины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_gruppovoy_mini.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в групповой мини – музей «Мой дом – Южный Урал».

Цель: Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, её культуре и  традициям.

Ход беседы:

- Как называется край, в котором, мы с вами живём?

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют.

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах.

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля.

Кругом самоцветы, железо, руда.

Живут здесь умельцы- мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела.

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал! Недаром ты

Гордостью родины стал!

-У нас в раздевалке оформлен мини-музей. А знаете ли вы, что за предметы мы видим каждый день, для чего они? Рассмотрим всё по порядку.

Обратите внимание на стену. Что вы на ней видите? (Ответы детей).

Мы видим изображение домика, а в его окнах – фотографии с различными видами  симского пруда, в разное время года.

Воспитатель показывает макет русской избы.

- Что это? (ответы детей).

-Верно, это макет русской избы. Из какого материала строились на Руси избы? (ответы детей).

- И наш макет тоже сделан из дерева.

- Что занимало главное место в избе?

- Да, русская печь. А почему?

- Верно. На ней готовили пищу, она согревала  в морозы от холода.

-  Какую мебель мы видим в доме? (Лавки, стол; полати  размещались на печке, чтобы там могли спать дети или  старые люди; кровать; полки для посуды; сундук для хранения одежды).

- Из каких материалов изготавливалась вся мебель? (из дерева).

- Как вы думаете, а из чего шилась постель, одежда, скатерти? (из льняной материи).

- А где её брали? (Женщины сами выращивали лён, потом на специальных станках из льняных ниток ткали полотно и шили одежду).

- Рядом с макетом избы, что вы видите? (макет колодца).

- Для чего он нужен? (Набирать воду).

-Пользуемся ли мы сейчас колодцами? Практически нет, только вдеревнях.

-Откуда мы берём воду? (у нас есть водопровод).

-Из каких материалов изготавливали посуду раньше?  (из дерева, из бересты, из глины).

Рассматривают посуду.

- А что делали, чтобы из неё приятно было кушать? (её украшали, разрисовывали).  У каждой местности были свои секреты изготовления и росписи посуды.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Урало – сибирской росписи, домовой уральской росписи.

- Издавна Урал славился своими  мастерами. И мы видим их изделия. Это фигурки животных. Из какого материала они изготовлены? (Они отлиты из чугуна).

- Это чудо изготавливают  мастера из города Касли.

- Здесь же мы видим фигурки животных, вырезанные из дерева уральскими мастерами.

- Все наши экспонаты стоят на вышитых салфетках. Их тоже вышивали мастерицы Урала. Это очень трудоёмкий и кропотливый труд.

- Что вы ещё видите? (много фигурок лошадок). Для чего они нужны?

- Это образцы игрушек, которыми раньше играли дети. Из какого материала они изготовлены? (Из соломы).

- Кто играл с лошадками? (Мальчики).

- А куклами? (Девочки).

Какими игрушками играем мы с вами? Почему не было игрушек – машин?

(Ответы детей).

Вечером, если темно, что мы делаем? ( Зажигаем электричество).

А раньше, чем пользовались, если было темно? (Зажигали свечи или керосиновые лампы). Вот такую лампу мы видим в нашем мини – музее, в неё наливали керосин и зажигали фитиль.

На южном Урале живут люди разных национальностей, каких? (Татары, башкиры, мордва, чуваши и  т. д.). У каждого из этих народов свои традиции свой язык и, конечно же, свои национальные костюмы.

- Костюмы, каких национальностей вы видите в нашем мини – музее?

( Русский, башкирский).

- Ещё мы с вами видим здесь книги со сборниками русских народных потешек, сказок; башкирских народных сказок и сказок  П. Бажова. Кто такой  П. Бажов? Верно, это знаменитый уральский сказочник. Какие его сказки вы знаете? (ответы детей).

Эти книги вы можете взять домой и попросить  их прочитать своих родителей.

Итог беседы:  Что мы сегодня рассматривали? О чём говорили? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Экскурсия в групповой мини - музей «Деревянная игрушка»

Цель: познакомить и обобщить знания детей об деревянных игрушках.Задачи:         Обогащать знания детей о разнообразии игрушек...

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...