«Развитие коммуникативных навыков у детей среднего возраста в процессе социализации».
консультация (средняя группа) по теме

Степанова Мария Михайловна

Консультация для педагогов.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx60.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5

Консультация « Развитие коммуникативных навыков у детей среднего возраста в процессе социализации».

Выполнила: воспитатель средней группы

Степанова М.М.

г. Комсомольск-на-Амуре

2016

 Понятие социально-коммуникативное развитие

 в психолого-педагогической литературе.

Социально - коммуникативное развитие - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Реализация принципов образовательной области:

  1. Усвоение норм и ценностей принятых в обществе.
  2. Развитие общения взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий.
  1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  1. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  1. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
  1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по «Социально-коммуникативному развитию» в соответствии с ФГОС:

- Организация сюжетно-ролевых игр;

- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

 Особенности социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.  В дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок выходит за пределы семейного круга. Взрослый все больше становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Ребёнок четырех лет может определить человека, выполняющего действие, от самого действия. Впервые он начинает осознавать и задумываться над тем, что помимо действий существуют те, кто их выполняет. Если раньше ребёнок просто выполнял действие, то теперь он совершает его, подражая взрослому. Таким образом, перед ребёнком начинает особым образом выступать социальная роль взрослого.

Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности в свою очередь благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи. В этом возрасте ребёнок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознаёт доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменение настроения, эмоциональное состояние близких, сверстников, проявляет сочувствие, внимание.

Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой и конструкторской деятельности. Ребёнок уже в состоянии освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделять от себя другие роли.

Дети 4-5 лет могут выстроить последовательность игровых конструкций в соответствии с логикой развития сюжета. У них появляется возможность установления ролевых взаимодействий с другими участниками игры.

В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив.

Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

Этот возраст характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнёры в разных видах деятельности. Всё это приводит к дифференциации межличностных отношений в группе.

 Сюжетно-ролевая игра, как вид образовательной деятельности

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основными компонентами сюжетно-ролевой игры выступают: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Среди основных сюжетно-ролевых игр характерных для детей среднего дошкольного возраста можно выделить: «Семья», «Большая стирка», «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.

В четыре года, большинство детей начинают самостоятельно исследовать окружающий мир. В этом нелегком деле и помогает сюжетно-ролевая игра. Игра - один из ведущих видов детской деятельности. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия, чаще всего с помощью знакомых им игрушек. В этом возрасте особое значение приобретают новые предметы-атрибуты, они вносят «свежую струю» в сюжетно-ролевую игру, позволяют развить сюжет игры, и по- новому увлечь детей.

Следует особо отметить, что сюжетно-ролевая игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки и материал для создания игрушек-заменителей, тем самым развивает его воображение, помогает увидеть один и тот же предмет под разными «углами», именно он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре. 

Заключение

Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников - весьма актуальна. В современных условиях необходимо воспитывать детей так, чтобы они легко могли преодолевать трудности жизни, умели договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

Дошкольный возраст - это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть, как взрослый» и подражать ему: в действиях, в диалоге между сверстниками. Работу по социально - коммуникативному развитию детей необходимо начинать с дошкольного возраста, потому, что именно в этом возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремиться проявлять самостоятельность.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно. Возраст от 4 до 5 лет - это возраст интенсивного становления социально-коммуникативных потребностей и самосознания ребёнка, его первые морально-этические представления об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельности

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельностиСвоё сообщение я бы хотела начать со слов  Антуан де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роско...

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста на второе полугодие 20-- /20-- учебного года в разновозрастной группе (4-5, 5-6) «Малинка»

Данный план может стать основой для составления своего плана на конкретную группу. В плане представлены основные педагогические приёмы по развитию коммуникативной компетенции у детей средней группы а ...

презентация "Формирование коммуникативных навыков у детей средне йгруппы в процессе игровой деятельности"

Формирование коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельности...

Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"

Развитие  социально- коммуникативных  навыков  у детей раннего возраста  происходит в процессе игровой деятельности. Именно  в игре   ребенок  отражает...

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность      Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообще...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...