ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КАМНЕТЕРАПИИ
проект (подготовительная группа) на тему

Кузьмина Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ КАМНЕТЕРАПИИ

(информационно-социальный проект)

Слайд 1

       Игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в коммуникативных навыках; в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности; замкнутости; тревожности. Перебирая камешки в руках, ребята становятся более спокойными, уравновешенными.

       Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

       Приёмы камнетерапии я широко использую в психологическом сопровождении эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.      

       Индивидуальное сопровождение ребёнка с повышенной двигательной активностью, с нарушением поведенческой деятельности реализую в информационно-социальном проекте «Удивительный мир камней».

Слайд 2

       В ходе реализации этого проекта дети собирают информацию и реализуют её ориентируясь на собственные социальные интересы. Проектная деятельность носит характер сотрудничества.

Слайд 3

       Цель проекта: развитие у ребёнка собственного представления о себе; преодоление трудностей в коммуникативных навыках; психокоррекция невротических и эмоциональных расстройств; психопрофилактика конфликтности, тревожности; оптимизация психического развития в детском возрасте.

Слайд 4

       Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать внутреннюю позицию воспитанника, мотивация его на учебную деятельность;
  • Способствовать умению организовывать, планировать свою работу, контролировать и оценивать свои действия;
  • Учить воспринимать и анализировать сообщения.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности (интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства: крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.;  дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные камни имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве).

Слайд 5

  • Развивать воображение ребёнка, его речевую активность, кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

Психокоррекционные:

  • Снижение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы посредствам камнетерапии.
  • Развитие конструктивных поведенческих реакций.
  • Формирование способности эмоционального саморегулирования.
  • Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;

Слайд 6

В сказку добрую и знакомую
Дверь волшебную я приоткрою.
Всех, кто хочет узнать побольше,
Приглашу я пойти со мною.

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

А расскажу я вам об  удивительном  мире - мире камней.

Слайд 7

(Знакомство с камнем: счёт, раскладывание по цвету и форме)

       С древних времен камни считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения, наделяются душой и магическими силами. В этих природных оберегах заключена сила стихий природы. Например: Камни для удачи! Мы особенно радуемся, когда встречаем камушек с дырочкой! Берём его с надеждой, что он исполнит наше желание.

Слайд 8

       Игры с камешками стимулируют и выравнивают эмоциональный фон. Помогают преодолевать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей.

(Выкладывание из камней геометрических фигур, цифр, букв)

       Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать можно разные геометрические фигуры, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру.   (Перенесение визуального образа с помощью камня) (Автопортрет, портрет семьи)

 Слайд 9

        Разложив камушки на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, каменное солнце, дерево и т.д. Из разных камешков мы выкладывали себя, свою семью. Это очень непросто подобрать те камушки, нужной формы.

(Создание каменных картин) (Рисование, аппликация на камне) 

Слайд 10

       Увлекаясь игрой, создавали картины «Прочный зонтик для Барбосов», «Крепкий и надежный дом», «Я с лошадкой – мы друзья», «Моя семья». Мастерили модель аквариума, украшая камнями. Коврик из камней, благодаря цветным камушкам всегда выглядит нарядным. На камне можно рисовать, создавать аппликацию.

(Камни бывают разные по происхождению) 

Слайд 11

       Перебирая камушки, дети замечают, что одни камни гладкие, другие шероховатые, с острыми углами. Отвечая на вопросы «почему», «где много камней» делаем умозаключение. Морские волны, набегая на берег и перекатывают камни с места на место. В морской воде, камни бьются друг о друга, они становятся гладкими – гладкими, без единого уголка. На речке нет таких волн, как на море, поэтому камни с острыми углами.  Предлагаю поискать камешки, по дороге домой. Рассматривая, дети делают вывод: что они невзрачные, шероховатые. Рассуждая, ребёнок придумывает обозначение таким камням - дорожные.

(Коллекция камней)

       Камни очень разные, потому что природа их образования разная. Свою форму они обретают благодаря ветру и воде. Есть пословица: «Капля камень точит».

       (Камни твёрдые, прочные, тяжелее воды)

Слайд 12

       Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и исследования,

Камень в руке,  такой твёрдый и холодный. А через время, если прикоснуться камнем к щеке, он теплый, но твёрдый. Сжимай в руке его, сколько хочешь, форму он не поменяет. Это не пластилин. Испытывали камень на прочность. Убедились – его не разбить и гвоздь в него не вбить. Осторожно опускали его в воду, и он мгновенно тонул. Он тяжелее воды. А мокрый камень становился темнее, ещё красивее.

Слайд 13

       Игра с камешками – применима для индивидуальной и групповой арт-терапии. Снятие усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Способствует активному развитию познавательной сферы, задействованы все психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, делая умозаключения, активно включается мыслительная деятельность.

(История. Как появились камни?) (Камни служат человеку много миллионов лет.)

Слайд 14

       Камень всегда интересовал человека. Камни всегда были связаны с жизнью людей, это материал для строительства жилища и как магический символ. Камень был предметом религии. Он служил, как амулет для защиты от непогоды, голода, болезней. В наше время тоже верят в магическую силу камня.

Слайд 15

       А лучший отдых – это в горах. Там спокойно, тепло и уютно. Это то место, где можно отдохнуть душой, восстановить утраченные силы, запастись положительной энергией.

       Камни, камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Охотно с камушками работают и взрослые.

 Слайд 16

      Для всех камень синоним чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе "Экологическая тропа с элементами камнетерапии"

Развивать толерантное отношение у детей к окружающему миру....

Технология камнетерапии

В данном материале дано подробное описание специальных игр с камушками, которые можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в коммуникативныхмнавык...

Проект по направлению «Художественно - эстетическое развитие» Тема: «Удивительные камни» (камнетерапия) (средняя группа)

Основные направления проекта:- познавательно-исследовательское.- речевое развитие.- художественно-эстетическое.Цели и задачи:1. Познакомить детей со свойствами разных камней.2. Научить выделять призна...

Камнетерапия в работе с детьми 5-7 лет.

Очень важным моментом следует считать обращение камнетерапии к личности.Камнетерапия – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека....

Статья "Использование камнетерапии в работе учителя-логопеда"

Использование арт-терапии, ее формы  – камнетерапии, которую можно реализовать как в условиях логопедической группы, так и дома с родителями, позволяет сочетать коррекционную работу с норма...

Камнетерапия

Камнетерапия – это один из наиболее эффективных способов работы с детьми. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние...