Реализация принципов полифункциональности, трансформируемости оборудования в образовательной среде структурных подразделений учреждения
методическая разработка на тему

Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым  в ближайшем будущем  и уже работают все дошкольные учреждения России. Включая развивающую предметно-пространственную среду группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_yanvar_2016.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация принципов полифункциональности, трансформируемости оборудования  в образовательной среде структурных подразделений учреждения»

Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым  в ближайшем будущем  и уже работают все дошкольные учреждения России.

1 слайд: Развивающая предметно-пространственная дошкольного учреждения должна быть:

  • содержательно-насыщенной;
  • полифункциональной;
  • трансформируемой;
  • вариативной;
  • доступной и безопасной.

И все мы к этому идём, кто-то уже может много рассказать о среде согласно ФГОС ДО, кто-то наполовину, кто-то совсем пока ничего.

Но мы с вами не остаёмся в стороне, и не сидим на месте: пытаемся менять, пополнять, переставлять, переделывать….

2 слайд: Но сегодня хотелось бы остановиться на принципе – полифункциональности. В частности полифункциональные игрушки и пособия. Итак, что же такое полифункциональность?

По ФГОС ДО полифункциональность материалов предполагает:

  1. возможность разнообразного  использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм);
  2. наличие в группе полифункционалдьных (не обладающих жестко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности, в том числе в качестве предметов-заместителей.

3 слайд: хочу привести несколько очень простых на мой взгляд, примеров, которые соответствуют понятию – полифункциональности: например «Развивающее панно».

4 слайд: казалось бы, что можно ещё придумать: расстегнул, застегнул, переместил с места на место, но вариантов использования может быть много! Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик  все детали, можно их использовать в образовательной деятельности. А можно всё это использовать в центре «Хозяюшка» - кормить кукол, угощать друг друга.

5 слайд: взять, например, обыкновенные вкладыши, дети их очень любят. Их можно также использовать многопланово – полифункционально! В играх с водой, с песком, с камешками. Воспитатели привыкли учить детей – каждой вещи своё место – надо убирать стереотипы пусть ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется и требует его внутреннее «Я».

6 слайд: также можно использовать контейнеры с заменяемыми наполнителями. В начале своей деятельности всегда учим детей – нельзя трогать , только смотрим глазками и ходим ножками – но ребёнку просто необходимо потрогать всё это.

7 слайд: а крышки? Обыкновенный бросовый материал, а сколько игр можно с ними придумать – от сухого бассейна до дидактических игр.

8 слайд: а непроливайки – это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики. В общем примеров достаточно – главное для себя, как для педагога сделать вывод – игрушки и пособия должны быть полифункциональны!

(Выполнение практического домашнего задания – представить вниманию педагогов полифункциональное оборудование и рассказать из чего изготовлено, как используется – первая младшая и вторая группа раннего возраста)

А теперь рассмотрим – принцип трансформируемости среды – который связан непосредственно с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличии от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством). Среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».

Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

(Выполнение практического домашнего задания – представить вниманию педагогов транформируемое оборудование и рассказать из чего изготовлено, как используется – младше-средняя и старше-подготовительная группы)

Презентация составлена на основе фотографий размещённых в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкторы LECO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы.

В соответствии с современными требованиями развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной, должна со...

Основная образовательная программа структурного подразделения "детский сад" МКОУ "Канашская СОШ" в соответствии с ФГОС.

Данная программа разработана коллективом педагогов детского сада самостоятельно, на основе программы дошкольного образования под редакцией Н.Вераксы "От рождения до школы" и определяет содержание и ор...

«Использование конструкторов LEGO, как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды».

В соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной,  безопа...

КОНСТРУКТОРЫ LEGO КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ

В соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной,  безопа...

«Использование конструкторов Лего, как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды»

laquo;Использование конструкторов Лего, как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды»...

Консультация для воспитателей «Конструкторы «LEGO», как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды»

Конструирование – это очень интересное и увлекательное занятие. В работе с детьми можно использовать различные виды конструкторов, учитывая их возрастные особенности. Я расскажу Вам немного...